Версия для печати 1633 Материалы по теме
Вера Александровна АНТРОПОВА, и. о. министра финансов Забайкальского края
Цифровые технологии против коронавируса

Создание и модернизация ИС

Цифровизация сферы общественных финансов Забайкальского края началась в 2013 году с принятием решения о создании единой информационной системы по сбору и своду консолидированной бюджетной отчетности. Мы внедрили централизованное решение для всех участников бюджетного процесса региона с едиными правилами и стандартами предоставления бюджетной (бухгалтерской) отчетности. На тот момент это позволило получить оперативный доступ к отчетности каждого участника бюджетного процесса.

За последние шесть лет мы поэтапно модернизировали всю информационную систему. В том числе была создана ГИС «Автоматизированная система управления региональными финансами Забайкальского края» (далее — ГИС «Региональные финансы»). Она позволила объединить локальные разрозненные информационные системы по исполнению бюджетов органов МСУ региона в единое информационное пространство. Сегодня пользователями информационной системы являются участники бюджетного процесса как регионального, так и муниципального уровня, включая финорганы, главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и учреждения.

ГИС «Региональные финансы» построена на базе программных комплексов разработки российской компании «Кейсистемс». Она полностью соответствует целям концепции создания и развития государственной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» по обеспечению открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и МСУ.

В ГИС «Региональные финансы» процессы составления и исполнения консолидированного бюджета края полностью автоматизированы. А именно, осуществляется составление, уточнение бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, ведение перечня и реестра источников доходов, кассового плана, кассового обслуживания исполнения бюджетов, ведение бухгалтерского учета, формирование оперативной и периодической бухгалтерской отчетности. Унифицированы правила и нормы управления муниципальными финансами, внедрен легитимный электронный документооборот.

Перспективный кассовый план по бюджетам МО

Используемые программные комплексы позволяют нам самостоятельно создавать ряд дополнительных инструментов. Например, мы внедрили перспективный кассовый план по бюджетам муниципальных образований. Это решение позволило повысить качество планирования. Так, кассовый разрыв из-за неравномерного поступления налоговых доходов (таких как НДПИ) компенсируется повышенным объемом дотации в начале финансового года и меньшим в сентябре — декабре.

ИТ в помощь МСП

Одним из направлений, где сейчас цифровизацию можно применить с максимальной пользой, является поддержка субъектов МСП, занятых в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях экономики региона. Так, благодаря использованию цифровых технологий в кратчайшие сроки удалось перенастроить отчеты для проведения мониторинга фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Забайкальского края от налогоплательщиков, включенных в Единый реестр субъектов МСП. Указанные отчеты за I квартал 2020 года показали рост поступлений, однако с введением ограничительных мер по предупреждению коронавирусной инфекции наблюдается снижение почти на 30% фактических поступлений от указанной категории плательщиков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Расходование бюджетных средств стало более эффективным, мы своевременно исполняем обязательства по начислениям на оплату труда, не допуская штрафных санкций. Для обеспечения приоритетных расходов задействуем свободный остаток денежных средств на едином счете бюджета муниципального образования, что снижает нагрузку на краевой бюджет по привлечению кредитных средств для оказания финансовой помощи муниципалитетам. За счет такого подхода удается оперативно принимать наиболее верные и максимально обоснованные решения как по выделению межбюджетных трансфертов, так и по предоставлению бюджетных кредитов местным бюджетам.

Сбор и свод отчетности

В мае 2019 года для анализа штатной численности и нагрузки на персонал муниципальных учреждений были разработаны формы паспортов этих учреждений. Информация в паспортах отражает отраслевую специфику деятельности каждого вида муниципального учреждения. Это, в свою очередь, позволяет ускорить процесс получения данных для подготовки аналитических материалов в целях предоставления дополнительной финансовой помощи и принятия управленческих решений.

Процесс паспортизации реализован в подсистеме сбора и свода отчетности ГИС «Региональные финансы». Он позволяет проводить необходимые выборки, формировать сводные данные, в частности о численности определенных категорий работников или работников с МРОТ. Сейчас идет масштабная работа — мы, отталкиваясь от данных паспортов, оцениваем эффективность бюджетных расходов на содержание сети муниципальных учреждений.

