Версия для печати 1809 Материалы по теме
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
Итоги и планы внутреннего государственного финансового контроля

Количество проверок снизилось

По отношению к предыдущему году количество контрольных мероприятий, проведенных в 2019 году, снизилось на 20%, при этом сумма выявленных нарушений на одно контрольное мероприятие в среднем увеличилась на 7%. Общий объем проверенных средств в 2019 году составил более 6,7 триллиона рублей. Объем проверенных средств федерального бюджета увеличился по сравнению с 2018 годом на 4% и составил 5,9 триллиона рублей. Доля выявленных по итогам проверок нарушений составила 30% от общего объема проверенных средств.

Основные нарушения, выявленные в 2019 году, это:

  • несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (инвестиций), кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями;
  • нарушение правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
  • нарушение процедур составления и исполнения бюджета, установленных бюджетным законодательством;
  • нецелевое, неэффективное и неправомерное использование средств.

Возмещено в бюджет

В 2019 году объекты контроля исполнили 3659 представлений и предписаний. По результатам контрольных мероприятий в Минфин России направлено 77 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Общая сумма возмещенных объектами контроля средств в федеральный бюджет по уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения, предписаниям и представлениям в досудебном порядке, а также в добровольном порядке (средства федерального бюджета и средства, полученные из федерального бюджета) и в результате взыскания административных штрафов составила почти 7,9 миллиарда рублей.

Во взаимодействии

Приоритетами контрольной деятельности в 2019 году стало выполнение задач, определенных Президентом РФ и Правительством РФ, в том числе в стратегиях и программах развития, а также проведение социально значимых контрольных мероприятий. Эффективность контрольной деятельности увеличена, в том числе за счет усиления межведомственного взаимодействия с органами государственной власти, в частности с МВД, ФСБ, Генеральной прокуратурой, Счетной палатой РФ, и обмена информацией об объектах контроля с другими государственными органами. В прошлом году создана совместная со Счетной палатой РФ рабочая группа по вопросам государственного финансового контроля. Интеграция внешнего и внутреннего государственного финансового контроля позволяет исключить дублирование мероприятий и снизить нагрузку на объекты контроля.

В 2019 году в субъектах РФ проведено три масштабных контрольных мероприятия, в которых участвовали представители Счетной палаты РФ и Федерального казначейства. Совместная контрольная деятельность показала высокую эффективность. Результаты данных проверок рассмотрены на коллегии Счетной палаты и включены в отчет ведомства.

Большое значение мы придаем и развитию взаимодействия с Росфинмониторингом. В 2019 году Федеральное казначейство проводило предпроверочные мероприятия с учетом рисков, выявленных в том числе Росфинмониторингом. Для всестороннего анализа деятельности объектов контроля Федеральное казначейство привлекало специалистов крупнейших высших учебных заведений страны.

Правительство РФ поручило Минфину России направить ему все доклады Федерального казначейства о результатах контрольных мероприятий для принятия управленческих решений по повышению эффективности бюджетных расходов. Мы считаем, что это признание важности контрольной деятельности Федерального казначейства.

Больше полномочий

В целях повышения эффективности внутреннего государственного контроля в 2019 году внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Так, предоставленный в 2019 году Федеральному казначейству постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам других органов власти позволит повысить качество риск-ориентированного планирования и самих контрольных мероприятий за счет получения оперативной информации об объектах контроля, а также снизить нагрузку на них при одновременном повышении эффективности бюджетного контроля в целом.

В 2019 году в субъектах РФ проведено три масштабных контрольных мероприятия, в которых участвовали представители Счетной палаты РФ и Федерального казначейства

Кроме того, подготовлены и направлены в Минфин России предложения по расширению контрольных полномочий Федерального казначейства в отношении субъектов РФ, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства из бюджетов таких субъектов. В Федеральном законе от 1 апреля 2020 года № 71‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» эти предложения нашли отражение.

Помимо этого, указанным законом Федеральное казначейство наделено правом выносить представления и предписания не только участникам бюджетного процесса, но и иным объектам внутреннего государственного финансового контроля в отношении всех нарушений, выявление которых находится в пределах компетенции Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля. Вместе с тем Казначейство России прорабатывает новые подходы, методы, инструменты для внедрения в контрольную деятельность ведомства современных цифровых технологий.

Поделиться