Версия для печати 3201 Материалы по теме
Самой свежей новостью в сфере государственного заказа на сегодняшний день является идея создания федерального портала государственных закупок, о которой недавно рассказала заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Анна Катамадзе. Сейчас у каждого государственного заказчика имеется интернет-портал для работы в сфере госзаказа – с индивидуальной системой поиска, особым интерфейсом. В результате поставщик, заинтересованный в получении государственного заказа и стремящийся понять, какая структура закупок, на каком уровне и в каком конкретном регионе существует, должен просмотреть более 3 тыс. сайтов.
Обилие и разобщенность сайтов усложняют и анализ работы государственных и муниципальных заказчиков. Аналитическая информация сегодня подается в бумажном виде и отстает от практики размещения госзаказа. Еще одна проблема подобной пестроты порталов – отсутствие возможности осуществления своевременного контроля. Выстроить в подобной ситуации целостную картину происходящего в системе государственного заказа достаточно трудно.
Решить все эти проблемы призван федеральный портал государственных закупок, введение которого намечено на 1 января 2010 г. Здесь будет создано информационное пространство с едиными параметрами поиска и общей базой данных по всем государственным закупкам в стране. Возникнет новый портал на базе действующего федерального портала. Минэкономразвития России уже неоднократно признавал, что сайт функционирует не в полную силу из-за недоработанного интерфейса, отсутствия аналитической информации и т.д. С 1 апреля этого года посетители сайта www.zakupki.gov.ru получили возможность протестировать его и внести свои предложения по доработке.
Основное отличие нового портала – увеличение технического потенциала и возможность построить работу в системе госзаказа на более высоком уровне. У каждого зарегистрированного пользователя появится личный электронный кабинет, где заказчик сможет публиковать данные не в виде файлов Word, а в виде электронного бланка с вписанной в него информацией. Теперь при проведении большого количества конкурсов или аукционов одну и ту же информацию не придется размещать несколько раз: достаточно дублировать сведения в виде заполненного шаблона, изменяя данные в некоторых графах.
Все описанные нововведения должны обеспечить единообразие подачи информации, а также решить проблему потери протоколов и позволить заказчикам самостоятельно распоряжаться документами. Более того, сайт будет играть роль контролера, предупреждающего о процессуальных нарушениях всплывающим окошком уведомления. Если заказчик не исправит ошибку, неправильно оформленный заказ будет выделен в списке цветом. Безусловно, введение этой системы не гарантирует отсутствия нарушений, однако позволит существенно сократить их число.
На сегодняшний день в стране сложилась странная практика: у одного заказчика могут быть один или несколько уполномоченных лиц в сфере государственного заказа, причем каждый из них называет себя по-разному. В результате выявить, какие закупки осуществляет то или иное ведомство в целом, практически невозможно. Ключевая инновация портала – размещение единого списка всех государственных заказчиков. Так, заказчики федерального подчинения будут разделены на три группы: субъект бюджетного планирования, главный распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств. Наименования крупных заказчиков будут определены исходя из официальных нормативно-правовых актов, а подведомственным бюджетным учреждениям при регистрации на новом сайте придется заполнить строку своей подведомственности. Таким образом планируется создать структурированную базу данных по всем госзаказчикам федерального уровня, где в режиме реального времени будут отображаться количество проведенных торгов, способы размещения заказов, удельный вес каждого заказа в общем объеме, экономия бюджетных средств и многое другое.
Но что региональным и муниципальным властям делать с собственными информационными ресурсами? Федеральный закон № 94-ФЗ учитывает, что данные о государственных закупках размещались на большом количестве сайтов. Поэтому создание общероссийского портала не означает закрытия региональных и муниципальных сайтов, которые могут остаться дополнительным источником информации о госзаказе и внутреннем мониторинге цен, особенно при отмене соответствующих печатных изданий. Однако региональные сайты потеряют статус официальных, тогда как общероссийский портал станет единственным информационным ресурсом, причем в перспективе предполагается обеспечить юридическую значимость выполняемых на нем действий. ..

Полную версию материала можно прочитать в июньском номере журнала "Бюджет". В июле статья появится на нашем сайте в открытом доступе  


Поделиться