Версия для печати 1476 Материалы по теме

Характерной особенностью Великой Отечественной войны стал исключительно высокий уровень технической оснащенности воевавших армий. Развитие военной техники и необычайное усиление ее разрушительной силы кардинально поменяли экономику войны. Это привело к тому, что расходы на материально-техническое снабжение армии по отношению к стоимости ее содержания резко увеличились, составив пропорцию 3:1 (в Первую мировую войну эта пропорция составляла 1:1).

Справка

Примерный штат горфинотдела:

• заведующий отделом;

• сектор бюджета (2–3 человека): заместитель заведующего отделом — заведующий сектором, инспектор бюджета (1–2 человека);

• бюджетная бухгалтерия (три человека): главный бухгалтер бюджета, бухгалтер бюджета (два человека);

• сектор государственных доходов (три человека): заведующий сектором, инспектор, бухгалтер;

• сектор налогов (три человека): заведующий сектором, ревизор, бухгалтер;

• сектор финансирования народного хозяйства (2–3 человека): заведующий сектором, инспектор (1–2 человека);

• сектор штатов (пять человек): старший инспектор по штатам, инспектор по спецработе, секретарь-машинистка (два человека), курьер-уборщица.

Роль финансового фактора в войне неизмеримо возросла прежде всего за счет перестройки всего хозяйства на военный лад. Даже высокоразвитая военная промышленность не в состоянии обеспечить армию, этому должно быть подчинено все хозяйство страны. И участие во Второй мировой войне стало делом всего населения воюющих государств.

Основные задачи

В довоенное время финансовые органы городов — горфинотделы в своей деятельности подчинялись городским Советам депутатов трудящихся и финансовым отделам краевых (областных) исполнительных комитетов. Их основными задачами было: мобилизация денежных средств и направление их на финансирование мероприятий по развитию местного хозяйства; планирование и составление росписи доходов и расходов; проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного поступления доходов; рассмотрение сводных смет отраслевых отделов и учреждений, состоящих на городском бюджете; организация исполнения городского бюджета; учет исполнения бюджета; составление сводного отчета об исполнении бюджета; контроль правильности исполнения и своевременности уплаты налогов и сборов, платежей из прибыли, земельной ренты, госпошлины; наблюдение за работой государственных трудовых сберегательных касс и органов государственного страхования; контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины и правильным расходованием средств на содержание аппарата управления.

67.jpg

Как видим, спектр деятельности финансовых отделов был чрезвычайно широк. При этом в штат горфинотдела входило в среднем около 20 человек.

Основной доходный источник — население

Бюджеты всех городов СССР до Великой Отечественной войны были бездефицитными. В годы войны и в первую послевоенную пятилетку необходимо было мобилизовать все силы и средства на разгром врага, а затем на восстановление народного хозяйства. Работники финансовых органов проводили тщательный налоговый учет, организовывали размещение военного займа, контролировали поступление, оценку и размещение на предприятиях города трофейного имущества.

Десятки городов СССР были оккупированы. Фашисты вели охоту, разыскивали и убивали в первую очередь работников госучреждений. Многие работники горфинотделов выжили благодаря тому, что успели скрыться в отдаленных деревнях и хуторах. Во всех городах после освобождения первыми восстановили свою работу городские финансовые службы. Наряду с финансовой работой все работники отдела принимали участие и в восстановлении разрушенных городов.

Основными доходными источниками бюджетов городов были доходы от населения, поступавшие в виде займов, военный налог, подоходный налог. В общей сумме доходов бюджетов городов налоги, сборы и займы от населения составляли в среднем 2/3 от общего объема. Бюджеты первых лет войны были, как правило, дефицитными, разница между расходами и доходами покрывалась за счет военных займов населения, хотя с 1943–1944 годов бюджеты многих городов стали профицитными. Так, например, бюджет города Краснодара (город был оккупирован 186 дней, освобожден 12 февраля 1943 года) за 1944 год по доходам составил 52,5 миллиона рублей, по расходам — 34,3 миллиона рублей, профицит — 18,2 миллиона (34,6% доходов). Бюджет города Ярославля (город не был оккупирован) за тот же 1944 год по доходам составил 77,3 миллиона рублей, по расходам — 53,7 миллиона рублей, профицит — 23,6 миллиона (30,5% от доходов). Справочно: для сравнения взят 1944 год, так как это был первый военный год, когда все города СССР были освобождены от захватчиков.

В 1944–1945 годах выросли добровольные поступления от населения. Связно это было с увеличением числа плательщиков и повышением заработной платы рабочих и служащих. Средства поступали в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. Например, подписка по третьему военному займу от жителей города Краснодара в 1944 году составила 23,8 миллиона рублей. Это очень большая сумма, она составляла примерно 40% общего объема доходов городского бюджета! При действовавших в то время нормативах 1,1 миллиона рублей (4,66% от объема подписки по займу) поступило в доход городской казны.

Бюджет социальный и в войну

Даже в сложнейших условиях формирования городских бюджетов во время войны очень большое внимание отводилось решению социальных вопросов. Позиция государства по этим вопросам была очень жесткой. Строго соблюдались установленные законом налоговые льготы, предоставляемые главным образом семьям военнослужащих, инвалидам войны. Объем таких льгот составлял примерно 5–10% от доходов бюджетов. Необходимо отметить, что практически во всех городах в 1944 году финансистам удалось выделить на социальную сферу в два раза больше средств, чем в 1943 году. В 1945 году средний рост расходов на социальную сферу составил 10–15% по сравнению с 1944 годом.

При маленьком штате городских финорганов в 1944 году было проведено очень много ревизий и проверок расходования бюджетных средств, особенно в социальной сфере. Например, вскрылось много нарушений по расходованию средств на питание в больницах.

Справка

В период с 1930-х—1940-х по 1960-е—1970-е годы было устойчивое название финансовых органов: горфинотдел — это финансовый орган столицы региона (края, области), райфинотдел — это финорган районного уровня, край(обл)финотдел — это финорган региона (края, области).

После окончания войны на городские финансовые отделы было возложено еще несколько очень важных государственных задач, например учет многодетных и одиноких матерей, выплата им пособий; контроль соблюдения льгот военнослужащим и их семьям. В структуре аппарата горфинотделов появились сектора государственных пособий.


68.jpg

Большая работа в послевоенное время была проведена сектором штатов по восстановлению, упорядочению и сокращению штатов государственных предприятий и организаций. Работники городских финансовых органов внесли огромный вклад в нашу Победу и восстановление народного хозяйства после войны! Низкий поклон и светлая вам память, дорогие коллеги!

Поделиться