№ 6 июнь 2020 — 17 июня 2020

Карантин как уникальный опыт

Версия для печати 1187 Материалы по теме

27.jpg

Сергей Вадимович ЗАРУБИН, руководитель Управления Федерального казначейства по Нижегородской области

28.jpg

Ульяна Владимировна КАРЯКИНА, эксперт Управления Федерального казначейства по Нижегородской области

После того как был объявлен режим самоизоляции, нам пришлось предпринять необычные для нашей службы карантинные меры. Во исполнение приказа Федерального казначейства от 20 марта 2020 года № 71 «Об организации работы Федерального казначейства и его территориальных органов в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции „COVID-19“» 25 марта 2020 года в Управлении был издан приказ № 46а «Об организации работы в условиях дистанционного исполнения должностных обязанностей сотрудников Управления Федерального казначейства по Нижегородской области». В целом переход на дистанционную работу и введение всех возможных карантинных мер заняли около десяти дней, в течение которых, что немаловажно, была обеспечена непрерывность производственного процесса.


Удаленный офис

В период с 25 марта по 25 мая 2020 года 377 сотрудников Управления, в том числе 77 человек из территориальных отделов (порядка 60% от общего числа сотрудников), были переведены на дистанционную работу. При этом количество человек, работающих дистанционно и находящихся территориально в Нижнем Новгороде (без учета территориальных отделов), составило 80%.

В первую очередь режим самоизоляции было необходимо ввести для людей старше 60 лет (34 человека), входивших в основную группу риска при распространении коронавирусной инфекции. Оставаться дома было необходимо беременным женщинам (один человек) и женщинам, имеющим детей до 14 лет (124 человека). Они первыми покинули свои рабочие места. Еще 219 человек были переведены на удаленку, поскольку имели возможность работать из дома. В строю оставались по большей части люди, не имеющие технической возможности работать удаленно, и те, кому необходимо работать с бумажными документами. В Управлении и территориальных отделах по понятным причинам предпочтение отдавалось сотрудникам моложе 40 лет.

На возможность перехода на дистанционную работу повлияла и техническая оснащенность, которая в районах Нижегородской области намного ниже, чем в региональном центре. Поэтому в территориальных отделах на рабочих местах осталось значительно больше человек. Наибольшее количество сотрудников, оставшихся в Управлении, — это специалисты административно-финансового отдела, отдела государственной гражданской службы и кадров и отдела режима секретности и безопасности информации. В ключевых отделах — расходов и доходов — на местах оставалось не более двух человек. При этом сотрудники отметили, что объем работы в эти месяцы практически не изменился.

Снизить риск заражения

Чтобы снизить риск заражения среди оставшихся на работе сотрудников, в Управлении были предприняты все возможные меры безопасности (измерение температуры и дезинфекция рук при входе в здание и на рабочих местах, масочный режим, распределение сотрудников по разным кабинетам или с учетом социальной дистанции 1,5 метра, влажные уборки с применением дезинфицирующих средств и регулярное проветривание помещений). Вся бумажная почта, которая все это время поступала и поступает в Управление, обеззараживается ультрафиолетовым облучателем.

30.jpg

Информация о мерах предосторожности доведена до каждого сотрудника. Возможно, что эпидемиологическая ситуация будет оставаться напряженной еще долгое время, поэтому обучение правилам поведения в условиях распространения инфекции становится основой политики безопасности внутри учреждения. Скорее всего, многие из этих мер придется ввести в обыденную жизнь всем казначеям на ближайшие месяцы. Такое время.

Новый опыт

Еще несколько лет назад было сложно представить, что казначеи смогут работать не выходя из собственного дома. Но в последние годы бумажный документооборот сведен до минимума. В арсенале современного казначея мобильная связь, интернет, электронная подпись и сертифицированные средства защиты информации, позволяющие безопасно работать с любого устройства — будь то домашний компьютер с постоянным подключением к интернету или ноутбук с доступом через сети сотовой связи.

