Версия для печати 1561 Материалы по теме
Елена Евгеньевна МАКАРОВА, заместитель начальника Управления государственной гражданской службы Администрации главы Республики Коми
Каждый талант должен найти своего наставника

Наставничество — это генетическая потребность человека передать другим людям накопленные с годами в семье, в социальной сфере, на производстве, в управлении знания и опыт. Такое определение наставничеству дал А. Е. Лихачев, генеральный директор ГК «Росатом», где наставническое движение очень сильно. На наш взгляд, было бы неверным не воспользоваться такой потребностью и не направить ее в правильное русло.

Прежде чем поделиться опытом внедрения наставничества в органах государственной власти и местного самоуправления нашей республики, обращусь к одной притче. Однажды к великому мастеру пришел молодой человек. Он был самоуверен и дерзок. «Я уже все изучил и все знаю, — обратился юноша к мастеру. — Я прочел множество книг и сам могу выступать с лекциями и учить людей. И всему этому я научился самостоятельно, мне никто не помогал. Нужен ли мне в таком случае учитель?» Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки». Молодой человек отправился к реке, нашел лодочника, который согласился переправить его на другой берег. Когда лодка была на середине реки, юноша вдруг вспомнил, что не знает, как, собственно, добраться до деревни. Он забыл спросить у мастера, какой дорогой нужно идти. Юноша обратился к лодочнику, но тот тоже не знал пути в деревню. Молодому человеку пришлось возвращаться и вновь идти к мастеру, чтобы узнать точную дорогу. И тогда мастер сказал юноше: «Твое возвращение — ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания — чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен учитель».

Портрет идеального наставника

Наставник — это, как правило, руководитель или специалист структурного подразделения, в котором работает наставляемый сотрудник. Наставник должен иметь общепризнанные профессиональные достижения и не менее 3–5 лет стажа работы в органе государственной власти. Причем наличие профессиональных достижений считается более важным, чем наличие стажа работы.

Эта притча, по моему мнению, довольно ярко иллюстрирует естественную востребованность института наставничества. Никакие знания иначе как от человека к человеку не передаются. За каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество делятся с другими своими знаниями и навыками в рабочих профессиях, в науке, в управлении, вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество — это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому стать лучшим.

Этапы возрождения наставничества

Технология наставничества актуальна и для сферы государственного и муниципального управления. Государственное управление осуществляют люди — государственные и муниципальные служащие. От их профессионализма, умения раскрывать и реализовывать свой потенциал для решения стоящих задач во многом зависит результативность и эффективность деятельности органов власти в целом.

91.jpg

Ежегодно кадровый состав на государственной и муниципальной службе Республики Коми обновляется в среднем на 15%. При этом на закрытие вакансии в среднем уходит три месяца. Усилия, затраченные на отбор и привлечение персонала, будут оправданны только при условии грамотной организации процесса адаптации нового сотрудника. Данную задачу наиболее эффективно можно решить через наставничество.

Реализация комплексного проекта по возрождению института наставничества в системе государственного и муниципального управления Республики Коми и адаптации его к новым реалиям началась в 2013 году. Проект включал следующие этапы:

  1. Определение наиболее востребованных точек применения наставничества, способов мотивации наставников, компетенций успешного наставника и требований к нему. На данном этапе мы активно задействовали кадровые службы органов власти. Работники данных служб провели исследования по вопросам внедрения наставничества, результаты которых были положены в основу методических документов. В частности, были определены наиболее востребованные направления системы наставничества и предпочтительные для потенциальных наставников способы мотивации. Выявлено отношение к наставничеству руководства, потенциальных наставников и наставляемых. Кроме того, сформирован портрет идеального наставника (какими компетенциями должен обладать, требования к должности и опыту работы).
  2. Подготовка сотрудников кадровых служб органов исполнительной власти республики по вопросам организации наставничества. Именно сотрудники кадровых служб являются проводниками кадровых технологий в органах власти, поэтому их обучение было необходимо для последующих шагов по внедрению наставничества. В рамках программы повышения квалификации рассматривались современные подходы к организации наставничества на государственной гражданской и муниципальной службе, методы осуществления наставнической деятельности и развития профессиональных компетенций наставников.
  3. Далее были разработаны и распространены модельные акты по вопросам наставничества. А именно: положение о наставничестве, в котором подробно описывались процессы внедрения данной практики в государственном органе; документы, необходимые для оформления наставничества (типовые формы приказов, планов проведения наставничества, отчетов и анкет).
  4. На следующем этапе реализации проекта была сформирована база наставников из числа государственных гражданских и муниципальных служащих республики, имеющих необходимые ключевые компетенции и соответствующих установленным требованиям.
  5. Еще одним важным этапом стала подготовка наставников в рамках образовательного проекта «Эффективные технологии наставничества». Потенциальные наставники получили представление об организационных аспектах наставничества, методах профессионального развития наставляемых, в том числе с применением проектных технологий. Также в ходе обучения были рассмотрены основные проблемы, сопровождающие процесс внедрения наставничества, и способы их преодоления. Всего на данном этапе было обучено 250 наставников и сотрудников кадровых служб.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что институт наставничества в системе государственного и муниципального управления республики возрожден и активно используется.

