В мае 2008 г. Сообществу финансистов России исполнилось пять лет. На майском заседании секции муниципальных финансистов, проведенном в Ярославле в преддверии юбилея, обсуждались актуальные для муниципальных образований темы: межбюджетные отношения, совершенствование законодательной базы, планирование бюджетных расходов, особенности применения Федерального закона № 94-ФЗ, регулирующего правоотношения в сфере государственного и муниципального заказа, а также совершенствование программного обеспечения для контроля за исполнением бюджета.
Открыл заседание председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар А. Н. Домбровский.
С большим интересом участники выслушали выступление ведущего советника аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Л. И. Прониной, посвященное новациям законодательства в области совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их финансовому и имущественному обеспечению. «В переходный период действия Федерального закона № 131-ФЗ очень важным является совершенствование межбюджетных отношений, то есть признание достаточности/недостаточности финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, муниципальных образований, – отметила Л. И. Пронина. – На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что финансовых ресурсов для исполнения полномочий органов местного самоуправления недостаточно, причем после окончания переходного периода ситуация может усугубиться. Поэтому нужно не только совершенствовать межбюджетные отношения, но и вносить в Бюджетный и Налоговый кодексы изменения, касающиеся увеличения объема доходных источников местных бюджетов, улучшения структуры межбюджетных трансфертов, в частности повышения доли тех трансфертов, которые идут на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения и стимулирование роста налогового потенциала территорий муниципальных образований».
Заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля А. А. Данц рассказал, что нынешнее заседание секции проводится в Ярославле по ряду причин. Во-первых, через два года будет отмечаться тысячелетие Ярославля. Подготовка к юбилею идет полным ходом, и ярославским финансистам есть чем поделиться со своими коллегами. Кроме того, в сентябре 2008 г. финансовой службе города исполнится 90 лет. В первые годы после создания службы плечом к плечу трудились и финансисты, и налоговики, и казначеи. «К сентябрю мы готовим такую программу, чтобы все финансовые структуры, которые занимаются сбором налогов, администрированием и расходованием, смогли вместе отпраздновать это событие – посмотреть, что сделано за эти 90 лет, отметить достойных, вспомнить о ветеранах и поставить себе задачи на будущее», – заявил главный финансист города.
Выступление А. А. Данца было посвящено особенностям и приоритетам бюджетной политики Ярославля в 2008 г. Докладчик выделил два основных момента. Во-первых, 70% бюджета города (который в текущем году составляет более 12 млрд руб.) расходуется на социальные нужды: заработную плату, пособия, льготы, финансирование городских целевых социальных программ. Во-вторых, значительно увеличен объем адресной инвестиционной программы в связи с подготовкой к тысячелетию Ярославля. Президент России Д. А. Медведев возглавил оргкомитет по подготовке к празднованию юбилея города, и этот факт ставит перед руководством города еще больше задач, возлагает на них большую ответственность перед жителями города. Ведь времени осталось мало, а сделать нужно еще многое. «Мы привлекаем инвесторов, – сказал А. А. Данц, – корректируем налоговую и инвестиционную политику города. И это уже заметно: площадки в границах города определены, в Ярославле идет массовое строительство, город преображается и становится более привлекательным».
Кроме того, А. А. Данц высказал конкретные предложения по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы в целях укрепления доходной части бюджета а также возможности оперативного и более качественного решения вопросов местного самоуправления.
Начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани М. А. Наумова в своем выступлении обозначила возможные пути совершенствования системы межбюджетных отношений. «Руководство секции “Финансисты муниципальных образований” организовало работу по сбору предложений муниципалитетов по внесению изменений в действующее законодательство РФ с целью совершенствования межбюджетных отношений, повышения сбалансированности и финансовой обеспеченности местных бюджетов, – отметила она. – Предложения, поступившие из 16 городов, касались главным образом проблемы укрепления налоговой базы муниципальных образований в части расширения перечня налогов, передаваемых на местный уровень, и увеличения нормативов отчислений по уже закрепленным за муниципальными бюджетами налогам».
По мнению М. А. Наумовой, актуальным на сегодняшний день является и вопрос о необходимости внесения изменений в ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающую определенные ограничения по доле межбюджетных трансфертов в составе собственных доходов муниципальных бюджетов. Поскольку при действующей норме бюджетного законодательства редкий город не подпадает под эти ограничения, целесообразно либо увеличить обозначенную в Бюджетном кодексе РФ долю межбюджетных трансфертов, либо исключить из их состава субсидии инвестиционного характера.
