25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 6 июнь 2020 — 17 июня 2020

Саратовская область: Победа ковалась в тылу

Версия для печати 1568 Материалы по теме

До Великой Отечественной войны в западных промышленно-развитых районах СССР производилось около трети всей промышленной продукции страны. Захват немецкими войсками в 1941 году этих территорий привел к необходимости масштабной переориентации экономики тыловых областей на нужды армии и фронта. Статья рассказывает о том, как изменилась в годы войны структура промышленности Саратовской области.

Английский публицист Александр Верт, корреспондент Би-би-си, живший в период Великой Отечественной войны в СССР, писал: «Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство, — это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости».

По данным Народного комиссариата путей сообщения, из угрожаемой зоны захвата было вывезено 2593 промышленных предприятия, из них 1350 — в первые три месяца войны. Были эвакуированы все танковые, авиационные заводы, заводы боеприпасов и вооружения, 150 машиностроительных предприятий, 94 металлургических, 40 заводов электротехнической промышленности. Работой по перебазированию предприятий в восточные районы страны руководил Совет по эвакуации при Совете народных комиссаров СССР, созданный по указанию И. В. Сталина в первые дни войны. Объем эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для ее проведения была использована почти половина всего вагонного парка СССР.

Военно-промышленный центр

В годы войны Саратовское Поволжье стало одним из главных военно-промышленных центров страны. Промышленный комплекс региона стал формироваться еще в 1930-е годы. Так, в самом конце 1931 года заработал Саратовский завод комбайнов имени Б. П. Шеболдаева. В 1937 году предприятие переименовано в завод № 292 НКАП и переориентировано на производство авиационной техники. Позднее он стал называться Саратовским авиационным заводом. Здесь производили легендарные истребители Великой Отечественной войны Як-1 и Як-3. В 1933 году в Саратове заработал первый в стране завод щелочных аккумуляторов (завод № 195). В апреле 1934 года запущен Саратовский крекинг-завод № 4, на тот момент крупнейший в Европе завод по переработке нефти. Таким образом, к 1941 году регион уже располагал крупными промышленными предприятиями, научными центрами и квалифицированными кадрами.

70.jpg

Справка

В октябре — ноябре 1941 года в Саратов из Москвы были переведены аппарат Верховного Совета РСФСР и Совет народных комиссаров РСФСР, отдельные наркоматы СССР и РСФСР. Также сюда были эвакуированы столичные учреждения культуры, вузы и др. Например, Московский кредитно-экономический институт (ныне Финансовый университет при Правительстве РФ) также временно переехал в Саратов.

Эвакуация заводов из западной части страны лишь усилила промышленный потенциал Саратовского Поволжья. Установить точное число заводов и фабрик, перебазированных в Саратовскую область во время войны, сегодня не представляется возможным, поскольку наряду с цельными производственными мощностями и рабочими коллективами поступало оборудование отдельных заводских цехов, а порой — отдельных участков. По примерным подсчетам, регион на свою территорию принял около 100 эвакуированных предприятий. Это больше, чем было эвакуировано в Татарскую АССР и Башкирскую АССР, но меньше, чем в Челябинскую, Свердловскую и Куйбышевскую (Самарская) области.

Все для фронта, все для Победы!

В период Великой Отечественной войны жители Саратовской области передали на вооружение Красной армии 460 миллионов рублей личных сбережений, сдали на нужды армии и флота 32 килограмма золота, серебра и платины. На собранные средства было приобретено и отправлено на фронт более 1,5 тысячи самолетов, большое количество танков и артиллерийских орудий.

71.jpg

Наибольший объем средств был собран в разгар Сталинградской битвы. Колхозники сельхозартели «Сигнал революции» первыми в стране купили на собственные сбережения самолет для фронта. Колхозник-пасечник колхоза «Стахановец» Ф. П. Головатый лично обратился к директору Саратовского авиазавода с просьбой продать ему истребитель за 100 тысяч рублей. Военный совет Военно-воздушных сил Красной армии «сделку» согласовал. В январе 1943 года самолет Як-1, купленный Головатовым, был передан саратовцу — майору Б. Н. Еремину. Этому примеру последовали 69 колхозников Саратовской области. Колхозница-пасечница села Стригай А. С. Селиванова на свои сбережения купила три истребителя для части, в которой служил ее муж.

Очевидно одно: в годы войны в Саратове сосредоточилась значительная часть оборонно-промышленного комплекса СССР. По некоторым данным, в то время в регионе работало 338 различных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Из них 35 крупных оборонных предприятий. Число рабочих превышало 60 тысяч.