И все же технических проблем при неожиданных и неотработанных задачах не избежать. При сохранении полноценного доступа с удаленного рабочего места к необходимым для выполнения обязанностей ресурсам и системам возникали трудности с мобильной и интернет-связью. Во многом это происходило по причине особой загруженности линий в этот период. Но надо признать, что оборудовать полноценное рабочее место технически оказалось не так просто. И если обеспечить сотрудников компьютерами удавалось, то использовать домашние принтеры в дистанционном режиме работы оказалось невозможно. Тем не менее очень полезным стал опыт совместной работы по видеосвязи: проведение общих собраний и контрольных комиссий, на которых виртуально присутствовали объекты контроля. Все это сэкономило массу времени, и в будущем такая практика может использоваться как способ проведения оперативных встреч и совещаний.

29.jpg

Кадры

С каждым сотрудником, переведенным на удаленку, заключено дополнительное соглашение, действующее в течение всего карантина. Ключевым пунктом таких соглашений стало условие об исполнении должностных обязанностей вне Управления с помощью информационных и телекоммуникационных сетей. При этом важнейшим вопросом для каждого сотрудника стал вопрос о личной финансовой стабильности. Независимо от эпидемиологической и экономической ситуации в стране финансирование всех госучреждений, в том числе и территориальных органов Федерального казначейства, производилось и производится в срок и в полном объеме.

В конце мая проведено анкетирование сотрудников, цель которого — определить моральный климат в коллективе. В качестве положительных моментов карантина опрашиваемые отметили стабильную зарплату, а также сокращение расходов на дорогу (таблица). Кстати сказать, сотрудников, которые продолжали работать в Управлении, доставляли на работу и обратно на транспорте филиала ФКУ «ЦОКР» в городе Нижнем Новгороде.

31.jpg

Новые возможности

Опыт применения карантинных мер в Управлении еще раз подтвердил, что организационные изменения должны начинаться с кадровой политики внутри учреждения. Особое значение имеет грамотное управление персоналом, и в этом смысле особенно несправедливым нам представляется устойчивое выражение «незаменимых людей нет». По нашему мнению, каждого сотрудника, обладающего уникальными компетенциями, целесообразно поощрять и создавать удобные для него условия работы. Для этого мы считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон № 79‑ФЗ, дополнив его пунктами, регулирующими дистанционный режим исполнения должностных обязанностей. Также следует внести изменения в содержание и форму служебного контракта, которые дадут право дистанционной работы.

Необходимо внести изменения в Федеральный закон № 79-ФЗ, дополнив его пунктами, регулирующими дистанционный режим исполнения должностных обязанностей

Возможность принятия решения о переходе на дистанционную работу могла бы стать логичным выходом из тупика, который возникает при объявлении карантина в школах и дошкольных учреждениях. Это происходит ежегодно в связи с эпидемией гриппа, и сотрудники вынуждены уходить на карантин вместе с детьми, оформляя ежегодный отпуск или отпуск за свой счет.

На сегодняшний день в Управлении работают 124 женщины, имеющие детей до 14 лет, что составляет 19,8% от численности всего коллектива. Что немаловажно, именно эта категория сотрудников, как правило, уже обладает достаточными компетенциями и опытом и является кадровой основой Управления. Удаленный доступ к рабочим документам мог бы стать выходом и в ситуациях, когда мы не хотим терять сотрудника, например в связи с его длительным больничным (в случае необходимости ухаживать за недееспособными родственниками и т. п.) или административным отпуском. Возможность организовать домашний офис позволит избежать нежелательного увольнения специалиста по собственному желанию из-за неудобного графика. Ведь некоторые казначеи сегодня работают в праздничные и выходные дни, а в перспективе, может быть, будет организована работа и в ночное время. И если еще недавно любые альтернативы физического присутствия на рабочем месте казались нам нереальными, то опыт этого года полностью изменил наши представления об удаленной работе. И такая форма организации труда теперь представляется перспективной для развития Федерального казначейства.

Поделиться