Собравшиеся также внесли ряд предложений, касающихся улучшения качества администрирования местных налогов и информационного обеспечения местных органов власти показателями налоговой и статистической отчетности. Все перечисленные меры могли бы в значительной степени способствовать укреплению финансовой основы местного самоуправления. На заседании было принято решение о создании рабочей группы с целью обобщения и систематизации всех поступивших предложений, с тем чтобы итоговый документ передать в Совет Федерации и Государственную Думу РФ».
С результатами исследования влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований, проведенного Фондом «Институт экономики города» (Москва), членов секции познакомили консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда М. В. Маслова и руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» В. Э. Григоров.
По вопросам, касающимся совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, необходимости внесения поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (на основе свода предложений финансовых органов муниципальных образований по внесению поправок в закон), выступили сразу несколько докладчиков, в частности начальник отдела правового обеспечения Департамента финансов мэрии города Ярославля В. В. Медведева и председатель комитета по контролю за размещением муниципального заказа Департамента финансов и налоговой политики города Тюмени К. В. Коломейцев.
В рамках обсуждения вопросов, касающихся Федерального закона № 94-ФЗ, выступил и заместитель начальника отдела проверок управления контроля размещения госзаказа ФАС РФ А. Ю. Маковлев – один из разработчиков новой редакции данного закона Председатель секции выразил надежду на то, что проблемы, поднимавшиеся в ходе дискуссии, найдут свое решение в дальнейшей деятельности Федеральной антимонопольной службы. Такую же надежду питают финансисты и относительно ряда предложений, которые по итогам заседания будут направлены на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную Думу РФ.
Информационно-техническая поддержка управления ведомственными целевыми программами стала темой доклада начальника методологического отдела НОУ «Центр информационных финансовых технологий» (Екатеринбург) А. Ю. Тульской.
Генеральный директор компании CIFT Р. Г. Серазиденов отметил: «Введение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – логическое продолжение той работы, которая уже проводится по оценке органов власти субъектов РФ». По мнению Р. Г. Серазиденова, наиболее сложная задача на сегодняшний день заключается в интеграции системы управления целями и результатами деятельности органов местного самоуправления в бюджетный процесс. Основным механизмом увязки стратегических целей социально-экономического развития и запланированных результатов с объемами бюджетного финансирования являются муниципальные целевые программы. Внедрение программно-целевых методов планирования с учетом результативности всей деятельности бюджетной сферы существенно увеличивает объемы обрабатываемой информации: теперь работать нужно с целями, задачами, программами, мероприятиями, показателями эффективности и результативности. В связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Актуальной задачей становится создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Возрастает потребность в автоматизации процессов стратегического и оперативного планирования, учета, бюджетирования, мониторинга и контроля. «Рад отметить, что именно нашей компанией разработан передовой инструмент для решения этих задач на базе комплексной информационной системы. Это один из функциональных модулей программного комплекса САПФИР – “Программно-целевое планирование”. Данный продукт с успехом применяется для формирования целевых программ (создание модели, регламентация процессов и правил взаимодействия участников процесса), а также мониторинга реализации и анализа результатов целевых программ», – заявил Р. Г. Серазиденов.
Особого внимания заслуживает тот факт, что на заседании секции впервые присутствовал представитель Всемирного банка – главный советник по инвестициям Международной финансовой корпорации Группы Всемирного банка Е. А. Бурганская. Она рассказала о совместной инициативе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации IFC – программе регионального и муниципального развития, позволяющей региональным и муниципальным органам власти, а также государственным и муниципальным предприятиям привлекать финансирование под реализацию программ развития инфраструктуры без суверенных гарантий Российской Федерации.
В завершение заседания вниманием финансистов завладела заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Е. Д. Михайлова: она ответила на вопросы юридической тематики, поступившие от финансовых органов городов Братска, Сыктывкара, Новосибирска, Сургута и Артемовского городского округа.
Подводя итоги, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский отметил: «Как всегда, в рамках нашего заседания прошли рабочие встречи между представителями муниципальных образований, и финансисты смогли поделиться опытом, задать вопросы как представителям федеральных структур, так и своим коллегам. Многие участники вернутся в свои муниципальные образования если не с готовыми ответами на вопросы, то по крайней мере, получив богатую пищу для размышлений».