Так, мы сравнили нагрузку на работников культуры, дополнительного и общего образования со средними показателями по России и Дальневосточному федеральному округу. В разрезе муниципальных районов и городских округов зафиксировано превышение среднекраевых показателей нагрузки. Выявленные факты показали необходимость пересмотра методик нормирования, а в некоторых отраслях и разработки методических рекомендаций по регулированию штатной численности сотрудников.

Подсистема, помимо регламентированной отчетности, позволяет создавать пользовательские формы отчетности с различной структурой, со своими правилами расчета и досчета, контрольными соотношениями, печатными бланками, с возможностью последующей выгрузки и консолидации.

Бюджетное планирование

Подсистема бюджетного планирования ГИС «Региональные финансы» позволяет планировать бюджет программно-целевым методом. Автоматизировано формирование единой системы целей, задач, перечня госпрограмм, предельных объемов ассигнований по программам, подпрограммам и основным мероприятиям.

Также в подсистеме формируется реестр расходных обязательств региона в разрезе расходных полномочий и полной бюджетной классификации. При формировании реестра расходных обязательств ГРБС края сведения об оценке стоимости расходных обязательств (полномочий) заполняются автоматически на основании ранее рассчитанных обоснований бюджетных ассигнований. Для этого в подсистеме были реализованы расчеты методик планирования бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период. В случае необходимости пояснения дополнительных расчетов в подсистеме предусмотрена возможность прикрепления документов в различных форматах. Кроме того, в подсистеме предусмотрено формирование аналитических отчетов в разрезе расходных полномочий, обоснований бюджетных ассигнований с различной группировкой по бюджетной классификации, расходным обязательствам и другим используемым разрезам информации. В настоящее время подсистема бюджетного планирования широко используется при формировании бюджета региона.

На следующем этапе модернизации ГИС «Региональные финансы» предусмотрена работа по подключению муниципальных образований края к подсистеме бюджетного планирования и внедрению дополнительного модуля «Типовое решение для МО». Работы по внедрению дополнительного модуля начаты в 2019 году. Определены пилотные муниципальные районы, которые сформировали решения о бюджетах муниципальных районов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в разрезе поселений и ГРБС уже с использованием этого модуля. В текущем году они должны будут сформировать реестры расходных обязательств.

Помимо прочего, в подсистеме формируется перечень госуслуг и госзаданий, ведется региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) работ и услуг. Учреждения края используют его при формировании госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ). Также в подсистеме формируются отчеты о выполнении госзадания.

Достигнутые цели и новые задачи

Внедрение указанных подсистем позволило снизить трудоемкость рутинных операций при прогнозировании доходов и планировании расходов бюджета, при подготовке изменений в бюджет. Печатный вид приложений к закону о бюджете формируется в автоматическом режиме по ранее заданным шаблонам.

Подсистемы ГИС «Региональные финансы» интегрированы между собой, используется принцип однократного ввода справочных данных, осуществляется обмен данными между подсистемами. Кроме того, обеспечено электронное информационное взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства, налоговыми органами и другими подразделениями федеральных органов власти.

Отдельно стоит отметить взаимодействие ГИС «Региональные финансы» с «Электронным бюджетом». На данном этапе в автоматическом ежедневном режиме осуществляется сбор сведений и их проверка для дальнейшего размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

В регионе обеспечена информационная безопасность ГИС «Региональные финансы». С принятием Закона № 187‑ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» ГИС «Региональные финансы» признана объектом критической информационной инфраструктуры и включена в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры России.

57.jpg

Проект по обеспечению информационной безопасности ГИС «Региональные финансы» признан одним из победителей конкурсного отбора региональных проектов, направленных на доведение уровня безопасности объектов критической информационной инфраструктуры до установленных законодательством Российской Федерации требований. Конкурс проведен Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в 2019 году. Победа в нем позволит нам большую часть мероприятий по защите объекта критической информационной инфраструктуры провести за счет федеральных средств на условиях софинансирования.

