Версия для печати 2438 Материалы по теме

Госслужба должна быть конкурентоспособной

О том, как сегодня меняется государственная служба, обновляется кадровый состав, трансформируется образ современного чиновника, говорили и на пленарной дискуссии «Современное государственное управление: госслужба новой формации». «Последние годы принесли для государственной службы новые вызовы. Стандартный госслужащий должен уметь работать в интернете, общаться с гражданами в соцсетях. Задачи перестают быть односложными, они становятся более комплексными, и это требует от государственных гражданских служащих новых навыков и компетенций», — отметил в своем большом выступлении А. М. Талыбов, заместитель министра экономического развития РФ.

Современная система государственного управления должна еще и привлекать молодежь. По мнению чиновника, молодые специалисты, приходя на госслужбу, должны видеть, что она престижна, хорошо оплачиваема, а сотрудники имеют достаточный социальный пакет для того, чтобы работать, не думая о проблемах. «Очень важно, чтобы государственная гражданская служба в этом смысле была конкурентоспособной». Хотя, по мнению Талыбова, одной зарплатой конкурентоспособность обеспечить невозможно. И здесь на первый план выходит глобальность решаемых задач, ответственность, возможность самореализации, обучения. Организация должна предоставить сотруднику все условия для того, чтобы тот мог профессионально развиваться.

Новый формат организации рабочей среды

Более подробно Талыбов остановился на организации современной рабочей среды в правительственном комплексе на территории международного делового центра «Москва-Сити» (см. справку «Бюджета»), что позволило «вплотную подойти к реализации именно проектных принципов достижения результатов». В этих министерствах внедряются опенспейсы, когда руководитель и подчиненные сидят в одном пространстве и постоянно видят друг друга. «Современная рабочая среда правительственного комплекса дает ряд возможностей, которые в принципе невозможны при традиционных форматах организации рабочего пространства. Она нацеливает на то, чтобы сотрудники сконцентрированно подходили к своему времени, к решению стоящих перед ними задач. Более того, все находятся в зоне общего контроля — это тоже определенным образом мотивирует, появляется внутренняя конкуренция: каждый хочет быть более эффективным, чем его коллеги».

Справка «Бюджета»

На данный момент в единый правительственный центр, расположенный в «Москва-Сити», в башне 2 в «IQ-квартале», переехали центральные аппараты Минэкономразвития России, Минпромторга России и Минкомсвязи России, а также их подведомственные организации.

Конечно, такая форма работы некомфортна для сотрудников, предпочитающих прятаться в кабинетах от тех задач, которые они должны решать в рамках выполнения своих государственных функций. В обычной среде, пока служащий дойдет по длинному коридору до своего руководителя, пока запишется к нему через секретаря, пока попадет на прием, пройдет столько времени, что зачастую и решать уже нечего. Заместитель министра экономразвития считает, что кабинеты чиновников не должны превращаться в закрытые крепости, куда надо прорываться. «Проблемы надо решать быстро, это современный мировой тренд. И мы создаем пространства, где эта коммуникация происходит мгновенно. В этом направлении будем двигаться и дальше, будем предлагать распространять подобные практики организации управления, так как видим в них большой потенциал», — добавил Талыбов.

Проректор РАНХиГС Д. А. Буташин также отметил, что министерские чиновники, которые привыкли прятаться за тяжелыми дверями, действительно постепенно исчезают. «Они уходят, не выдерживая работы в новой формации. Их заменяют те, кто к такой открытости готов», — добавил он. Высказал свое мнение по этому вопросу и директор Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ А. В. Сороко, сказав, что новая рабочая среда в правительственном комплексе — одна из эффективных моделей управления. «Это один из тех положительных результатов за последние несколько лет, которым можно гордиться».

Чиновник в «цифре»

В своем выступлении Сороко затронул и тему цифровизации государственной службы. «Указ Президента РФ о развитии государственной гражданской службы, вышедший в прошлом году, достаточно четко определил масштабные задачи, которые поставлены перед нами по цифровизации кадровой работы государственной гражданской службы. Сейчас можно смело сказать, что мы находимся на этапе реализации этих задач», — сказал он. В частности, по его словам, уже в прошлом году федеральные органы исполнительной власти перешли на работу с единой информационной системой управления кадровым составом. 58 субъектов РФ также активно включились в данную работу и внедряют у себя в регионах эту систему. «Я думаю, что этот процесс в течение 2020–2021 годов мы полностью завершим. Все субъекты перейдут на прямую работу с этой системой, поскольку она подразумевает единые подходы и дает регионам возможность взаимодействовать между собой в кадровых вопросах», — отметил чиновник.

Также Сороко рассказал, что в федеральных министерствах и региональных администрациях создаются личные кабинеты руководителей, где они могут видеть работу своего ведомства в режиме онлайн. По итогам прошлого года 60% личных дел уже переведено в электронный вид. Каждому сотруднику до конца 2020 года создадут цифровой профиль, где будет видна информация о нем и его действия. В единой информационной системе чиновники также могут обучаться в режиме онлайн. «В специальном портале видно движение по службе, характеристики сотрудника. Мы даже цифровые матрицы студентов создаем, чтобы в дальнейшем продвигать их на госслужбу», — рассказал Сороко.