Следующее заседание секции муниципальных финансистов предполагается совместить с межрегиональной конференцией «Муниципальное образование: реализация полномочий и перспективы развития», которая пройдет в сентябре в Тюмени. Кроме того, будет продолжено знакомство с работой иностранных коллег. Напомним, что в этом году делегация муниципальных финансистов уже успела побывать в Китае, где изучала опыт китайских финансистов, банкиров. А на начало осени запланирован аналогичный визит во Францию.
Фото Валерия ДАЩЕНКА
Источник: © Бюджет, 2008, № 6
Открыл заседание председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар А. Н. Домбровский.
С большим интересом участники выслушали выступление ведущего советника аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Л. И. Прониной, посвященное новациям законодательства в области совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их финансовому и имущественному обеспечению. «В переходный период действия Федерального закона № 131-ФЗ очень важным является совершенствование межбюджетных отношений, то есть признание достаточности/недостаточности финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, муниципальных образований, – отметила Л. И. Пронина. – На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что финансовых ресурсов для исполнения полномочий органов местного самоуправления недостаточно, причем после окончания переходного периода ситуация может усугубиться. Поэтому нужно не только совершенствовать межбюджетные отношения, но и вносить в Бюджетный и Налоговый кодексы изменения, касающиеся увеличения объема доходных источников местных бюджетов, улучшения структуры межбюджетных трансфертов, в частности повышения доли тех трансфертов, которые идут на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения и стимулирование роста налогового потенциала территорий муниципальных образований».
Заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля А. А. Данц рассказал, что нынешнее заседание секции проводится в Ярославле по ряду причин. Во-первых, через два года будет отмечаться тысячелетие Ярославля. Подготовка к юбилею идет полным ходом, и ярославским финансистам есть чем поделиться со своими коллегами. Кроме того, в сентябре 2008 г. финансовой службе города исполнится 90 лет. В первые годы после создания службы плечом к плечу трудились и финансисты, и налоговики, и казначеи. «К сентябрю мы готовим такую программу, чтобы все финансовые структуры, которые занимаются сбором налогов, администрированием и расходованием, смогли вместе отпраздновать это событие – посмотреть, что сделано за эти 90 лет, отметить достойных, вспомнить о ветеранах и поставить себе задачи на будущее», – заявил главный финансист города.
Выступление А. А. Данца было посвящено особенностям и приоритетам бюджетной политики Ярославля в 2008 г. Докладчик выделил два основных момента. Во-первых, 70% бюджета города (который в текущем году составляет более 12 млрд руб.) расходуется на социальные нужды: заработную плату, пособия, льготы, финансирование городских целевых социальных программ. Во-вторых, значительно увеличен объем адресной инвестиционной программы в связи с подготовкой к тысячелетию Ярославля. Президент России Д. А. Медведев возглавил оргкомитет по подготовке к празднованию юбилея города, и этот факт ставит перед руководством города еще больше задач, возлагает на них большую ответственность перед жителями города. Ведь времени осталось мало, а сделать нужно еще многое. «Мы привлекаем инвесторов, – сказал А. А. Данц, – корректируем налоговую и инвестиционную политику города. И это уже заметно: площадки в границах города определены, в Ярославле идет массовое строительство, город преображается и становится более привлекательным».
Кроме того, А. А. Данц высказал конкретные предложения по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы в целях укрепления доходной части бюджета а также возможности оперативного и более качественного решения вопросов местного самоуправления.
Начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани М. А. Наумова в своем выступлении обозначила возможные пути совершенствования системы межбюджетных отношений. «Руководство секции “Финансисты муниципальных образований” организовало работу по сбору предложений муниципалитетов по внесению изменений в действующее законодательство РФ с целью совершенствования межбюджетных отношений, повышения сбалансированности и финансовой обеспеченности местных бюджетов, – отметила она. – Предложения, поступившие из 16 городов, касались главным образом проблемы укрепления налоговой базы муниципальных образований в части расширения перечня налогов, передаваемых на местный уровень, и увеличения нормативов отчислений по уже закрепленным за муниципальными бюджетами налогам».
По мнению М. А. Наумовой, актуальным на сегодняшний день является и вопрос о необходимости внесения изменений в ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающую определенные ограничения по доле межбюджетных трансфертов в составе собственных доходов муниципальных бюджетов. Поскольку при действующей норме бюджетного законодательства редкий город не подпадает под эти ограничения, целесообразно либо увеличить обозначенную в Бюджетном кодексе РФ долю межбюджетных трансфертов, либо исключить из их состава субсидии инвестиционного характера.
