Последнее время представители Минфина России — регулятора сферы закупок — все чаще говорят о необходимости развития в стране института зеленых закупок. Однако без понимания конкретных методов стимулирования таких закупок невозможно сфокусироваться на экологической составляющей. Что же необходимо в первую очередь для зеленой закупки?
Зеленая закупка как феномен
Разговор о закупках с экологической составляющей (зеленых закупках) начнем с признания в том, что на сегодня нет универсального определения таких закупок. Ведь их экологичность может проявляться и в использовании экологичных материалов, и в экологически чистом производстве закупаемой продукции, и в низких уровнях загрязнения окружающей среды в ходе эксплуатации приобретенного оборудования, товара. Наконец, экологичность закупки может быть не связана с приобретаемой продукцией как таковой, если целью покупки такой продукции является отказ от «грязного» производства и замена его «чистым». Например, приобретение новой технологии очистки выбросов завода, позволяющей кратно снизить количество содержащихся в них вредных примесей, или строительство цеха по переработке и включению во вторичный оборот твердых бытовых отходов, вне всякого сомнения, относятся к экологическим закупкам.
Проблема в том, что в каждом из обозначенных выше случаев практические пути реализации экологичного решения в рамках закупок будут различными. По сути, зеленая закупка — это некий целостный феномен, который можно описать с помощью закрытого набора признаков. В этих условиях зеленая закупка определяется в первую очередь целеполаганием. Проще говоря, это такая закупка, при проведении которой воздействие на окружающую среду является фактором выбора победителя.
Экологический фактор: как оформить в документации
Фактор экологичности по сей день кажется абстрактным и относящимся скорее к сфере пожеланий относительно светлого будущего, чем к сфере измеряемых параметров настоящего. В условиях многообразности вариантов зеленой составляющей закупки именно заказчик определяет то, каким образом в данной закупке учитывается влияние на экологию, и именно он отражает это влияние в закупочной документации с использованием измеряемых параметров.
Иными словами, закупку нельзя объявить зеленой нормативным правовым актом, подобная маркировка — прерогатива заказчика. Но и ему недостаточно одного обозначения и абстрактной фразы «закупка имеет особое значение для защиты окружающей среды» — заказчик должен описать, в чем именно будет выражаться такая защита. Например, закупаемые фильтры позволят снизить объем вредных выбросов на определенное количество тонн, энергосберегающее оборудование позволит уменьшить потребление электроэнергии на определенный процент, более совершенные станки используют меньше древесины для производства того же объема продукции, что позволит ежегодно сохранить определенную площадь лесов.
Именно такой конкретизированный показатель включается в закупочную документацию и является квалифицирующим признаком зеленой закупки (пусть даже законодательство о контрактной системе пока еще не содержит прямых требований к заказчику относительно такой маркировки зеленых закупок). И именно он предопределяет то, как именно в закупочной документации будет фигурировать экологическая компонента.
Коль скоро зеленая закупка является определяемым понятием, то нет оснований не распространять на нее общее правило о прозрачности и измеримости как требований к участникам закупки и закупаемой продукции, так и порядка выбора победителя. Экологичность является не препятствием для прозрачной закупки, а ее фактором. Однако, как уже можно догадаться из сказанного выше, фактор этот может проявляться различным образом в зависимости от конкретной разновидности экологической закупки. Так, если экологическая компонента выражается в потребности, на удовлетворение которой направлена закупка, то экологическая компонента будет фиксироваться уже на уровне предмета закупки. Например, закупка фильтров для производств, экологически чистых продуктов питания, услуг по рекреации и т. п. Здесь благоприятное воздействие на окружающую среду будет оказывать не столько сама закупка, сколько последствия применения приобретенной продукции.
Закупку нельзя объявить зеленой нормативным правовым актом — подобная маркировка, причем с использованием измеряемых параметров, прерогатива заказчика
Экологическая компонента может выражаться и в поощрении поставщиков к использованию зеленых технологий. В этом случае ординарная продукция — будь то мебель, одежда или инструменты — закупается с установлением требований о том, чтобы при ее производстве неблагоприятные воздействия на окружающую среду сводились к минимуму (разумеется, уровень приемлемого негативного воздействия заказчик формулирует в закупочной документации в измеряемых показателях). Подобная минимизация негативных экологических последствий, в свою очередь, может выражаться не только в требованиях к продукции, но и в критериях выбора победителя.
Пул экологических требований к закупаемой продукции может включать самые разные позиции: требования к сырью, технологии производства, в том числе в части норматива выброса вредных веществ в процессе производства, к параметрам эксплуатации (например, объем выхлопных газов, вырабатываемый закупленными машинами), к энергоемкости и безотходному производству... Разумеется, с формальной точки зрения каждое такое требование ограничивает конкуренцию. Однако еще в начале
По большому счету, требования к закупаемой продукции в ряде случаев тесно связаны с требованиями к поставщику. Так, например, использование экологически чистых производств или электромобилей является характеристикой поставщика в целом. Однако государственным заказчикам запрещено устанавливать дополнительные требования к поставщикам даже при проведении зеленых закупок, да и в большинстве корпоративных правил экологические требования заслуживают дальнейшего развития. А потому требования к экологичности производства закупаемой продукции по сей день проще сформулировать как составную часть требований к закупаемой продукции.