Переселенцы

Эвакуированные предприятия поступили в Саратовскую область в основном во второй половине 1941 года. Основная часть прибывших заводов размещалась в городе Саратове на площадях аналогичных по специфике деятельности местных заводов и фабрик. Так, например, на площадке строящегося Саратовского подшипникового завода (его возведение началось в 1938 году) разместился эвакуированный из Москвы Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1). На базе этих двух заводов был создан Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-3). Саратовский завод был единственным в стране производителем подшипников для военной техники. Этот завод и в настоящее время является одним из крупнейших производителей подшипников в России, выпускает более двух тысяч типов данной продукции.

В 1941 году в Саратов переехал московский завод № 205 (завод точной механики). Первой продукцией завода были системы управления артиллерийским огнем, а в годы войны здесь выпускали боеприпасы и приборы для боевых машин. На территории завода № 306 (впоследствии — Саратовское электроагрегатное производственное объединение (СЭПО)) были размещены предприятия Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева.

Саратовский паровозоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны был передан из системы Наркомата путей сообщения в Наркомат танковой промышленности. На площадях этого завода была размещена часть эвакуированного из Подольска завода № 180. К январю 1942 года завод закончил подготовку к производству башен и корпусов танков Т-50. Эвакуированный из Тулы оружейный завод слился с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения.

Петровский электромеханический завод «Молот» в годы войны принял на своих площадях эвакуированный из Москвы машиностроительный завод точной электромеханики. Здесь был налажен выпуск гранат типа РГД и лимонка, бронебойных снарядов Р-22 для скорострельной пушки.

Военная продукция

Летом — осенью 1941 года в Саратове происходил масштабный перевод местных гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На машиностроительных и металлообрабатывающих заводах области стали производить бомбы, мины, автоматы, снаряды и другую продукцию военного назначения. По решению Совета народных комиссаров СССР Саратовский государственный котельный завод со второй половины 1941 года стал выпускать специальные цистерны и котлы Шухова, походные кухни и парашютно-десантные баки, резервуары и емкости под ГСМ.

Саратовский завод № 292 НКАП был одним из важных поставщиков военных самолетов. В июне 1943 года немецкие бомбардировщики сбросили на завод свыше 100 бомб весом 500–1000 килограммов, в итоге 70% производственных площадей и 60% оборудования было уничтожено. Несмотря на столь значительный урон, уже в сентябре завод был восстановлен и вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3. Примерно одна треть всех самолетов Великой Отечественной войны была выпущена именно в Саратове. На Яках помимо советских солдат воевали французские летчики полка «Нормандия — Неман».

Справка

В первые месяцы войны на предприятиях Саратова возникло движение двухсотников. Девизом движения было: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Порядка 20% рабочих в несколько раз превышали норму выработки.

Завод сельхозмашиностроения (завод № 572) начал изготавливать некоторые части противотанкового ружья Симонова. Фабрика музыкальных инструментов перешла на производство армейских лыж и рам-мокроступов. На саратовских швейных фабриках был налажен пошив обмундирования для армии. Мясокомбинат в городе Энгельсе стал производить колбасы, консервы и другую продукцию для фронта. В недостроенном здании кинотеатра «Победа» во второй половине 1941 года устроили хлебопекарню и стали выпекать ржаной хлеб и производить из него сухари, которые затем отправляли на фронт. Всего предприятия города производили более двух десятков видов военной продукции. К сожалению, смена профилей предприятий проходила не всегда продуманно, в связи с чем на некоторых заводах неоднократно менялся вид производимой продукции.

В военный период объем производства продукции увеличился в Саратове в два раза. Объем продукции металлообрабатывающей промышленности увеличился в 4,5 раза, а вот производство легкой и пищевой промышленности сократилось в 1,5–2 раза по сравнению с довоенным уровнем.

Военно-промышленное производство в Саратове достигло своего максимального значения к 1944 году. Впоследствии началось снижение выпуска военно-промышленных товаров в связи с реэвакуацией ряда предприятий, а также ростом производства продукции для гражданских нужд. К 1945 году из 20 машиностроительных заводов десять выпускали только гражданскую продукцию, шесть — гражданскую и частично оборонную и только четыре продолжали изготовлять военную технику и вооружение.

72.jpg

Газ для предприятий

Еще до войны геологи предполагали, что на территории Саратовской области находятся газовые месторождения. Летом 1941 года геологическая поисковая группа обнаружила природный газ в промышленных масштабах вблизи деревни Елшанки. Газопровод Елшанка — Саратов протяженностью 18 километров был проложен в октябре 1942 года за 20 дней. Благодаря газопроводу в городе была решена проблема острой нехватки топлива для промышленных предприятий и ТЭЦ-1.

73.jpg

Добыча газа из месторождений под Саратовом в годы войны постоянно росла. В 1942 году три скважины дали около десяти тысяч тонн газа, а в 1944 году из 19 скважин было добыто более 250 тысяч тонн.

А. В. ПАЧКАЛОВ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат исторических наук

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно