Наставничество — это генетическая потребность человека передать другим людям накопленные с годами в семье, в социальной сфере, на производстве, в управлении знания и опыт. Такое определение наставничеству дал А. Е. Лихачев, генеральный директор ГК «Росатом», где наставническое движение очень сильно. На наш взгляд, было бы неверным не воспользоваться такой потребностью и не направить ее в правильное русло.
Прежде чем поделиться опытом внедрения наставничества в органах государственной власти и местного самоуправления нашей республики, обращусь к одной притче. Однажды к великому мастеру пришел молодой человек. Он был самоуверен и дерзок. «Я уже все изучил и все знаю, — обратился юноша к мастеру. — Я прочел множество книг и сам могу выступать с лекциями и учить людей. И всему этому я научился самостоятельно, мне никто не помогал. Нужен ли мне в таком случае учитель?» Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки». Молодой человек отправился к реке, нашел лодочника, который согласился переправить его на другой берег. Когда лодка была на середине реки, юноша вдруг вспомнил, что не знает, как, собственно, добраться до деревни. Он забыл спросить у мастера, какой дорогой нужно идти. Юноша обратился к лодочнику, но тот тоже не знал пути в деревню. Молодому человеку пришлось возвращаться и вновь идти к мастеру, чтобы узнать точную дорогу. И тогда мастер сказал юноше: «Твое возвращение — ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания — чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен учитель».
Портрет идеального наставника
Наставник — это, как правило, руководитель или специалист структурного подразделения, в котором работает наставляемый сотрудник. Наставник должен иметь общепризнанные профессиональные достижения и не менее
Эта притча, по моему мнению, довольно ярко иллюстрирует естественную востребованность института наставничества. Никакие знания иначе как от человека к человеку не передаются. За каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество делятся с другими своими знаниями и навыками в рабочих профессиях, в науке, в управлении, вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество — это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому стать лучшим.
Этапы возрождения наставничества
Технология наставничества актуальна и для сферы государственного и муниципального управления. Государственное управление осуществляют люди — государственные и муниципальные служащие. От их профессионализма, умения раскрывать и реализовывать свой потенциал для решения стоящих задач во многом зависит результативность и эффективность деятельности органов власти в целом.
Ежегодно кадровый состав на государственной и муниципальной службе Республики Коми обновляется в среднем на 15%. При этом на закрытие вакансии в среднем уходит три месяца. Усилия, затраченные на отбор и привлечение персонала, будут оправданны только при условии грамотной организации процесса адаптации нового сотрудника. Данную задачу наиболее эффективно можно решить через наставничество.
Реализация комплексного проекта по возрождению института наставничества в системе государственного и муниципального управления Республики Коми и адаптации его к новым реалиям началась в 2013 году. Проект включал следующие этапы:
- Определение наиболее востребованных точек применения наставничества, способов мотивации наставников, компетенций успешного наставника и требований к нему. На данном этапе мы активно задействовали кадровые службы органов власти. Работники данных служб провели исследования по вопросам внедрения наставничества, результаты которых были положены в основу методических документов. В частности, были определены наиболее востребованные направления системы наставничества и предпочтительные для потенциальных наставников способы мотивации. Выявлено отношение к наставничеству руководства, потенциальных наставников и наставляемых. Кроме того, сформирован портрет идеального наставника (какими компетенциями должен обладать, требования к должности и опыту работы).
- Подготовка сотрудников кадровых служб органов исполнительной власти республики по вопросам организации наставничества. Именно сотрудники кадровых служб являются проводниками кадровых технологий в органах власти, поэтому их обучение было необходимо для последующих шагов по внедрению наставничества. В рамках программы повышения квалификации рассматривались современные подходы к организации наставничества на государственной гражданской и муниципальной службе, методы осуществления наставнической деятельности и развития профессиональных компетенций наставников.
- Далее были разработаны и распространены модельные акты по вопросам наставничества. А именно: положение о наставничестве, в котором подробно описывались процессы внедрения данной практики в государственном органе; документы, необходимые для оформления наставничества (типовые формы приказов, планов проведения наставничества, отчетов и анкет).
- На следующем этапе реализации проекта была сформирована база наставников из числа государственных гражданских и муниципальных служащих республики, имеющих необходимые ключевые компетенции и соответствующих установленным требованиям.
- Еще одним важным этапом стала подготовка наставников в рамках образовательного проекта «Эффективные технологии наставничества». Потенциальные наставники получили представление об организационных аспектах наставничества, методах профессионального развития наставляемых, в том числе с применением проектных технологий. Также в ходе обучения были рассмотрены основные проблемы, сопровождающие процесс внедрения наставничества, и способы их преодоления. Всего на данном этапе было обучено 250 наставников и сотрудников кадровых служб.