Собравшиеся также внесли ряд предложений, касающихся улучшения качества администрирования местных налогов и информационного обеспечения местных органов власти показателями налоговой и статистической отчетности. Все перечисленные меры могли бы в значительной степени способствовать укреплению финансовой основы местного самоуправления. На заседании было принято решение о создании рабочей группы с целью обобщения и систематизации всех поступивших предложений, с тем чтобы итоговый документ передать в Совет Федерации и Государственную Думу РФ».
С результатами исследования влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований, проведенного Фондом «Институт экономики города» (Москва), членов секции познакомили консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда М. В. Маслова и руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» В. Э. Григоров.
По вопросам, касающимся совершенствования системы государственных и муниципальных закупок, необходимости внесения поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (на основе свода предложений финансовых органов муниципальных образований по внесению поправок в закон), выступили сразу несколько докладчиков, в частности начальник отдела правового обеспечения Департамента финансов мэрии города Ярославля В. В. Медведева и председатель комитета по контролю за размещением муниципального заказа Департамента финансов и налоговой политики города Тюмени К. В. Коломейцев.
В рамках обсуждения вопросов, касающихся Федерального закона № 94-ФЗ, выступил и заместитель начальника отдела проверок управления контроля размещения госзаказа ФАС РФ А. Ю. Маковлев – один из разработчиков новой редакции данного закона Председатель секции выразил надежду на то, что проблемы, поднимавшиеся в ходе дискуссии, найдут свое решение в дальнейшей деятельности Федеральной антимонопольной службы. Такую же надежду питают финансисты и относительно ряда предложений, которые по итогам заседания будут направлены на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную Думу РФ.
Информационно-техническая поддержка управления ведомственными целевыми программами стала темой доклада начальника методологического отдела НОУ «Центр информационных финансовых технологий» (Екатеринбург) А. Ю. Тульской.
Генеральный директор компании CIFT Р. Г. Серазиденов отметил: «Введение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – логическое продолжение той работы, которая уже проводится по оценке органов власти субъектов РФ». По мнению Р. Г. Серазиденова, наиболее сложная задача на сегодняшний день заключается в интеграции системы управления целями и результатами деятельности органов местного самоуправления в бюджетный процесс. Основным механизмом увязки стратегических целей социально-экономического развития и запланированных результатов с объемами бюджетного финансирования являются муниципальные целевые программы. Внедрение программно-целевых методов планирования с учетом результативности всей деятельности бюджетной сферы существенно увеличивает объемы обрабатываемой информации: теперь работать нужно с целями, задачами, программами, мероприятиями, показателями эффективности и результативности. В связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Актуальной задачей становится создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Возрастает потребность в автоматизации процессов стратегического и оперативного планирования, учета, бюджетирования, мониторинга и контроля. «Рад отметить, что именно нашей компанией разработан передовой инструмент для решения этих задач на базе комплексной информационной системы. Это один из функциональных модулей программного комплекса САПФИР – “Программно-целевое планирование”. Данный продукт с успехом применяется для формирования целевых программ (создание модели, регламентация процессов и правил взаимодействия участников процесса), а также мониторинга реализации и анализа результатов целевых программ», – заявил Р. Г. Серазиденов.
Особого внимания заслуживает тот факт, что на заседании секции впервые присутствовал представитель Всемирного банка – главный советник по инвестициям Международной финансовой корпорации Группы Всемирного банка Е. А. Бурганская. Она рассказала о совместной инициативе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации IFC – программе регионального и муниципального развития, позволяющей региональным и муниципальным органам власти, а также государственным и муниципальным предприятиям привлекать финансирование под реализацию программ развития инфраструктуры без суверенных гарантий Российской Федерации.
В завершение заседания вниманием финансистов завладела заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Е. Д. Михайлова: она ответила на вопросы юридической тематики, поступившие от финансовых органов городов Братска, Сыктывкара, Новосибирска, Сургута и Артемовского городского округа.
Подводя итоги, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» А. Н. Домбровский отметил: «Как всегда, в рамках нашего заседания прошли рабочие встречи между представителями муниципальных образований, и финансисты смогли поделиться опытом, задать вопросы как представителям федеральных структур, так и своим коллегам. Многие участники вернутся в свои муниципальные образования если не с готовыми ответами на вопросы, то по крайней мере, получив богатую пищу для размышлений».