Наработки регионов

Регионы подстраиваются под новый формат государственной службы так же, как федеральные министерства. И у них уже есть свои наработки в этом направлении. Заместитель губернатора Нижегородской области А. А. Бетин рассказал, что у них в регионе в 2019 году в рамках программы «Команда Правительства» совместно с РАНХиГС был запущен пилотный проект по формированию высокоэффективных команд трех министерств (Министерства культуры, Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства социальной политики). Обучение было сконцентрировано на системном применении современных технологий повышения командной эффективности в системе госуправления. «Мы видим, что многих экономических потерь можно избежать, устранив коммуникационные барьеры, которые возникают между министерствами, входящими в блоки разных заместителей губернатора, и между муниципалитетами. Мы начали внедрять командный менеджмент в правительстве региона и рассчитываем, что он станет инструментом повышения контрастной результативности и операционной эффективности, формируя корпоративную культуру нового времени», — отметил Бетин.

Также в Правительстве Нижегородской области внедряют технологии бережливого производства и командного взаимодействия среди сотрудников. Для этого в регионе в июле 2019 года в рамках проекта «Эффективный регион» была запущена Фабрика процессов — центр, позволяющий проводить обучение сотрудников органов исполнительной власти и муниципалитетов по уникальным методикам бережливого производства. «Изменение самосознания чиновников мы начинаем с создания новых развивающих пространств. Мы открыли Фабрику процессов на базе правительства региона, это уникальный для госуправления проект в России. Применение подходов бережливых технологий позволяет качественно повысить производительность труда государственных служащих. За несколько месяцев 2019 года около тысячи сотрудников уже прошли обучение бережливым технологиям», — поддержал выступление своего заместителя губернатор Нижегородской области Г. С. Никитин.

Опытом в вопросе выстраивания грамотной кадровой политики областного правительства, которая позволяет достигать заметных результатов в социально-экономическом развитии региона и реализации национальных проектов с коллегами поделился глава Самарской области Д. И. Азаров. «Тема подготовки, отбора, развития кадров — определяющая для стратегии опережающего развития нашей страны, — отметил Азаров. — Зачастую вопросы эффективности связаны с тем, как разумно распорядиться деньгами. И в этом вопросе ключевой момент — это кадры. Тема, безусловно, крайне важная, и Самарская область здесь не исключение, поэтому мы предприняли свои шаги, активно включились в те разработки, которые сегодня ведутся на федеральном уровне».

По словам главы региона в работе над ключевыми проектами по привлечению высококвалифицированных кадров участвуют полуфиналисты, финалисты и победители всероссийского конкурса «Лидеры России». Именно такой командой была разработана единая концепция развития кадрового потенциала региона — информационная система «Кадросфера». Это информационный ресурс, аккумулирующий всю информацию о государственной и муниципальной службе, социально значимых проектах, возможностях профессионального и личностного роста для каждого жителя региона. «Сами эти лидеры — молодые, энергичные, но уже подготовленные люди — предложили нам платформу „Кадросфера“. Причем мы сделали большой замах: сформировать не просто команду правительства, а команду региона, потому что понимаем, что капитаны, лидеры, подготовленные управленцы нам нужны в каждой отрасли, не только в государственном и муниципальном управлении», — отметил Азаров. Несмотря на то что работа над платформой еще до конца не завершена, с 50 крупнейшими промышленными предприятиями Самарской области уже подписаны соглашения о сотрудничестве, проводится интеграция их запросов (вакансий) в систему, вносятся рекомендации по развитию кадровой платформы.

Глава региона также рассказал о том, что с помощью специалистов РАНХиГС был проведен анализ существующей системы управления кадрами в Правительстве Самарской области. В результате были выделены приоритетные направления развития как «Кадросферы», так и системы в целом. «Первый критерий — это служение общественным интересам», — сказал Азаров. Второй немаловажный критерий — нормативность. При рассмотрении кандидатов на должности госслужбы проводится комплексная оценка их ценностно-мотивационного профиля. Каждый кандидат проходит тест, в котором предлагается ответить на вопросы о приоритетах профессиональной деятельности, стиле работы и характеристиках личного поведения в различных ситуациях. Все это позволит обеспечить единый подход к оценке кадрового потенциала для принятия максимально эффективных кадровых решений, оптимизировать подбор образовательных программ.

Губернатор Мурманской области А. В. Чибис презентовал свой кадровый проект «Лидеры Севера», который был реализован в регионе в 2019 году опять же совместно с РАНХиГС. Он также сообщил о принятом решении по проведению второго сезона проекта, отметив, что участие в конкурсе — это возможность для самореализации как начинающих, так и опытных руководителей. В 2019 году на конкурс поступило около 1,7 тысячи заявок из 20 субъектов России и 16 городов Мурманской области. По итогам заочного и очного этапов шесть победителей получили работу в Правительстве Мурманской области.

В ходе дискуссии был представлен и опыт Рязанской области по формированию кадрового резерва региона в рамках проекта «Современное государственное управление». Губернатор региона Н. В. Любимов, отвечая на вопрос о достигнутых в кадровой работе успехах, отметил, что одним из самых сложных вопросов в переходе на новый формат деятельности является трансформация мышления и поведения государственных и муниципальных служащих. «В данном случае процесс еще не закончен и нельзя назвать победу окончательной и полной, поскольку времени прошло мало. Но работа идет, перед людьми ставят четкие задачи, благодаря обучению они осваивают методики и технологии их решения», — сказал Любимов.

Поделиться