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что институт наставничества в системе государственного и муниципального управления республики возрожден и активно используется.
«Лучший наставник»
Для выявления и поощрения лучших наставников в 2019 году в конкурс среди государственных и муниципальных служащих Республики Коми «Ценный кадр» введена отдельная номинация «Лучший наставник». Первым победителем конкурса в данной номинации стала Вероника Пантелеймоновна Савельева, заведующая сектором по молодежной политике Администрации муниципального района Усть-Куломский.
Незастывшая технология
Наставничество — это незастывшая технология, она постоянно меняется, совершенствуется. К тому же каждый орган вправе вносить в данную практику свои наработки. Так, например, в ряде государственных органов и органов местного самоуправления республики разработаны Welcome-брошюры (памятки для лиц, впервые поступивших на службу) и памятки о выполнении обязанностей наставника, проводятся вводные лекции для лиц, впервые поступивших на службу. Кроме того, в некоторых органах наставники, показавшие высокие результаты, представляются к поощрениям, утвержден ведомственный знак отличия «Почетный наставник», предусмотрены ведомственные конкурсы по выявлению лучших наставников.
Проект «Стажер»
Проект «Стажер» реализуется в Республике Коми с 2014 года. В программе стажировки участвуют пять выпускников вузов в возрасте до 27 лет, которые определяются по результатам тестирования и собеседования. Оплачиваемая стажировка начинается 1 августа и длится один год. Программа включает в себя четыре этапа продолжительностью три месяца каждый. В течение этого времени молодые люди проходят стажировку в четырех государственных органах республики.
За время реализации проект «Стажер» подтвердил свою эффективность: 28 из 35 участников проекта после окончания стажировки трудоустроены в системе государственного и муниципального управления. Пять участников шестого года реализации проекта приняты на государственную службу еще до окончания срока стажировки.
Возможности института наставничества применяются и в других кадровых проектах. Например, наставники назначаются участникам проекта «Стажер». Наличие наставника является непременным условием прохождения стажировки в органах исполнительной власти Республики Коми. Наставники привлекаются к участию в семинарах, посвященных профессиональному развитию служащих. Наставничество применяется в работе с резервом управленческих кадров республики. За каждым резервистом закреплен наставник из числа министров, их заместителей, руководителей муниципальных образований, топ-менеджеров крупных предприятий региона и представителей общественно-политических объединений. Такая система наставничества призвана ускорить назначение резервистов на руководящие должности.
Планы
В феврале 2019 года наставничество впервые получило юридическое закрепление как одна из форм профессионального развития молодых гражданских служащих. Утверждение Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации (соответствующее постановление принято Правительством РФ в октябре 2019 года) придает новый импульс нашему проекту. Наработанная нами за семь лет практика, внедрение цифровых технологий в обучение служащих, видение процесса организации и осуществления наставничества, отраженное в методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты РФ, обусловливает необходимость дальнейших усовершенствований.
Так, мы планируем автоматизировать формирование документов по осуществлению наставничества, оптимизировав их количество и содержание, разработать критерии эффективности наставничества и методы их оценки. Также мы приступили к разработке настольной книги государственного гражданского служащего Республики Коми, в которой будет в концентрированном виде представлена ключевая информация, необходимая при прохождении службы. Ознакомление с книгой станет одним из мероприятий по введению в должность.
В Республике Коми создана электронная площадка для обучения государственных гражданских и муниципальных служащих «Корпоративный университет». Уже сейчас в данной системе размещены электронные курсы по таким базовым вопросам, как основы прохождения государственной гражданской службы, работа с обращениями граждан, проектное управление и другие. Мы предлагаем всем молодым служащим в течение шести месяцев после поступления на службу пройти базовые электронные курсы, что также будет способствовать достижению целей наставничества. А именно: формирование у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, обеспечение надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомление с особенностями прохождения государственной гражданской службы в РФ.
Таким образом, наставничество является востребованным инструментом профессионального развития служащих нашей республики и, как любая кадровая технология, требует постоянной поддержки и развития. Управление государственной гражданской службы Администрации главы Республики Коми совместно с кадровыми службами органов власти, наставниками и руководителями государственных органов готово вносить свои предложения по совершенствованию института наставничества и претворять их в жизнь.
В заключение хочу процитировать слова Президента РФ В. В. Путина: «Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество — персональная огранка талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник — это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника».