25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1474 Материалы по теме
Оксана Александровна ДАНИЛОВА, заместитель главы городского округа Самара — руководитель Департамента финансов
Коллектив на все времена

Департаменту финансов Администрации Самары в мае прошлого года исполнилось 90 лет. За минувшие годы главный финансовый орган города неоднократно менял свое название, реорганизовывалась, расширялась и усложнялась его структура, но суть деятельности оставалась неизменной. Финорган был и остается координирующим финансовым центром, решающим проблемы социально-экономического развития Куйбышева (Самары). Об истории становления, а также о современной деятельности Департамента финансов Администрации городского округа Самара в нашей статье.

В конце 1920-х годов, в период становления экономики СССР, свертывания новой экономической политики, формирования командно-административной системы страны, финансовыми вопросами в Самаре занималась городская финансовая часть — структурное подразделение Самарского окружного финансового отдела (ОКРФО). В свою очередь, ОКРФО входил в состав Средневолжского[1] областного финансового отдела. По причине упразднения округов ОКРФО был реорганизован. В соответствии с директивами Высшего совета народного хозяйства СССР был поставлен вопрос о создании в Самаре самостоятельной организации по управлению финансовой сферой города.

Вопрос об образовании городского финансового отдела президиум Самарского горсовета рассматривал на протяжении трех месяцев. Окончательное решение было принято 30 мая 1929 года. Этот день и считается днем образования финансового отдела Самарского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ГОРФО). С этого дня начался отсчет истории финансового органа города. В июне 1929 года было утверждено первое штатное расписание финансового отдела, которое состояло из 92 позиций. Сотрудников катастрофически не хватало, и руководство отдела было вынуждено летом 1929 года срочно запрашивать необходимых специалистов на бирже труда.

1930-е годы

Деятельность первых городских финансистов проходила на фоне фундаментальных изменений. Как известно, в конце 1920-х — начале 1930-х годов страна отказалась от многоукладной экономики. Началось свертывание негосударственных форм собственности, ликвидация рыночного хозяйства и его структур. Основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку облигаций государственных займов. Налоговая реформа 1930 года изменила структуру платежей предприятий в бюджет. Была введена двухканальная система изъятия: отчисления от прибыли и налог с оборота, который включал в себя несколько налогов, сборов и штрафов.

75.jpg

Сотрудники ГОРФО, как и многие их современники, активно пополняли городской бюджет. Иногда это принимало драматичный характер: у недоимщиков налогов проводили обыски, производили арест имущества. Специальная комиссия горисполкома организовывала торги по распродаже невыкупленного арестованного имущества. Дух 1930-х годов сказывался во всем. В коллективах царила жесткая дисциплина. Невыход на работу — к слову, с декабря 1932 года была введена шестидневная рабочая неделя — приравнивался к ЧП. В этом отношении показателен пример, когда заведующий райфинотделом, скрывший прогул сотрудника, был приговорен к двум годам лишения свободы, а сотрудник отделался шестью месяцами принудительных работ.

Следует отметить, что среди прочих подразделений ГОРФО был так называемый спецсектор, сотрудники которого не только вели учет личного состава, согласовывали прием и увольнение сотрудников отдела, но и вели секретную переписку с краевым финансовым отделом, ОГПУ, прокуратурой, партийными органами. Они же докладывали о настроениях в коллективе, лояльности работников к существующему политическому строю, Коммунистической партии и т. д. Выявляли и пресекали связи работников ГОРФО с нетрудовыми элементами, чуждыми социалистическому строю.

Стартовая площадка

Несмотря на все трудности и перипетии, финансовые работники Самары творили историю вместе со своей страной и городом, были свидетелями и участниками исторических событий. Они искали новые источники доходов в период становления советского государства, обеспечивали финансирование всех необходимых расходов в годы Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления городского хозяйства, строительного бума 1960-х. Затем — работа в условиях перестройки и перехода экономики на рыночные рельсы. И конечно же, финансисты принимали самое непосредственное участие в разработке механизмов перехода городского округа Самары к новой организации работы органов местного самоуправления и внедрении инновационных бюджетных технологий в наши дни.

Яркую историю финансового органа создавало не одно поколение, и каждое вносило свой ощутимый вклад в общее дело. Первым руководителем ГОРФО был Василий Петрович Вейнберг, активный участник сражений Гражданской войны. Молодой начальник (на тот момент Василию Петровичу было 29 лет) возглавлял ГОРФО всего шесть месяцев. На этой должности его сменил Дмитрий Петрович Крылов. Дольше всех финансовым органом руководил заслуженный экономист РСФСР Василий Федорович Голубь. Он возглавлял ГОРФО 33 года: с 1952 по 1985 год. Его преемником стал Виктор Александрович Горин, который также немало сделал для развития общественных финансов Самары. В 1990 году Министерство финансов РСФСР назначило Горина начальником Финансового управления Куйбышевского облисполкома. В дальнейшем он возглавлял Управление Федерального казначейства по Самарской области. В 1996 году ему присвоено звание заслуженного экономиста РФ.

Городской финансовый орган стал хорошей стартовой площадкой для профессиональной карьеры Андрея Вячеславовича Прямилова. Он дважды становился руководителем городского финансового органа. В 2017 году распоряжением губернатора Самарской области назначен на должность министра Управления финансами Самарской области.

Многие сотрудники работают в городском финансовом органе буквально со студенческой скамьи. Приходили сюда молодыми специалистами, нарабатывали опыт, продвигались по карьерной лестнице и становились руководителями. Например, Татьяна Вениаминовна Офицерова свою трудовую деятельность в 1995 году в ГОРФО начала с должности бухгалтера, далее работала ведущим специалистом, заместителем начальника отдела, начальником отдела, заместителем руководителя финансового органа, а в 2016 году уже сама возглавила Департамент финансов города Самары[2].

76.jpg

Уникальный коллектив, который профессионально решает поставленные задачи, во все времена был главным достоянием, главной силой финансового органа. За каждым успехом департамента стоит вклад конкретного работника, за каждым достижением — высокий уровень компетенции и ответственности независимо от уровня занимаемой должности, любовь к своему делу.

Сегодня средний возраст сотрудников департамента — 42 года. Около 60% работников имеют стаж работы свыше 15 лет, 20% — свыше десяти лет. Можно уверенно сказать, что принцип преемственности, когда более опытные сотрудники передают накопленный опыт молодым специалистам, работает на 100%. Взаимовыручка, работа на общий результат, иногда даже без оглядки на выходные и личное время, стремление к личностному росту, развитию профессиональных качеств — вот главные слагаемые успешной работы Департамента финансов.

77.jpg

Стратегические направления деятельности

Благодаря высокопрофессиональному и слаженному коллективу, сформировавшейся оптимальной структуре департамента сегодня на высоком качественном уровне решаются задачи по формированию бюджетной и финансовой политики, способствующей устойчивому социально-экономическому развитию города. Структурные подразделения департамента осуществляют планирование и исполнение бюджета по отраслям городского хозяйства и социально-культурной сферы, реализуют государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами и единый цикл формирования, размещения и исполнения муниципальных контрактов в сфере закупок.

Если говорить о стратегической задаче, то она сегодня заключается в обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета, состоящего из бюджета городского округа и девяти бюджетов внутригородских районов. Это определяет и главные стратегические направления деятельности департамента, которыми в текущем году являются:

  • снижение расходов консолидированного бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга;
  • развитие прозрачности процесса осуществления закупок и исполнения бюджета;
  • совершенствование процедуры исполнения судебных решений;
  • увеличение доходной части консолидированного бюджета городского округа;
  • создание и развитие аналитического центра оперативного управления бюджетным процессом в городском округе;
  • создание централизованной системы учета и отчетности в городском округе.

В настоящее время самая актуальная задача, которая стоит перед нами, — это обеспечение деятельности всего городского хозяйства, учреждений социально-культурной сферы в условиях сложившейся экономической ситуации. Грамотный подход к управлению бюджетным процессом позволит обеспечить сбалансированность бюджета городского округа Самара. Следует отметить, что обозначенные направления деятельности продиктованы не только требованиями бюджетного законодательства, но и работой по повышению качества управления муниципальными финансами, которую активно ведет администрация города и ее финансовый орган.

Долговая политика

Что касается долговой политики, то главная задача здесь — это эффективное управление муниципальным долгом. В текущем году в бюджете Самары на обслуживание долга запланировано 645 миллионов рублей.

Для снижения расходов на обслуживание муниципального долга реализуется ряд мероприятий. Так, дорогие коммерческие кредиты заменяются на бюджетные (со ставкой 0,1% годовых) от УФК по Самарской области, проводится работа по снижению процентных ставок по обслуживанию муниципального долга при снижении ключевой ставки ЦБ. Используются временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений на покрытие кассовых разрывов. Реализация данных мероприятий позволяет достигнуть значительной экономии бюджетных средств.

Малые закупки

Для повышения прозрачности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и процесса исполнения заключенных муниципальных контрактов в городском округе Самара внедряется система «Малые закупки». В единой информационной системе ведется Реестр государственных и муниципальных контрактов, заключаемых заказчиками, однако туда включаются только сведения по итогам проведенных конкурентных закупок (конкурсы и аукционы). Сведения о так называемых малых закупках, осуществленных у единственного поставщика на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ, в реестр включаются только общей суммой всех проведенных таким образом закупок. Для справки: объем закупок по данным основаниям в Самаре в среднем превышает 1,5 миллиарда рублей в год.

Система «Малые закупки» будет учитывать и анализировать на уровне городского округа закупки, осуществленные по данным основаниям. Кроме того, система позволит закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы и услуги по рыночным ценам за счет того, что предложения о цене будут предоставлять сами поставщики (подрядчики, исполнители) при публикации в системе информации о планируемых малых закупках. Внедрение этой системы позволит существенно повысить прозрачность всей закупочной деятельности заказчиков Самары и ее эффективность.

Межведомственное взаимодействие

Укрепление доходной базы бюджета и формирование бездефицитного бюджета (либо минимизация дефицита) — это работа, которую мы ведем систематически. Текущий год не исключение. Департамент разработал и воплощает в жизнь межведомственные планы и соглашения, направленные на увеличение доходной части консолидированного бюджета. Осуществляем текущий мониторинг задолженности по налоговым и неналоговым платежам и контроль за ее сокращением, в том числе задолженности по имущественным налогам подведомственных учреждений и муниципальных служащих, а также по арендным платежам.

Организовано межведомственное взаимодействие по вопросам легализации объектов налогообложения, расширения налогооблагаемой базы и сокращения налоговой задолженности, в том числе с налоговыми органами и Департаментом экономического развития, инвестиций и торговли администрации города. Эта деятельность осуществляется в рамках Межведомственной комиссии при Администрации городского округа Самара по мобилизации поступлений денежных средств в бюджет городского округа и государственные внебюджетные фонды, а также по сокращению недоимки.

Приняты меры для повышения финансовой дисциплины и качества администрирования поступлений в бюджет в отношении главных администраторов доходов бюджета. Ведется контроль за эффективностью использования муниципальной собственности в рамках проводимых нашим департаментом проверок финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов бюджетных средств, муниципальных учреждений и предприятий. Данные мероприятия проводятся как в рамках внутренних планов администрации города по увеличению доходов бюджета, так и в рамках межведомственных соглашений о взаимодействии с областными и федеральными структурами.

Аналитический центр для управления бюджетом

Создание аналитического центра оперативного управления бюджетным процессом в городском округе Самара — еще одна стратегическая цель Департамента финансов. Общий принцип работы аналитического центра — он же «Личный кабинет руководителя» — представлен на рисунке. Информационные системы департамента, автоматизирующие такие аспекты работы, как планирование и исполнение бюджета городского округа, организация закупочной деятельности, ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) отчетности и другие, по сути являются уникальными источниками данных. «Личный кабинет руководителя» призван консолидировать эти данные, обработать и представить их в виде удобоваримых инфографиков и таблиц. Конечная цель — предоставление заинтересованным лицам аналитических данных для принятия управленческих решений в режиме реального времени.

78.jpg

В личном кабинете будет размещена информация:

  • по доходам и расходам бюджета городского округа;
  • по исполнению муниципальных программ городского округа;
  • по исполнению национальных проектов в городском округе (данные o финансировании и кассовом исполнении по проектам, целевых показателях, закупочной деятельности по проектам, o достижении контрольных точек).

Наличие полного объема информации в едином аналитическом центре даст возможность оперативно получать необходимые срезы по бюджетным процессам в городском округе Самара. На сегодняшний день завершается верстка и выверка информации в личном кабинете.



[1] 14 мая 1928 года была образована Средневолжская область, которая в 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 1936 по 1992 год область называлась Куйбышевской.

[2] 27 декабря 1999 года ГОРФО был реорганизован в Департамент финансов Администрации города Самары.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно