Приветствуя членов Союза финансистов России, Р. Е. Артюхин, руководитель Федерального казначейства, заверил участников собрания, что в этих непростых условиях в работе финансовой системы страны не будет никаких сбоев. Н. С. Максимова, председатель Совета СФР, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, поприветствовала финансистов от имени представителей Минфина России, которые на этот раз не смогли принять участие в мероприятии из-за сложной эпидемиологической обстановки в Москве. Вместе с тем и первый заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин, и заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, и директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина оценивают работу СФР как важную и успешную, способствующую взаимодействию финансистов всех уровней власти и всех уровней бюджетов.
Максимова отчиталась о работе, проведенной Союзом финансистов России в 2019 году. Также она предложила членам союза принять решение по итогам отчетно-выборного собрания.
Экстренные меры
Регионы выразили обеспокоенность, что в сложившихся эпидемиологических условиях среди мер поддержки медицины, бизнеса и граждан, озвученных Президентом России, не конкретизированы меры по компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В ответ председатель Совета СФР сообщила регионам, что эта важнейшая тема федеральным центром не упущена. «Министерству финансов РФ дано поручение проанализировать сложившуюся ситуацию, особенно то, как будут выглядеть доходы консолидированных бюджетов субъектов, в том числе и с учетом преференций, предусмотренных для поддержки бизнеса. И при необходимости выработать соответствующие меры помощи регионам. В частности, в соответствии с законодательными инициативами о поправках в Бюджетный кодекс меняются условия реструктуризации в 2020 году бюджетных кредитов. Также регионам предоставляется возможность превышения в 2020 году размера дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и верхнего предела государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленных соглашениями с Министерством финансов РФ. В связи с этим в настоящее время готовятся изменения в соответствующие постановления Правительства РФ и соглашения субъектов РФ с Министерством финансов РФ на 2020 год», — сообщила Максимова.
Отметила Максимова и тот факт, что многочисленные обращения СФР с просьбой о помощи регионам на федеральном уровне слышат. Так, в декабре прошлого года из федерального бюджета дополнительно было выделено не только 50 миллиардов рублей за выполнение оценочных показателей деятельности регионов, но и в ответ на предложения союза 10,6 миллиарда рублей дополнительных дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов.
Председатель Совета СФР отметила, что главным результатом деятельности союза в прошлом году считает то, что наконец удалось изменить подходы к формированию бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. «В прошлом году законом о федеральном бюджете было распределено 203 из 217 межбюджетных трансфертов. Это сделано для того, чтобы вы могли заранее провести работы по конкурсным процедурам и открыть финансирование с начала текущего года», — подчеркнула депутат.
Новые задачи
В. Н. Артамонова, заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов, председатель секции «Финансисты субъектов РФ», отметила возрастающую роль СФР для всех членов союза на современном этапе, поскольку вопросов в сложившейся ситуации у региональных и муниципальных финансистов будет возникать очень много и решать их придется быстро и сообща. Поэтому роль вебинаров и оперативного размещения актуальной для финансистов информации на сайте союза возрастает в разы.
В связи со сложной ситуацией, складывающейся из-за последствий распространения коронавирусной инфекции и снижения цен на нефть, регионы ведут разработку антикризисных мероприятий. Председатель секции региональных финансистов сформулировала перечень предложений по наиболее острым вопросам, требующим внимания и помощи в их решении со стороны совета союза и Правительства РФ. Основными среди них являются два: необходимость увеличения в 2020 году объемов финансовой поддержки регионов из федерального бюджета в связи с выпадающими доходами и освобождение в 2020 году субъектов РФ от погашения задолженности по реструктуризированным бюджетным кредитам.
Также регионы просят Федерацию отложить на год принятие следующих постановлений Правительства РФ:
«Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры»;
«Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и перечня налоговых доходов, подлежащих поступлению в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме фактического поступления которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам».
Просьба отложить до 1 января 2023 года прозвучала и в отношении действия положений статьи 107.1 «Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)» Бюджетного кодекса (в части оценки долговой устойчивости субъектов РФ и в зависимости от уровня долговой устойчивости (высокой, средней или низкой) предъявления к ним требований, установленных Бюджетным кодексом).
Позицию муниципалитетов озвучил В. Н. Богданцев, начальник Финансового управления Администрации города Орска (Оренбургская область), председатель секции «Финансисты муниципальных образований». Он обозначил проблемы, возникающие на местном уровне в процессе как формирования, так и исполнения бюджета. Одна из них — значительное сокращение доходов местных бюджетов вследствие принятия в Налоговый кодекс изменений о новом порядке зачисления штрафов. Также больной для местного уровня является тема расчета земельного налога и налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. Собственники и арендаторы продолжают оспаривать результаты кадастровой оценки в комиссиях и судах. Как следствие — сокращение поступлений в местные бюджеты.
«Также хочу добавить, что в современных условиях экономики многие крупные предприятия не выдерживают конкуренции на промышленном рынке и прекращают или сокращают свою деятельность. При этом местные власти не могут предотвратить или остановить данный процесс, так как руководство (чаще собственник) принимает решение исходя из собственной выгоды, не считаясь с интересами местной власти, жителей города. Последствия таких принятых решений — сокращение рабочих мест, перевод работников на неполную рабочую неделю и так далее. Это фактор, который приводит к уменьшению поступлений налогов в местные бюджеты. В основном такая тенденция касается крупных городов, не являющихся областными или краевыми центрами», — добавил Богданцев.
С 2021 года прекращает свое действие единый налог на вмененный доход. Как это отразится на доходах местных бюджетов, как поступит предприниматель, пока предположить сложно. Эти вопросы председатель муниципальной секции предложил к обсуждению в рамках мероприятий союза в текущем году.
Победители определены
Подведены итоги VII Всероссийского конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист». Очное награждение лучших молодых финансистов в этом году пришлось отменить, но генеральный директор Союза финансистов России Л. И. Прокофьева огласила список победителей и лауреатов и сообщила, что дипломы будут разосланы им в ближайшее время. Также она отметила, что количество участников конкурса по сравнению с предыдущим годом удвоилось, что говорит о росте популярности «Финансового старта» среди молодых финансистов.
Первое место получила А. Т. Сапунова (Министерство финансов Оренбургской области). Второе место поделили Д. А. Лыкасова (Министерство финансов Алтайского края) и Е. Г. Андрющенко (Финансовое управление Администрации города Новороссийска Краснодарского края). Третье место заняли В. Ю. Губанов (Министерство финансов Рязанской области), С. Б. Карелина (Комитет по финансам, налоговой и кредитной политики города Барнаула Алтайского края) и И. А. Романюк (Министерство финансов Свердловской области). Лауреатами конкурса признаны: И. А. Булыгина (Минфин Архангельской области), Ю. П. Казанова (Минфин Республики Коми), Е. А. Мальцева (Департамент финансов города Липецка), Д. О. Павлов (Минфин Республики Бурятия), А. В. Лутошечкина (Минфин Ростовской области), Е. Г. Костюшко (Финансово-казначейское управление города Рязани).