В том случае, если экологические требования к закупаемой продукции все же вызывают сомнения в части обоснованности ограничения конкуренции, у заказчика есть возможность оказать реальную преференцию экологичному поставщику — за счет введения экологических факторов в число критериев выбора победителя. Например, к закупке допускаются любые производители, но чем меньше объем выброса вредных веществ при производстве единицы продукции, тем больше баллов получает данная заявка при оценке и тем выше шансы данного поставщика на победу.
Инструменты зеленой закупки
Краткое описание методов отражения экологической составляющей в закупочной документации подводит нас к пониманию отличий проведения зеленой монокритериальной закупки и зеленой многокритериальной закупки. Монокритериальная закупка, и прежде всего аукцион, являющийся де-факто доминирующим способом контрактной системы, оставляет заказчику возможность установить экологическую составляющую лишь в виде требования к закупаемой продукции. Иными словами, заказчик маркирует такую закупку в качестве зеленой, обозначает параметры ее позитивного влияния на экологию и указывает соответствующие этому влиянию требования к закупаемым товарам, работам или услугам. После этого к аукциону допускаются лишь предложения о поставке экологичной продукции, а победителем, как и в обычном аукционе, становится тот поставщик, который запросит за свой подряд наименьшую цену.
Экологический фактор может включаться в закупочную документацию в виде предмета закупки, в виде требования к закупаемой продукции, в виде критериев выбора победителя
Стоит отметить, что государственным заказчикам недоступны иные виды монокритериальных закупок помимо ценовых, однако за пределами контрактной системы вполне допустима ситуация, в которой при неизменной цене закупки подряд достается поставщику с наилучшими экологическими показателями. Проще говоря, заказчик в обозначенной им зеленой закупке устанавливает экологическую составляющую в качестве единственного критерия выбора победителя и раскрывает в закупочной документации, за что именно и в каком размере присуждаются баллы по данному критерию. Разумеется, основанием для присуждения баллов должны быть не абстрактные показатели вроде внутреннего убеждения членов закупочной комиссии, а объективные и измеримые параметры. Такие, как уже упомянутые объемы вредных выбросов при производстве одной единицы продукции. Победителем же становится тот, кто в таком строго формализованном и прозрачном соревновании набрал наибольшую сумму баллов.
И пусть госзаказчику сегодня недоступна такая максимально зеленая закупка, но и он может учитывать фактор экологичности в качестве критерия выбора победителя. Для этого у него остается лишь один инструмент, а именно конкурс, в котором показатели экологичности выступают в качестве неценового критерия выбора победителя. Разумеется, и в этом случае такой критерий должен быть измеримым и объективным.
Роль зеленых закупок в экономике
Естественным путем развития закупочных инструментов является имплементация в государственную практику тех находок, которые до того были созданы и успешно апробированы в коммерческой практике. Но именно в ситуации с зелеными закупками этот привычный путь может работать со сбоями. Причина проста: покупка экологичной продукции, как правило, означает повышенные расходы заказчика. В подавляющем большинстве случаев верна зависимость: если заказчик устанавливает требование о зеленом производстве, он должен быть готов заплатить за экологически чистую продукцию больше, чем за продукцию обычную.
Разумеется, социально ответственные коммерческие заказчики имеют возможность по собственной инициативе инвестировать в модернизацию собственных производств и повышение их экологичности. Они могут по собственной инициативе стимулировать и своих поставщиков внедрять экологически чистые производства. Инструментов у них для этого куда больше, чем у государственных заказчиков. Вот только коммерческие заказчики не имеют для таких закупок никаких стимулов, кроме этических. А в условиях и без того высокой административной и налоговой нагрузки на бизнес едва ли можно ожидать от него массовой практики по вложению ресурсов в развитие экологии, в том числе через проведение экологических закупок.
Такая ситуация означает, что единственным локомотивом зеленых закупок может быть практика государственных заказчиков. Это онтологически естественно: коль скоро состояние окружающей среды затрагивает неопределенный круг лиц, оно является вопросом общественной значимости. А раз так, то и инвестиции в решение экологических вопросов логично ожидать за счет средств, собранных всем обществом, то есть как раз за счет государственного бюджета. Именно в рамках контрактной системы институт зеленых закупок представляется и уместным, и необходимым. Да и мировая практика говорит о том же. Например, зеленые закупки в ЕС развиваются именно как часть государственных закупок.
Важно понимать, что, стимулируя зеленые закупки, заказчик платит дополнительные деньги, но деньги эти направляются на финансирование общественно значимого блага, которым, вне всякого сомнения, является улучшение экологической обстановки. А значит, установление определенного лимита на зеленые закупки (пусть даже и не в таком объеме, как на закупки у малого и среднего бизнеса) стоит рассматривать не как дополнительные бюджетные расходы, а как дополнительные бюджетные инвестиции в экологическое благополучие будущих поколений.
Наконец, озвученная не так давно мысль о квотировании закупок у отечественных производителей именно при установлении требования об экологичном характере таких закупок могла бы из простого ограничения конкуренции стать известной мерой по стимулированию модернизации отечественных производств. В любом случае при грамотном регулировании зеленая закупка является инвестицией в будущее с мультиплицируемым эффектом.