Следующее заседание секции муниципальных финансистов предполагается совместить с межрегиональной конференцией «Муниципальное образование: реализация полномочий и перспективы развития», которая пройдет в сентябре в Тюмени. Кроме того, будет продолжено знакомство с работой иностранных коллег. Напомним, что в этом году делегация муниципальных финансистов уже успела побывать в Китае, где изучала опыт китайских финансистов, банкиров. А на начало осени запланирован аналогичный визит во Францию.
Александр Николаевич ДОМБРОВСКИЙ, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар – директор Департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований»: «Поздравляю Сообщество финансистов России с пятилетием. Вроде бы создано оно совсем недавно, а уже так много сделано. Я не буду говорить о том, что нам удалось достичь совместными усилиями – мы подробно освещаем свои мероприятия на страницах журнала “Бюджет”. Скажу только, что для такого молодого некоммерческого партнерства объем проделанной работы весьма внушителен. Хочу пожелать всем удачи, успехов в решении поставленных задач. И, самое главное, я уверен в успехе. Потому что в Сообществе собрались неравнодушные люди, профессионалы, болеющие за свое дело и желающие сделать финансовую, бюджетную систему и всю страну в целом красивой, процветающей, сильной и мощной».
Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, главный редактор журнала «Бюджет»: «Журнал “Бюджет” всего на несколько месяцев старше Сообщества – мы отметили пятилетие издания в конце прошлого года – и почти с самого начала идем рука об руку. Наша аудитория – региональные и муниципальные финансисты, поэтому сотрудничество с Сообществом для нас очень ценно. Журнал не только черпает из жарких споров финансистов актуальные темы, но и находит в рамках СФР высокопрофессиональных авторов. Мы учимся у вас добиваться поставленных целей, досконально разбирать любую, казалось бы, неразрешимую, проблему и находить пути ее решения. Мы заражаемся вашим энтузиазмом, и всеми силами стараемся быть полезными людям, которые несут на своих плечах такую ответственность перед народом и страной.
От имени редакции поздравляю вас с пятилетием. Долголетия вам, неистощимого желания работать и сил для воплощения задуманного!»
Андрей Аркадьевич ДАНЦ, заместитель мэра – директор Департамента финансов мэрии города Ярославля: «От имени Департамента финансов мэрии города Ярославля, который я возглавляю, поздравляю Сообщество финансистов России с пятилетием.
Я уже давно сотрудничаю с секцией финансистов муниципальных образований, входящей в состав Сообщества финансистов России. Ярославль вместе с Калининградом, Краснодаром, Ростовом-на-Дону и другими городами начал работать в формате встреч и обмена опытом еще в рамках Союза российских городов, в котором была секция муниципальных финансов. Эта работа продолжается более десяти лет, причем последние пять лет – под эгидой СФР. И мне нравится такая преемственность. Преемственность на всех уровнях: в коллективах, руководстве городских структур финорганов, руководстве секции. Это означает, что наши встречи необходимы, что жажда общения, познания, самосовершенствования, взаимовыручки финансистов сильнее обстоятельств, затягивающей рутины и революций в законодательстве.
Хотелось бы пожелать, чтобы отношения, которые строятся на взаимопонимании и, конечно, во многом зависят от личности руководителей, сохранились как можно дольше. И чтобы еще много лет мы могли общаться, обмениваться профессиональными знаниями. Тем более что все это – на благо городов и России в целом».
Людмила Ивановна ПРОНИНА, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления: «Я с удовольствием поздравляю всех с пятилетием Сообщества финансистов России. Это очень нужная организация, и, надеюсь, что те усилия, которые мы прилагаем, работая в Сообществе, принесут свои плоды, в том числе позволят улучшить финансовое обеспечение муниципальных образований. Желаю всем здоровья, сил и новых успехов на выбранном поприще».
Ришат Галямович СЕРАЗИДЕНОВ, генеральный директор компании CIFT: «Аккумулируя профессиональный опыт финансистов по всей стране, Сообщество финансистов России и входящая в его состав секция муниципальных финансистов выполняют важную функцию. Своей деятельностью СФР оказывает влияние на бюджетную и налоговую политику государства, способствует укреплению финансово-экономической системы, а значит, благополучию каждого гражданина и страны в целом. От всей души поздравляю руководство и всех членов Сообщества с пятилетием успешной деятельности».
Фото Валерия ДАЩЕНКА
Источник: © Бюджет, 2008, № 6