Реформы№6 Июнь 2008 — 07 июля 2008

Местные бюджеты в новых законодательных условиях

Версия для печати 10028 Материалы по теме
Бежаев Олег
Завершился второй год работы органов местного самоуправления в новых законодательных условиях. В связи с этим важно проанализировать тенденции развития местных бюджетов с учетом особенностей переходного периода. 
Олег БЕЖАЕВ, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России 

В 2007 г. общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составил 1 948,8 млрд руб., что выше уровня 2006 г. (1 521,6 млрд) на 28,1%, или 427,1 млрд.

Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, в 2007 г. равнялись 1 387,2 млрд руб. против 1 084,2 млрд в 2006 г., увеличившись на 27,9%. Устойчивая тенденция к росту собственных доходов имела место в течение всего переходного периода. За годы реформы собственные доходы местных бюджетов повысились по сравнению с дореформенным периодом на 63,4%, или 538,5 млрд руб. Такие темпы роста позволили перевыполнить запланированные показатели местных бюджетов по собственным доходам как в 2006 г., так и в 2007 г.

Из общего объема собственных доходов в бюджеты городских округов поступило 761,1 млрд руб. (54,9%), в бюджеты муниципальных районов – 513,6 млрд (37,0%), в бюджеты поселений – 112,5 млрд (8,1%). Это уже сложившаяся тенденция. В бюджеты городских округов направляется более половины доходов местных бюджетов, хотя проживает на территории муниципальных образований с таким статусом всего около 35% населения.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2007 г. собственные налоговые и неналоговые доходы составили 59,1% (819,2 млрд руб.), а межбюджетные трансферты (без учета субвенций из фондов компенсаций) – 40,9% (568,0 млрд руб.). К сожалению, приведенная пропорция в течение двух лет не изменилась.

В среднем по Российской Федерации налоговые доходы в структуре собственных доходов местных бюджетов занимают 41,8%. При этом в 36 субъектах РФ их удельный вес в общем объеме собственных доходов оказался выше представленного значения, а в 48 субъектах РФ – ниже. Таким образом, зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов остается высокой.

Налоговые доходы местных бюджетов в 2007 г. исполнены с перевыполнением первоначального плана поступлений на 62,5 млрд руб. (24,2%) и достигли 579,5 млрд. В связи со значительной неравномерностью социально-экономического развития муниципалитетов основная часть налоговых доходов (64,5%, или 373,5 млрд руб.) аккумулируется в бюджетах городских округов. В бюджетах муниципальных районов остается 30,1% средств (174,5 млрд руб.), а в бюджетах поселений – всего 5,4% (31,4 млрд).

Основным бюджетообразующим налогом местных бюджетов в 2007 г. оставался налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 66,8%, или 388,7 млрд руб.

(в 2006 г. – 61,4%, или 286,4 млрд). За последние годы наибольшие темпы роста достигнуты именно по этому виду дохода, что повышает его значимость.

Как положительную тенденцию можно отметить увеличение по сравнению с 2006 г. поступлений местных налогов с 46,5 до 70,7 млрд руб. и их удельного веса в налоговых доходах местных бюджетов с 9,7 до 12,2%.

Объем поступившего в 2007 г. в местные бюджеты земельного налога превысил уровень 2006 г. на 53,2%, составив 63,9 млрд руб., а его удельный вес увеличился с 8,9 до 11,0%. Это говорит о некотором росте эффективности использования земельных ресурсов. Однако земельный налог пока не стал значимым источником доходов местных бюджетов. Наибольшую роль он играет в бюджетах поселений.

Поступление налога на имущество физических лиц увеличилось за отчетный год на 41,7% и достигло 6,8 млрд руб. Его доля в налоговых доходах возросла незначительно – с 1,0 до 1,2%, что связано с низким качеством администрирования этого налога.

Одним из механизмов мобилизации средств для решения вопросов местного значения является введение самообложения. С учетом исторического опыта организации самообложения в России и опыта, накопленного за два года реформы местного самоуправления, есть основания считать, что поступления средств из указанного источника могут стать существенным финансовым подспорьем для решения вопросов местного значения на уровне поселений. Вместе с тем в 2007 г. самообложение позволило получить всего 69,4 млн руб., 90% из которых были направлены в бюджеты поселений. Органы местного самоуправления не проявляют активности в вопросах введения самообложения. Референдумы о введении самообложения прошли только в 3 050 муниципальных образованиях, в том числе в 2 932 поселениях; 60 городских округах и 58 муниципальных районах.

В 2007 г. расширена практика дополнительного закрепления субъектами РФ за местными бюджетами не только отчислений от региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога) и налога на доходы физических лиц, но и от других федеральных налогов в рамках законодательных норм, предусмотренных условиями переходного периода 2006–2008 гг.

Закрепление единых и дополнительных нормативов является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы. Так, переданные субъектами РФ налоги обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 95,8 млрд руб., в том числе 37,8 млрд – от налога на доходы физических лиц, 32,9 млрд – от налога на прибыль организаций, 11,7 млрд – от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 5,7 млрд – от налога на имущество организаций, 4 млрд – от транспортного налога, 2,0 млрд – от налога на игорный бизнес, 1,2 млрд – от налога на добычу полезных ископаемых и 0,5 млрд – от акцизов.