Следующий этап развития ГИС «Региональные финансы» — создание единого центра обработки и хранения данных (ЦОД) в сфере управления региональными финансами, интеграция подсистемы управления закупками для государственных (муниципальных) нужд и централизация информационных систем учета ФХД учреждений края (рисунок). Масштабную задачу по повышению эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-коммуникационных ресурсов нам еще предстоит решить.

АС «Образование Забайкальского края»

Во всех образовательных организациях региона функционирует автоматизированная система «Образование Забайкальского края». Она позволяет обеспечивать реализацию в электронном виде всех информационных процессов сферы образования, включая систему дистанционного обучения, ведение электронных журналов и дневников, что особенно актуально в период самоизоляции. В настоящий момент указанная система функционирует на всех уровнях образования — ДОО, ОО, СПО, ДОП.

Дистанционное обучение обусловлено большим количеством малокомплектных школ и высокой потребностью в педагогах. В 2011 году разработана и введена в промышленную эксплуатацию АИС «Дистанционное обучение Забайкалья» (do.zabedu.ru). Система содержит образовательный контент по всем предметам учебного плана на базовом и профильном уровнях. Педагогами края разработано 444 учебных курса, более 85% курсов прошли успешную апробацию в учебном процессе. Охват обучающихся составил более десяти тысяч человек. Всего в системе дистанционного обучения работают более 400 педагогов и более тысячи прошли курсы повышения квалификации по применению дистанционных образовательных технологий.

Вместе с тем принято решение о консолидации бюджета при организации доступа общеобразовательных организаций края к интернету. Это позволило построить защищенную коллективную сеть передачи данных между всеми общеобразовательными организациями региона и привело к значительной экономии денежных средств за счет укрупнения закупок. В крае создан региональный узел контентной фильтрации, который защищает детей от нежелательного контента, проводит автоматический анализ поисковых запросов в целях профилактики суицида и обеспечивает защиту от вредоносного ПО.

Единый цифровой контур здравоохранения

Забайкальский край приступил к реализации проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (далее — «Единый цифровой контур здравоохранения»), входящего в состав национального проекта «Здравоохранение». Проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях. Финансирование мероприятий «Единого цифрового контура здравоохранения» осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

В рамках реализации проекта сейчас все подведомственные Министерству здравоохранения края медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь и осуществляющие первичный прием граждан, подключены к централизованной региональной системе «Управление потоками пациентов». Использование этого модуля дает возможность гражданам через свой личный кабинет на Едином портале госуслуг взаимодействовать с подсистемами ЕГИСЗ с целью получения электронных услуг, как то: запись на прием к врачу, запись на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию.

58.jpg

Также в рамках указанного проекта проводится обновление защищенной сети передачи данных медицинских организаций и подключение к ней дополнительных территориально выделенных структурных подразделений. Плановое подключение к интернету фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации», которое началось в 2019 году и продолжится в 2020–2021 годах, обеспечит доступ к медицинской информационной системе специалистов ФАП.

ИТ в органах власти

Необходимо отметить, что общую политику по цифровизации региона проводит Министерство ЖКХ и связи края. Оно реализует госпрограмму «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Забайкальском крае», мероприятия которой направлены на внедрение и использование в деятельности исполнительных органов государственной власти края и органов МСУ информационно-коммуникационных технологий.

На территории региона построена защищенная межведомственная инфраструктура — сети, узлы подключения, единая точка выхода в сети общего пользования, вычислительные мощности. Кроме того, мы активно используем информационные системы и сервисы, обеспечивающие проведение видеоконференций, межведомственный электронный документооборот, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и другие.

Созданная инфраструктура обеспечивает возможность получения гражданами в электронной форме 21 востребованной государственной и муниципальной услуги в сферах здравоохранения, образования, занятости, записи актов гражданского состояния, природопользования и других. Услуги можно получить как через Единый портал госуслуг, так и через региональные порталы края: портал пациента, интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты населения, портал образовательных услуг Забайкальского края.

Таких результатов удалось достичь благодаря субсидиям из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий. Финансирование выделяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в рамках государственной программы «Информационное общество». Всего за период с 2014 по 2020 год Забайкальскому краю предоставлено субсидий на сумму почти 60 миллионов рублей.

Поделиться