Реформы№6 Июнь 2008 — 07 июля 2008

Современные технологии управления финансами на службе города

Версия для печати 5235 Материалы по теме
Ольга Лебедева
Димитровград принял участие в I Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» и стал победителем в номинации «За вклад в развитие инновационных технологий в муниципальном управлении». В мае 2008 г. нам был вручен диплом, а также подарочный сертификат на подписку журнала «Бюджет». 
Ольга ЛЕБЕДЕВА, начальник управления финансов администрации города Димитровграда 

Получению диплома предшествовала длительная, серьезная и плодотворная работа коллектива управления финансов, начавшаяся в апреле 2006 г. На первом этапе была составлена программа мероприятий, направленных на реформирование муниципальных финансов, и подана заявка на участие в областном конкурсе, проводимом Министерством финансов Ульяновской области.

Наша программа была признана одной из лучших. Из фонда реформирования муниципальных и региональных финансов Димитровграду были выделены денежные средства в виде субсидий на приобретение программного продукта, позволяющего осуществлять казначейское исполнение непосредственно на базе управления финансов. Конкурс на поставку и внедрение выиграла компания «Бюджетные Финансовые Технологии» (БФТ). В мае 2006 г. был запущен первый центр автоматизированного контроля финансов («АЦК-Финансы»), который сразу же дал положительный эффект. Управление финансами перешло на новый уровень. Поскольку денежные средства аккумулировались на едином счете, появилась возможность своевременно направлять финансовые потоки на нужды города, при этом учитывая интересы всех бюджетополучателей.

С 1 января 2007 г. внедрен второй центр «АЦК-Планирование» с использованием модуля «Бюджетирование, ориентированное на результат». Сейчас муниципальное образование «Город Димитровград» занимается изучением новых методов администрирования, управления и хозяйствования. И сразу возникли вопросы: как правильно, грамотно учесть все источники доходов, наиболее рационально и эффективно запланировать расходы, обеспечить устойчивость финансовой системы города, эффективно управлять бюджетным процессом при казначейском исполнении. Для их решения одновременно с изменением регламента работы самого финансового органа мы ввели в действие автоматизированную систему АЦК, позволяющую осуществить сбор, систематизацию и хранение в единой базе данных всей информации, необходимой для формирования проекта бюджета, оптимизировать и автоматизировать процесс планирования доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета, процесс финансово-экономического анализа и других операций.

В итоге было создано три версии планирования: по потребности, под контрольные цифры бюджета и утвержденные ассигнования. Наличие разных вариантов планирования бюджетных средств позволило осуществлять прогноз и точное планирование доходной и расходной частей бюджета города, анализировать источники доходной части бюджета для эффективного распределения его расходной части. Кроме того, распорядители бюджетных средств и управление финансов имеют возможность проводить объективный анализ проекта бюджета в целом, контролировать процесс его формирования и корректность используемых данных. Возможен и оперативный просмотр планируемых расходов в натуральных показателях. Система «АЦК-Планирование» позволяет отображать данные в табличной, текстовой и графической формах, на что раньше – при обработке информации вручную – тратилось много сил и времени.

При планировании применялись три метода расчета: учетный, метод натуральных показателей и нормативный.

Учетный метод основан на плановых назначениях на очередной финансовый год с применением индекса дефлятора. При наличии нескольких индексов имеется возможность рассчитывать несколько вариантов проекта.

Метод натуральных показателей позволяет учитывать физические данные по конкретному объекту расходов и распространяющимся на него нормативам. При использовании такого метода предполагается проведение ауди­та каждого объекта расходов с полным описанием его характеристик.

В сентябре 2007 г. администрацией города Димитровграда совместно с компанией «Бюджетные Финансовые Технологии» проведена Всероссийская конференция на тему «Муниципальное управление: современные подходы к повышению эффективности управления финансами и экономикой», в которой приняли участие руководители финансовых органов муниципальных образований и субъектов РФ. Проведение такого масштабного мероприятия позволило всем его участникам обменяться положительным опытом, рассказать о своих наработках.

В 2007 г. в Димитровграде был реализован первый этап Программы реформирования региональных и муниципальных финансов. В настоящее время мы приступаем к планированию бюджета на 2009 г. и 2010–2011 гг. программно-целевым методом.

Принцип бюджетирования, ориентированного на результат, гласит: прежде чем тратить деньги, нужно понять, на что их следует потратить и какой результат от этого будет получен. При предоставлении муниципальных услуг измерять результаты сложно. Но делать это абсолютно необходимо: ведь если мы не можем оценить результат, то не можем и управлять процессом. Нет цели – нет результата.

Прежде при планировании бюджета на следующий финансовый год мы брали за основу бюджет прошлого года, а затем кому-то добавляли, а у кого-то забирали средства, тем самым формируя заведомо искаженный бюджет. В настоящее время в рамках внедрения системы БОР применяется другой метод – метод оценки необходимых расходов, так называемый нулевой бюджет. При формировании бюджета с чистого листа оценивается целесообразность включения в главный финансовый документ каждого обязательства программы, что позволяет снизить неэффективные расходы. Кроме того, бюджет должен делиться на программную и непрограммную части – тогда появляется четкая ответственность за расходы.

