№ 6 июнь 2020 — 17 июня 2020

Действуем по плану

Версия для печати 1153 Материалы по теме
Татьяна Павловна ТАКМАКОВА, заместитель главы по финансовой политике — начальник Управления финансов Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области
Действуем по плану

В апреле текущего года бюджет Сорочинского городского округа недополучил 12 миллионов налоговых и неналоговых доходов. Если в первом квартале мы сработали на перспективу и заработали дополнительно 10 миллионов, то в апреле все результаты сошли на нет. Наибольшее снижение поступлений произошло по налогам на совокупный доход — на 6,6 миллиона рублей, НДФЛ — на 3,9 миллиона рублей, по госпошлине — на 0,4 миллиона рублей. Исходя из динамики поступлений, мы ожидаем, что и в мае получим налоговых и неналоговых доходов на 10 миллионов меньше, чем в мае прошлого года.

В начале года, когда еще ничего не предвещало эпидемию, мы разработали план мероприятий по увеличению поступлений дополнительных доходов сверх плана с целью покрытия расходов, не запланированных в бюджете. Мы напряженно работаем над выполнением данных мер и считаем, что сегодня эта работа очень своевременная и она себя оправдает.

Особое внимание мы уделяем работе с администраторами неналоговых доходов. В основном это структурные подразделения администрации городского округа и находящиеся в их ведении казенные учреждения, на которые мы можем повлиять. Активизировали работу по взиманию платы за размещение нестационарных торговых объектов, за установку рекламных конструкций, штрафов административной комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. Большая работа ведется по оформлению прав собственности на земельные участки, имущество, по внесению изменений в разрешенное использование земельных участков.

Помощь пострадавшим отраслям

Законодательное собрание Оренбургской области утвердило ряд антикризисных поправок к региональным законам в части снижения налогов для предпринимателей. Для пострадавших отраслей малого и среднего бизнеса в условиях пандемии ставки при применении УСН снижены. Согласно поправкам, ставка по объекту налогообложения «доходы» снижена с 5 до 1%, ставка по объекту налогообложения «доходы минус расходы» — с 10 до 5%. Льготы распространяются на виды деятельности, максимально пострадавшие от коронавируса, перечень которых определен Правительством РФ.

Кроме того, утверждены поправки в региональный закон о применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения. Стоимость патента снижается в два раза. Все эти изменения непосредственным образом затрагивают местный бюджет.

На местном уровне, в свою очередь, также разработан ряд антикризисных мер. Решением Совета депутатов городского округа Сорочинский снижена ставка ЕНВД для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5%. Снижение распространяется на виды деятельности, максимально пострадавшие от пандемии, перечень которых определен Правительством РФ. Кроме того, установлена льготная ставка арендной платы за использование муниципального имущества с применением корректирующего коэффициента 0,01 для арендаторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и осуществляющих свою деятельность в сферах, наиболее пострадавших от пандемии. Конечно, в данных условиях бюджет муниципального образования несет потери. По предварительной оценке, сумма выпадающих налогов за 2020 год с учетом действующего законодательства составит 27,2 миллиона рублей.

Бюджетный кредит

У нашего муниципального образования есть бюджетный кредит в размере 8 миллионов рублей со сроком погашения в 2020 году. По аналогии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 619 подготовлен проект Закона Оренбургской области о полном освобождении муниципалитетов от погашения основного долга по бюджетным кредитам в 2020 году.

За муниципальным образованием останется обязательство только по уплате процентов за пользование кредитом. Далее в течение четырех лет, с 2021 по 2024 год, муниципалитет будет выплачивать ежегодно по 5% от суммы задолженности, в период с 2025 по 2029 год остаток будет выплачиваться равными долями с возможностью досрочного погашения.

Контроль

В условиях ограничений, связанных с пандемией, еще более значимым становится контроль за полнотой поступления средств, а также их целевым использованием. Управление финансов при участии главы городского округа в онлайн-режиме проводит совещания с руководителями органов местного самоуправления по вопросам необходимости введения режима строгой экономии бюджетных средств, а также своевременной корректировки муниципальных заданий с учетом организации удаленной работы бюджетных и автономных подведомственных учреждений.

То, что исполнение расходной части бюджета Сорочинского городского округа осуществляется по целевым программам, уже отчасти позволяет результативно использовать бюджетные средства. Около 40% доходной части бюджета округа составляют межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета, имеющие целевое назначение.

Мы утвердили порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета и администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета. У нас осуществляется жесткий контроль за бюджетными расходами в части недопущения незапланированных расходов, соблюдения сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд, соблюдения порядка, целей и условий расходования, условий софинансирования, установленных соглашениями (договорами) о предоставлении межбюджетных трансфертов. Каждый муниципальный контракт (договор) проходит тщательную проверку, поскольку в случае его ничтожности возникает вопрос о целевом расходовании бюджетных средств.

Новый формат работы

В Сорочинском городском округе из-за ситуации с распространением коронавируса введен режим повышенной готовности. В Управлении финансов в период с 30 марта по 31 мая 2020 года на удаленную работу переведены семь сотрудников, это 50% штатной численности подразделения. Остальные специалисты продолжают работать в прежнем режиме, соблюдая необходимые санитарные требования.

На первом этапе был составлен перечень сотрудников, чьи функциональные обязанности позволяют перейти им на дистанционную работу. Далее с каждым сотрудником заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, где установлено, что работник теперь трудится дистанционно, пока не отменят режим повышенной готовности в регионе и работодатель не издаст приказ об окончании периода дистанционной работы. В качестве места работы указывается адрес места нахождения работника. Указан перечень оборудования, если его предоставляет работодатель.

На следующем этапе подготовлены приказы, устанавливающие порядок взаимодействия с работниками: периодичность предоставления руководству отчетов о проделанной работе, сроки подготовки ответов на письма, порядок обмена кадровыми документами (для начисления и оплаты пособий и отпусков). При необходимости внесены изменения в положения о персональных данных. Составлены памятки по работе на дому, что помогло сотрудникам не растеряться и быстро организовать рабочий процесс.

Организация работы на удаленном режиме проходила в штатном режиме, без суеты. Основная проблема состояла в отсутствии опыта работы на удаленке, так как до текущего момента таких прецедентов не было. Для решения данной проблемы было установлено программное обеспечение, позволяющее осуществлять удаленное управление рабочими машинами сотрудников с компьютеров, установленных по месту их проживания. Также сложности возникали со спецификой работы через программу удаленного пользования, так как экраны ведомого и ведущего компьютеров не совпадали по размерам и пропорциям.

Следующим проблемным моментом было качество домашнего интернета или его отсутствие у отдельных специалистов. В любом случае организовано дежурство на рабочем месте как минимум одного-двух работников. Они выполняют ряд задач, которые невозможно осуществить в удаленном режиме: элементарно включить компьютер в случае сбоя питания электрической сети, обработать важную корреспонденцию, подписать пакеты платежных поручений ЭЦП, так как они находятся на внешнем физическом носителе, и другие работы. В целом, если подвести итог, переход на удаленную работу не создал много хлопот, а всего лишь изменил привычный ритм работы сотрудников. В заключение хочется сказать, что благодаря той практике, которая существует в нашем регионе — финансово поощрять муниципальные образования за участие в конкурсах, рейтингах, — мы (за счет этих средств) смогли приобрести компьютерную технику, программное обеспечение, которые и позволили нам без серьезных проблем перенести пик самоизоляции работников.

41.jpg

Поделиться