Следует также отметить и существенный рост неналоговых доходов местных бюджетов, поступления которых в значительной степени зависят от эффективности деятельности органов местного самоуправления. Фактические поступления неналоговых доходов в 2007 г. составили 239,7 млрд руб., что выше уровня 2006 г. на 39,4%, или 67,7 млрд руб.

Неналоговые доходы, как и налоговые, распределяются по типам муниципальных образований крайне неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (69,5%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составила 25,2%, а поселений – лишь 5,3%.

Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (44,8%) неналоговых доходов муниципальных образований. В то же время муниципальные образования должны до 1 января 2009 г. произвести отчуждение собственности, которая не используется для решения вопросов местного значения, то есть отказаться от той собственности, которая сейчас приносит серьезный доход. Чтобы сохранить названные доходы, в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо внести ряд поправок.

Значительной составляющей доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных. В объеме всех доходов местных бюджетов в 2007 г. доля межбюджетных трансфертов составляет 57,9% (1 129,6 млрд руб.). По сравнению с 2006 г. указанные поступления исполнены с ростом на 27,9%.

В структуре межбюджетных трансфертов 2007 г. 49,7% приходится на средства, передаваемые с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в форме субвенций из региональных фондов компенсаций. Их общий объем увеличился по отношению к предыдущему году на 28,4% и достиг 561,6 млрд руб.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (дотации, субсидии и др.), составили 568,0 млрд руб. – 50,5% общего объема межбюджетных трансфертов и 40,9% объема собственных доходов местных бюджетов. Рост указанных финансовых средств по сравнению с 2006 г. равен 27,4% (122,3 млрд руб.). Таким образом, исполнение собственных полномочий муниципальных образований в значительной степени зависит от вышестоящих бюджетов.

Основными получателями межбюджетных трансфертов являются бюджеты муниципальных районов – 49,1% общего объема предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам. Бюджеты городских округов и поселений получают 38,9% и 12,0% данных средств соответственно. Основной причиной такого положения является низкая налоговая составляющая в собственных доходах бюджетов муниципальных районов.

Из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2007 г., только в 16,6% местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов была меньше 10%. В 47,6% местных бюджетов указанная доля превышала 70%.

Наименее дотационными являются городские округа, в бюджетах которых удельный вес дотаций составляет 9,4%. В бюджетах муниципальных районов он оценивается в 31,2%, а в бюджетах городских и сельских поселений превышает поступления от налоговых и неналоговых доходов.

По отношению к уровню 2006 г. в 2 раза (на 140,5 млрд руб.) увеличился объем субсидий местным бюджетам – до 264,9 млрд руб. В 33 субъектах РФ объем субсидий больше объема дотаций, причем в некоторых регионах – в десятки раз.
Перевыполнение в 2007 г. плановых показателей по доходам позволило направить дополнительные средства местных бюджетов на финансирование вопросов местного значения. Согласно данным отчетности общий объем расходов местных бюджетов в 2007 г. составил 1 933,8 млрд руб. (это выше уровня 2006 г. на 27,9%, или 422,4 млрд руб.), в том числе затраты на решение вопросов местного значения – 1 372,2 млрд (больше уровня 2006 г. на 27,8%, или на 298,2 млрд руб.).

Существенным качественным показателем исполнения местных бюджетов является объем их обязательств, к которым относится кредиторская задолженность бюджетных учреждений и долговые обязательства муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2008 г. объем кредиторской задолженности всех видов уменьшился на 11,9 млрд руб. и составил 35,1 млрд. На 1 января 2008 г. кредиторская задолженность оценивалась в 1,8% от общего объема фактических расходов местных бюджетов, что является допустимым уровнем.

Вместе с тем по ряду субъектов РФ этот показатель значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации. Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Иркутской области – 5,3 млрд руб. (13,7% от общего объема их расходов), Ульяновской области – 2,7 млрд (20,3%), Сахалинской области – 2,5 млрд (14,0%), Камчатской области – 1,3 млрд (9,7%) и Республики Карелия – 1,0 млрд (10%).

В 2007 г. в целом по Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом. Объем поступивших доходов местных бюджетов превысил объем произведенных расходов на 15,0 млрд руб. при запланированном дефиците 81,2 млрд руб. (в 2006 г. – 10,2 млрд и 57,4 млрд соответственно). Профицит местных бюджетов отмечается в 60 субъектах РФ в объеме 32,6 млрд руб. Наибольшие объемы профицита имели место в местных бюджетах Челябинской области – 3,6 млрд, Красноярского края – 3,3 млрд, Ямало-Ненецкого автономного округа – 2,4 млрд, Сахалинской области – 2,2 млрд.

В 26 субъектах РФ местные бюджеты исполнены с дефицитом в 17,6 млрд руб., в том числе в Московской области – 6,0 млрд, в Тюменской области – 4,0 млрд, в Свердловской области – 1,3 млрд, в Ханты-Мансийском автономном округе – 1,0 млрд.

В 2006–2008 гг. вопросы финансового обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований решались в условиях действия положений переходного периода, касавшихся в основном формирования межбюджетных отношений. По мнению большинства специалистов-практиков, отдельные положения переходного периода эффективно работают и их целесообразно закрепить на постоянной основе.

Источник: © Бюджет, 2008, № 6




Поделиться