Уже более десяти лет назад Федеральное казначейство реализовало масштабный ИТ-проект по созданию автоматизированной системы ведомства. В Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области (далее — Управление) автоматизированы ключевые бизнес-процессы, используются унифицированные форматы файлов для различных видов отчетов по направлениям деятельности. В организации достигнут высокий уровень цифровой грамотности сотрудников, выполнен стопроцентный перевод всех клиентов на работу в системе удаленного финансового документооборота. Накопленный опыт позволил нам быстро и безболезненно для сотрудников и клиентов перейти на удаленный режим работы.
Столкнувшись с непредвиденными сложностями, мы изменили стратегию управления и организацию процессов. Переход к режиму удаленной работы реализовывался как комбинация технологических и организационных мероприятий, исполнение которых возложено на оперативный штаб. Эта вновь созданная структура определяла степень готовности подразделений Управления, как технической, так и психологической, к переводу на удаленку. Был организован ежедневный мониторинг деятельности сотрудников, находящихся на удаленном режиме, что позволило управлять всеми бизнес-процессами.
Как показало время, коллектив нашего Управления сразу включился в работу в новых условиях, стрессовая ситуация никак не повлияла на ее эффективность. Надо отметить, что произошел прорыв в использовании телекоммуникационных систем и систем связи. При помощи современного телекоммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения решаются все вопросы: проводятся рабочие совещания, заседания межведомственных комиссий, контрольной комиссии, контрольного комитета. Служба поддержки ИТ-блока создала общее информационное пространство, в рамках которого оказывается техническая поддержка пользователей казначейских систем на местах их пребывания в онлайн-режиме 24/7. Работа Управления не останавливалась ни на минуту, несмотря на то что на удаленную работу переведено более 80% сотрудников.
Расходный блок
Сотрудники функциональных отделов расходного блока, находящиеся на удаленных рабочих местах, выполняют свои функции в полном объеме и решают все необходимые задачи. Соблюдаются сроки формирования текущей отчетности, проведения расчетов и платежей бюджетополучателей всех уровней. В установленном порядке и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов проводится работа по доведению бюджетных данных и кассовому расходу, в том числе в целях обеспечения получателей денежными средствами, выделенными на борьбу с коронавирусом.
В условиях пандемии для поддержки граждан на территории РФ реализуется ряд решений Президента РФ и распоряжений Правительства РФ. Источником финансирования предусмотренных мер являются иные межбюджетные трансферты федерального бюджета, поступившие из резервного фонда Правительства РФ. Средства поступают и в бюджет Оренбургской области. Так, сотрудники Управления в апреле — мае 2020 года осуществляли санкционирование и проводили операции по выплатам стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлен COVID-19. Только за
- по постановлениям Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415, от 12 апреля 2020 года № 484 — около 100 миллионов рублей;
- по указу Президента РФ от 6 мая 2020 года № 313 совместно с региональным отделением Фонда социального страхования РФ — 275 тысяч рублей.
Сотрудники Управления принимают непосредственное участие в реализации указа Президента РФ от 7 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Обеспечено незамедлительное исполнение платежных документов Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области на перечисление ежемесячных выплат за апрель — май 2020 года в размере 5 тысяч рублей семьям, имеющим детей в возрасте до трех лет. 22 мая 2020 года Управление перечислило более полумиллиарда рублей, в результате чего оренбургские семьи получили выплаты более чем на 100 тысяч детей. Аналогичная выплата будет производиться и в июне. С 1 июня 2020 года началась выплата пособия в размере 10 тысяч рублей на каждого ребенка от трех до 16 лет. И нужно отметить, что дистанционная работа не препятствует своевременному исполнению поручений Президента РФ.
Отдел функционирования контрактной системы
Сегодня закупочная деятельность государственных заказчиков существенно автоматизирована. Для удобства работы заказчиков и поставщиков Федеральное казначейство разработало мобильное приложение к ЕИС в сфере закупок, позволяющее оперативно получать всю необходимую информацию. С 1 января 2020 года в ЕИС реализована возможность подписания документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме.
Дистанционная форма работы не препятствует своевременному исполнению поручений Президента РФ
Высокая степень автоматизации процесса государственных закупок позволила сотрудникам отдела функционирования контрактной системы выполнять функциональные обязанности в дистанционном режиме в полном объеме и в установленные законодательством сроки. Так, в соответствии с положениями части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ и пунктами 13 и 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, за январь — апрель 2020 года проведен контроль в отношении 5764 документов. В том числе проверено 365 планов-графиков закупок, 439 извещений и пакетов документации о закупках, 302 проекта контрактов, 4658 наборов информации о контрактах. Из всего этого массива отрицательный результат контроля получил 591 документ. За аналогичный период 2019 года проконтролирован 4121 документ, 250 получили отрицательный результат.
Сотрудники проводят активную работу по привлечению заказчиков и поставщиков к использованию универсального передаточного документа и счета-фактуры, подписанных электронной подписью в личном кабинете пользователя ЕИС. Это новый функционал информационной системы, который необходимо апробировать.
Доходы бюджета снизились
В связи с принятием Правительством РФ ряда мер по поддержке отраслей экономики и налогоплательщиков, пострадавших от коронавируса, произошло снижение доходной базы бюджетов бюджетной системы страны. На счет Управления 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по состоянию на 1 мая 2020 года поступило 173,4 миллиарда рублей, что на 3,5%, или на 6,3 миллиарда рублей, меньше, чем на аналогичную дату 2019 года. За четыре месяца 2020 года через счет 40101 Управления в доход федерального бюджета распределено 98,4 миллиарда рублей, за январь — апрель 2019 года — 106,9 миллиарда (рисунок 1). Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рассматриваемый показатель снизился на 7,9%, или на 8,5 миллиарда рублей. В бюджет Оренбургской области за январь — апрель текущего года поступило 27,6 миллиарда рублей доходов, что на 7,2% меньше доходов за четыре месяца прошлого года — 29,7 миллиарда рублей.
