Торговые войны и замедление темпов мирового экономического роста привели к ухудшению совокупного внешнего спроса на продукцию российского экспорта. Еще одним фактором отрицательной динамики внешней торговли страны стала неблагоприятная конъюнктура мировых рынков углеводородов и базовых металлов, говорится в докладе Минэкономразвития по итогам 2019 года. С текстом документа можно ознакомиться на сайте ведомства.
Согласно документу, Россией велась интенсивная работа по повышению товарооборота с иностранными партнерами: были созданы 89 межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, подписано три стратегии развития двухсторонних отношений - с Кореей, Индией и Саудовской Аравией.
Кроме того, благодаря совместной работе с профильными министерствами и ведомствами были устранены или либерализованы 33 ограничительные меры со стороны других государств. Это позволило упростить доступ отечественных товаров на внешние рынки.
Говоря о структуре экспорта, стоит отметить, что за последние десять лет она значительно изменилась: трансформировалась из преимущественно топливно-сырьевой в структуру с преобладанием несырьевых товаров. Несмотря на то что поставки углеводородов остаются ее важной составляющей, доля несырьевого экспорта в прошлом году увеличилась на 0,5 процентного пункта к предыдущему (за десять лет его удельный вес увеличился на 6 процентных пункта). Такие показатели - не только реакция на снижение мировых цен на нефть и газ. Это также результат ведущихся структурных преобразований в отраслях, ориентированных на внешние продажи.
Примером успешной реализации стратегии по увеличению глобальной конкурентоспособности отечественной продукции является агропродовольственный сектор. За последние десять лет доля России в мировом продовольственном экспорте выросла более чем в 2 раза. Одним из факторов устойчивого роста является понятная специализация АПК. Например, за счет повышения качества зерна при сохранении его рыночной цены за последние десять лет удалось значительно расширить географию его поставок.
Несмотря на позитивные результаты по отдельным отраслям, модель внешнеэкономической деятельности России должна меняться. Безусловно, необходимо продолжать работу по поддержке отечественного производителя, особенно в области сельского хозяйства, где у страны есть значительные сравнительные преимущества. Тем не менее, стоит прорабатывать и новые подходы к экспортной политике.
Например, оценка перспектив увеличения экспорта может опираться на концепцию «пространства продуктов», когда успех в реализации конкретного товара проще распространить на близкие к нему. Таким образом, одной из многих возможностей для России была бы реализация существенного экспортного потенциала России в нефте- и газохимии. Возможна также разработка комплексных стратегий стимулирования выхода на внешние рынки высокотехнологичной продукции и услуг.
«Нам необходимо ставить перед собой новые амбициозные цели по адаптации международной деятельности России к уникальным вызовам, поставленным 2020 годом, когда государства сами накладывают серьезные ограничения на экономическую активность и трансграничный поток товаров, услуг и рабочей силы. Безусловно, мировая внешнеэкономическая деятельность в сложившейся ситуации значительно пострадает, однако Россия имеет все возможности для более быстрого восстановления, чем другие страны» - заявил первый заместитель Министра М.В. Бабич.