«Лучший наставник»

92.png

Для выявления и поощрения лучших наставников в 2019 году в конкурс среди государственных и муниципальных служащих Республики Коми «Ценный кадр» введена отдельная номинация «Лучший наставник». Первым победителем конкурса в данной номинации стала Вероника Пантелеймоновна Савельева, заведующая сектором по молодежной политике Администрации муниципального района Усть-Куломский.

Незастывшая технология

Наставничество — это незастывшая технология, она постоянно меняется, совершенствуется. К тому же каждый орган вправе вносить в данную практику свои наработки. Так, например, в ряде государственных органов и органов местного самоуправления республики разработаны Welcome-брошюры (памятки для лиц, впервые поступивших на службу) и памятки о выполнении обязанностей наставника, проводятся вводные лекции для лиц, впервые поступивших на службу. Кроме того, в некоторых органах наставники, показавшие высокие результаты, представляются к поощрениям, утвержден ведомственный знак отличия «Почетный наставник», предусмотрены ведомственные конкурсы по выявлению лучших наставников.

Проект «Стажер»

Проект «Стажер» реализуется в Республике Коми с 2014 года. В программе стажировки участвуют пять выпускников вузов в возрасте до 27 лет, которые определяются по результатам тестирования и собеседования. Оплачиваемая стажировка начинается 1 августа и длится один год. Программа включает в себя четыре этапа продолжительностью три месяца каждый. В течение этого времени молодые люди проходят стажировку в четырех государственных органах республики.

93.jpg

За время реализации проект «Стажер» подтвердил свою эффективность: 28 из 35 участников проекта после окончания стажировки трудоустроены в системе государственного и муниципального управления. Пять участников шестого года реализации проекта приняты на государственную службу еще до окончания срока стажировки.

Возможности института наставничества применяются и в других кадровых проектах. Например, наставники назначаются участникам проекта «Стажер». Наличие наставника является непременным условием прохождения стажировки в органах исполнительной власти Республики Коми. Наставники привлекаются к участию в семинарах, посвященных профессиональному развитию служащих. Наставничество применяется в работе с резервом управленческих кадров республики. За каждым резервистом закреплен наставник из числа министров, их заместителей, руководителей муниципальных образований, топ-менеджеров крупных предприятий региона и представителей общественно-политических объединений. Такая система наставничества призвана ускорить назначение резервистов на руководящие должности.

Планы

В феврале 2019 года наставничество впервые получило юридическое закрепление как одна из форм профессионального развития молодых гражданских служащих. Утверждение Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации (соответствующее постановление принято Правительством РФ в октябре 2019 года) придает новый импульс нашему проекту. Наработанная нами за семь лет практика, внедрение цифровых технологий в обучение служащих, видение процесса организации и осуществления наставничества, отраженное в методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты РФ, обусловливает необходимость дальнейших усовершенствований.

Так, мы планируем автоматизировать формирование документов по осуществлению наставничества, оптимизировав их количество и содержание, разработать критерии эффективности наставничества и методы их оценки. Также мы приступили к разработке настольной книги государственного гражданского служащего Республики Коми, в которой будет в концентрированном виде представлена ключевая информация, необходимая при прохождении службы. Ознакомление с книгой станет одним из мероприятий по введению в должность.

В Республике Коми создана электронная площадка для обучения государственных гражданских и муниципальных служащих «Корпоративный университет». Уже сейчас в данной системе размещены электронные курсы по таким базовым вопросам, как основы прохождения государственной гражданской службы, работа с обращениями граждан, проектное управление и другие. Мы предлагаем всем молодым служащим в течение шести месяцев после поступления на службу пройти базовые электронные курсы, что также будет способствовать достижению целей наставничества. А именно: формирование у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, обеспечение надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомление с особенностями прохождения государственной гражданской службы в РФ.

Таким образом, наставничество является востребованным инструментом профессионального развития служащих нашей республики и, как любая кадровая технология, требует постоянной поддержки и развития. Управление государственной гражданской службы Администрации главы Республики Коми совместно с кадровыми службами органов власти, наставниками и руководителями государственных органов готово вносить свои предложения по совершенствованию института наставничества и претворять их в жизнь.

В заключение хочу процитировать слова Президента РФ В. В. Путина: «Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество — персональная огранка талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. В этом смысле наставник — это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника».

Поделиться