Счет 40101 за апрель 2020 года пополнился только на 38,035 миллиарда рублей, что на 27,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года, когда сумма доходов составляла 52,3 миллиарда. Доход федерального бюджета за апрель 2020 года составил 17,1 миллиарда рублей, что на 40,6% ниже показателя 2019 года, тогда этот показатель составлял 28,9 миллиарда. За апрель 2020 года в бюджет области распределено 8,4 миллиарда рублей, что меньше доходной суммы апреля 2019 года на 31,2%. За апрель 2019 года в региональный бюджет поступило 12,2 миллиарда рублей. Для компенсации недополученных доходов областного бюджета из резервного фонда Правительства РФ Оренбургской области предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 1,5 миллиарда рублей.
В части формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов наблюдается положительная тенденция. На открытые в Управлении счета 40401, 40402, 40404 за четыре месяца 2020 года в бюджеты ГВБФ поступило 31,2 миллиарда рублей, что на 11,9% больше, чем за январь — апрель 2019 года. Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране, государство обеспечило своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а следовательно, обеспечивается и своевременное перечисление страховых взносов.
Контрольный блок
В настоящее время контрольная деятельность отдела внутреннего контроля и аудита осуществляется в виде камеральных проверок. Все запланированные контрольные мероприятия проходят в штатном режиме, и удаленная работа не уменьшила их количество. Удаленное ежедневное проведение последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (ПОВАК) происходит с выполнением всех обязательных процедур (формирование отчетов, подписание и утверждение).
Наряду с внутренним контролем и аудитом Управление осуществляет работу и как орган ВГФК в финансово-бюджетной сфере. Контрольный блок на постоянной основе делает предпроверочный анализ в отношении объектов контроля по проверкам, запланированным на 2020 год, с использованием информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство. Главной задачей предпроверочного анализа является создание основы для проведения результативного контрольного мероприятия, так как в ходе предпроверки возможно всесторонне исследовать операции, связанные с использованием бюджетных средств; установить сферы деятельности объекта контроля, в которых наиболее вероятны нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, будь это закупочная деятельность или осуществление бюджетных полномочий.
Предпроверочный анализ позволяет определить оптимальные сроки проведения контрольного мероприятия, необходимость встречных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта, а также установить степень необходимости привлечения к контрольному мероприятию сотрудников профильных подразделений Управления и специалистов, не являющихся должностными лицами органов Федерального казначейства. Качественно проведенная заблаговременная работа дает возможность ревизору при проведении контрольного мероприятия концентрировать внимание на проблемных участках, так как весь дополнительный материал уже изучен.
В настоящее время Управление подготовило результаты предпроверочного анализа для 14 проверок. Всего на 2020 год запланировано 54 контрольных мероприятия. В том числе в 2020 году мы должны будем провести 21 контрольное мероприятие в отношении использования средств, направленных на реализацию национальных проектов. В условиях моратория на проведение проверок в финансово-бюджетной сфере использование такого аналитического инструмента, как предпроверочный анализ, будет способствовать снижению трудозатрат, сокращению времени проведения контрольных мероприятий, повышению их эффективности в дальнейшем.
Вместе с тем следует отметить, что до принятия решения о приостановлении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в 2020 году Управление провело 11 выездных проверок. Проверено 1,67 миллиарда рублей, выявлено 69 нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере на сумму 442,54 миллиона рублей (рисунок 2), что превысило показатель I квартала 2019 года на 413,08 миллиона рублей (в I квартале 2019 года установлено нарушений на сумму 29,46 миллиона рублей). Основные нарушения:
- нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов на сумму 4,71 миллиона рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств на сумму 226,94 миллиона рублей;
- неправомерное использование бюджетных средств на сумму 11,04 миллиона рублей;
- нарушения порядка ведения бюджетного учета, представления бюджетной отчетности на сумму 165,86 миллиона рублей;
- нарушения в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на сумму 7,35 миллиона рублей;
- расхождения фактического наличия денежных средств и материальных ценностей с данными бухгалтерского учета на сумму 0,32 миллиона рублей;
- иные нарушения бюджетного законодательства на сумму 26,32 миллиона рублей.
В целях повышения эффективности работы сотрудников отдела, обеспечения их профессионального роста в Управлении проводятся вебинары по вопросам новаций законодательства РФ в установленной сфере деятельности. На вебинарах мы обсуждаем проблемы, связанные с реализацией контрольных мероприятий, формируем предложения по совершенствованию действующих нормативных правовых актов, определяющих полномочия Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере. Ревизоры изучают обзоры нарушений и недостатков, которые Федеральное казначейство на постоянной основе доводит до территориальных органов, а также информацию о нарушениях, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) по различным темам контрольных мероприятий. Эта информация размещена в открытой части официального сайта РФ для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений (portal.audit.gov.ru).
Вынужденный переход к дистанционной работе оказался не просто проверкой на стрессоустойчивость казначейской системы, но и катализатором позитивных изменений. Переход на удаленную работу и изменение привычной организации труда и отдыха — новая реальность, заставившая нас повысить уровень цифровой и управленческой грамотности, эмоциональной выдержки. Мы готовы к дальнейшему развитию, необходимость которого диктует время, своевременному и качественному выполнению задач, которые ставят президент, правительство и Министерство финансов РФ перед органами Федерального казначейства.
В штатном режиме
Казначейство России, несмотря на сложные условия, продолжило цифровизацию отдельных процессов. УФК по Оренбургской области в составе пилотных управлений тестирует проекты по четырем направлениям, представленным на рисунке 3.