Другой проблемой, с которой нам пришлось столкнуться, оказалась психологическая: людям было сложно перестроиться с системы сметного расходования бюджетных средств на программно-целевую.

Сейчас при формировании бюджета на ближайшую трехлетку мы ставим перед собой задачу обеспечить сбалансированность доходной и расходной части, то есть принять бездефицитный бюджет.

Для некрупных муниципальных образований, таких как Димитровград, немаловажно участие в федеральных и областных программных мероприятиях с привлечением финансов других уровней. На каждый рубль городского бюджета мы должны привлечь несколько инвестиционных рублей. В 2007 г. с целью повышения инвестиционной привлекательности города большой объем бюджетных средств был направлен на капитальный ремонт социально-культурных объектов и магистральных дорог, что позволило привлечь в бюджет города дополнительные средства из областного и федерального бюджетов в размере 89,2 млн руб. Кстати, сейчас эта сумма значительно больше: уже в мае 2008 г. она превысила 170 млн руб.

Благодаря привлеченным средствам в городе строятся физкультурно-оздоровительные комплексы, проводится капитальный ремонт дорог, детских садов, устанавливаются приборы учета и делается еще многое для повышения качества жизни горожан.

Но для достижения этой цели необходимо, чтобы все структурные подразделения работали слаженно, с полной отдачей сил. На сегодняшний день в администрации Димитровграда на постоянной основе функционируют четыре комиссии, деятельность которых нацелена на увеличение налогового потенциала города:
  • комиссия по пополнению доходной части бюджета;
  • комиссия по соблюдению действующего законодательства на потребительском рынке;
  • комиссия по укреплению оплаты труда;
  • комиссия по контролю за поступлением арендных платежей.
На 2008 г. Димитровград принял обязательства по увеличению налоговых поступлений до 115 807,0 тыс. руб., что составляет 20,7% к первоначально утвержденному плану. Указанное направление работы находится под постоянным контролем со стороны исполняющего обязанности главы города Владимира Александровича Бондарева. Такая поддержка является залогом успешной реализации всех намеченных мероприятий.

От души желаем, чтобы во всех муниципальных образованиях Российской Федерации сложилась эффективная система взаимодействия органов власти различных уровней, направленная на оптимальное решение финансовых проблем. Только при условии совместной плодотворной работы мы сможем достичь главной цели – формирования профицитных бюджетов.

Справка
Историческое название города – Мелекесс, годом его основания считается 1698 г.

Основную роль в истории города сыграло строительство в начале 1730-х гг. купеческих винокуренных заводов на реке Мелекесс, в 1760-е гг. объединенных в казенный винокуренный завод. Поселение, сформировавшееся вокруг этих заводов, впоследствии превратилось в развитый торгово-промышленный центр Заволжья.

В 1851 г. Мелекесс был передан из состава Симбирской губернии во вновь образованную Самарскую губернию. В 1877 г. селению был предоставлен статус городского самоуправления, первым посадским головой избран купец 1-й гильдии Константин Григорьевич Марков.

Первым предприятием тяжелой промышленности стал чугунно-литейный завод, открытый в середине 19 в., а в 1900 г. здесь было уже 18 фабрик и заводов. С 1919 г. Мелекесс превратился в уездный город, в 1943 г. он вошел в состав образованной Ульяновской области.

Создание Куйбышевского водохранилища (1955–1957 гг.) послужило новым стимулом для дальнейшего расширения экономического потенциала Мелекесса, который становится крупным волжским портом.

В 1956 г. в городе начато строительство комплекса объектов научно-исследовательского института атомных реакторов и обширного жилого района (соцгорода) для его работников.

В 1972 г. город Мелекесс переименован в Димитровград.

Территория города состоит из трех жилых образований: собственно города Димитровграда и двух поселков, административно подчиненных городу, а также комплекса Института атомных реакторов. Город невелик и очень самобытен: прелесть старинной архитектуры в нем удачно сочетается с ансамблями современного зодчества.

Димитровград расположен на пересечении важнейших транспортных артерий Поволжского региона. Это обеспечивает выход на транспортные магистрали федерального значения через аэропорты Ульяновска и Самары. Город имеет железнодорожное сообщение с Москвой, что открывает широкие возможности для транспортировки грузов. Географическая близость Димитровграда к ряду крупных региональных центров обеспечивает устойчивые экономические связи города с соседними регионами и способствует расширению ассортимента отраслевых рынков.

Население города составляет 136 тыс. человек, из них в экономике занято 67,5 тыс. Основная сфера занятости граждан – отрасли материального производства. Город отличается низким уровнем безработицы: доля безработных составляет 0,37% от экономически активного населения.

Димитровград располагает солидной учебной базой, обеспечивающей подготовку и переподготовку кадров для различных отраслей хозяйственной деятельности. Пятая часть населения города – это учащиеся и студенты. В городе семь высших учебных заведений, научно-исследовательский институт, пять средних специальных учебных заведений и четыре учреждения профессионального образования.

Источник: © Бюджет, 2008, № 6





Поделиться