№ 6 июнь 2020 — 17 июня 2020

Уроки кризисов

Версия для печати 1384 Материалы по теме
Евсей Томович ГУРВИЧ, руководитель Экономической экспертной группы
Уроки кризисов

Как и предыдущие три, развивающийся сейчас кризис сопровождается спадом производства, ростом безработицы и большими потерями бюджетных доходов. Каждый раз Правительство РФ и Центробанк России извлекали из кризисного опыта важные уроки, совершенствуя макроэкономическую политику и тем самым делая нашу экономику более защищенной от внешних ударов. Эффект от проходящей сейчас пандемии частично принимает хорошо знакомые формы предыдущих кризисов (падение цен на нефть, сокращение внешнего спроса на экспортную продукцию), но к этому добавляется совершенно новый, уникальный фактор — вынужденное временное ограничение экономической активности для обеспечения режима изоляции. Соответственно, антикризисная политика частично может опираться на накопленный опыт, частично же должна строиться заново.

Уроки первого кризиса

Первый крупный кризис, который произошел в 1998 году, убедительно показал две главные опасности для государственных финансов: во-первых, бюджетный дефицит и, во-вторых, неожиданное снижение цен на нефть. Устойчивый дефицит (4% ВВП для федерального бюджета и 7–8% ВВП для бюджетной системы в целом) в сочетании с падением среднегодовой цены барреля до 12 долларов в конечном счете обернулся вынужденным дефолтом. Дефолт, в свою очередь, подорвал доверие инвесторов, правительство надолго лишилось возможности проводить заимствования, и все это больно ударило по банковской системе.

Как мы помним, ответом правительства на развитие этого сценария стало, во-первых, создание в 2004 году Резервного фонда, призванного страховать бюджет от перепадов внешней конъюнктуры, и, во-вторых, переход к соблюдению строгой бюджетной дисциплины. В результате за последние 20 лет значимый дефицит федерального бюджета фиксировался только в кризисные годы. Можно отметить, что даже сейчас нередко можно услышать призывы вернуться к дефицитной политике, хотя связанные с ней риски вновь и вновь проявляют себя.

Уроки второго кризиса

Следующий кризис (2008–2009 годов) показал, что при падении цен на нефть возникают масштабные потери не только нефтегазовых, но и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, резко уменьшаются поступления в региональные бюджеты и внебюджетные фонды. В 2009 году недобор ненефтегазовых федеральных доходов составил почти 5% от фактического ВВП, а доходы региональных бюджетов и внебюджетных фондов упали в реальном выражении почти на 19%.

Второй урок состоял в опасности чрезмерной щедрости антикризисных мер. В 2009 году правительство не только покрыло из Резервного фонда все потери доходов, но и увеличило расходы (по сравнению с предусмотренными исходным законом о бюджете) на 7%. Однако повысившийся уровень расходов оказалось крайне трудно вернуть к прежним значениям. В результате до начала следующего кризиса ненефтегазовый дефицит в среднем составлял 11% ВВП, вдвое превышая уровень 2008 года (5,4% ВВП).

Уроки третьего кризиса

Наиболее важным уроком кризиса 2015 года стало, пожалуй, понимание необходимости быть готовым не только к краткосрочному (порядка года) падению цен на нефть, но и к их устойчивому переходу на более низкий уровень. Это означает, что при необходимости компенсация недобора нефтегазовых доходов из Резервного фонда или ФНБ должна сочетаться с оптимизацией государственных расходов и их постепенным доведением до уровня, соответствующего изменившимся возможностям бюджета.

Новый фактор

Какими могут оказаться уроки кризиса нынешнего? Мировая экономика впервые столкнулась с таким фактором, как карантин и изоляция, приводящим к ограничениям на передвижение граждан между странами, внутри страны и даже населенных пунктов, временной приостановке работы целых секторов экономики. Большинство прогнозов предсказывают спад российского ВВП в 2020 году примерно на 5% (если сравнивать с предыдущими ожиданиями, это означает торможение экономики почти на 7%). Вклад карантинных мер в снижение ВВП можно оценить примерно в 2,5%. Из-за резкого сокращения спроса на нефть падают ее цены (ожидаемая среднегодовая цена марки «Юралс» составляет примерно 30 долларов за баррель) и объемы добычи.

Почти 5 триллионов рублей недобора доходов федерального бюджета, по предварительным оценкам Экономической экспертной группы, — это одно из последствий текущего кризиса

Все это, по предварительным оценкам Экономической экспертной группы, может привести к недобору доходов федерального бюджета в объеме почти 5 триллионов рублей и в целом бюджетной системы — более 7 триллионов рублей. Правда, примерно 2,3 триллиона рублей из этой суммы планировалось направить в Фонд национального благосостояния. Однако, поскольку правительство объявило о том, что расходы федерального бюджета предполагается исполнить в полном объеме, предстоит компенсировать достаточно большую часть потерянных поступлений за счет средств ФНБ (в части нефтегазовых доходов) и дополнительных заимствований. Думаю, в будущем необходимо увеличить целевой объем ликвидных средств в ФНБ (подушку безопасности) с 7% ВВП как минимум до 10% ВВП, для того чтобы быть готовым компенсировать потерю не только нефтегазовых, но и других доходов. Возможно, имеет смысл подумать и о создании региональных резервных фондов как источников покрытия потерь субфедеральных бюджетов.

Антикризисные меры

Разработка программы антикризисных мер во многом опирается на накопленный, в частности в ходе кризиса 2009 года, опыт. Как и тогда, часть поддержки выделяется системообразующим предприятиям, часть направляется на поддержку наиболее уязвимых групп населения, часть — на поддержку уволенных работников. Вместе с тем особенности нынешнего кризиса определяют необходимость дополнительной масштабной поддержки малого и среднего бизнеса. Многие его сектора понесли особенно значительные потери (туризм, общественное питание, бытовое обслуживание) и оказались на грани закрытия. Для того чтобы предотвратить невозвратную потерю значительной части фирм в этих секторах и соответствующее сокращение рабочих мест, федеральное и региональные правительства разработали широкий комплекс мер поддержки. Он включает предоставление отсрочки по налоговым платежам, выделение льготных кредитов на выплату заработной платы, которые будут списаны, если к октябрю фирма сохранит 90% занятых сотрудников, помощь арендаторам в оплате помещения на период вынужденной изоляции и т. д.

Прохождение кризисов и для граждан, и для экономики в целом существенно смягчается благодаря накопленному правительством опыту и последовательному совершенствованию бюджетной политики с учетом полученных уроков. После завершения острой фазы нынешнего коронакризиса предстоит еще раз осмыслить возникшие новые проблемы, оценить эффективность различных антикризисных мер и вернуться к выработке новых мер по защите российской экономики от действия внешних шоков и минимизации их возможных негативных последствий.

Поделиться