№ 9 сентябрь 2020 — 29 сентября 2020

Централизация учета и отчетности в системе МЧС России

Версия для печати 1962 Материалы по теме
Мерген Эрдниевич ПАШНАНОВ, руководитель Федерального казенного учреждения «Финансово-расчетный центр МЧС России», кандидат экономических наук
Централизация учета и отчетности в системе МЧС России

В 2018 году стартовал масштабный проект по совершенствованию системы управления МЧС России. Его основной целью является сокращение излишних управленческих звеньев (структур) за счет уменьшения количества подведомственных учреждений, являющихся юридическими лицами и получателями бюджетных средств. Одновременно должна быть обеспечена постоянная готовность территориальных органов МЧС России к выполнению задач по предназначению. Следующим шагом по усовершенствованию финансово-экономической деятельности МЧС России должна стать централизация бюджетного учета всей системы.

Преимущества централизации

Практика показывает, что централизация бюджетного учета — оптимальный путь для повышения эффективности деятельности организации за счет высвобождения и перераспределения ресурсов на основные задачи. Данный подход к выделению и передаче обеспечивающих функций специализированным учреждениям и концентрации на основной деятельности широко применяется как в рыночном секторе экономики, так и в государственном.

Так, все больше федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований проводят централизацию бюджетного учета своих структур. Полномочия по ведению бюджетного учета участников и неучастников бюджетного процесса передают в централизованные бухгалтерии, созданные на базе казенных учреждений или финансовых органов.

Среди основных целей централизации бюджетного учета можно выделить следующие:

  • выработка единой методологии ведения бюджетного учета;
  • переход на использование единого программного продукта и использование единой нормативно-справочной информации;
  • стандартизация и унификация учетных и технологических процессов;
  • повышение оперативности обработки информации при ее представлении учредителю или контролирующим органам;
  • централизованное обслуживание программного продукта;
  • организация юридически значимого электронного документооборота.

Таким образом, при достижении всех поставленных целей происходит оптимизация деятельности самих учреждений, так как передача данных функций высвобождает время и ресурсы руководящему составу учреждения на осуществление своих профильных, функциональных обязанностей. Цели и задачи перехода на централизованное ведение бюджетного учета и формирование отчетности системы МЧС России представлены на рисунке 1.

43.jpg

Пилотный проект

При централизации бюджетного учета для реализации тех или иных задач применяют разные подходы. Это может быть как простая технологическая централизация, которая подразумевает под собой переход на использование единого программного продукта для ведения бюджетного учета, так и полная передача всех полномочий, связанных с финансовым обеспечением подведомственной (специализированной) организации. В том числе ведение бюджетного учета, начисление заработной платы, планирование, осуществление закупочной деятельности.

В рамках усовершенствования финансово-экономической деятельности МЧС России в порядке проведения эксперимента в 2018 году прорабатывался вопрос передачи функций по ведению бюджетного учета одному из учреждений МЧС. Это позволило бы организовать единый методологический подход при ведении бюджетного учета, начислении заработной платы, денежного довольствия, а также сократить расходы на технологическое обеспечение и содержание учреждений в целом.

Результатом проведенной работы стало принятие руководством МЧС России решения о реализации с 1 января 2019 года пилотного проекта по централизации деятельности по планированию, начислению и перечислению оплаты труда и других выплат в отношении пяти учреждений МЧС России, расположенных на территории города Москвы. Эти функции были переданы федеральному казенному учреждению «Финансово-расчетный центр МЧС России» (ФКУ «ФРЦ МЧС России»).

При реализации пилотного проекта был использован как технологический, так и функциональный подход. Помимо перехода на единую технологическую платформу в ФКУ «ФРЦ МЧС России» были переданы полномочия по:

  • планированию расходов на оплату труда и других выплат, начислений на оплату труда работников, сотрудников и военнослужащих;
  • начислению и перечислению оплаты труда и других выплат;
  • формированию и представлению отчетности во внебюджетные фонды, налоговой и иной отчетности.

Централизация оплаты труда

После издания приказа о наделении ФКУ «ФРЦ МЧС России» соответствующими полномочиями заключены соглашения об обеспечении деятельности учреждений по планированию, начислению и перечислению заработной платы, денежного содержания, денежного довольствия, других выплат ФКУ «ФРЦ МЧС России». Также в соглашениях были прописаны основные моменты по организации процесса, указаны права и обязанности, обозначена ответственность каждой из сторон. (Подробно распределение обязанностей при централизованном начислении и перечислении оплаты труда и других выплат показано на рисунке 2.)

44.jpg

Всеми участниками пилотного проекта, включая ФКУ «ФРЦ МЧС России», проведен анализ и внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты учреждений, в документы, регламентирующие положения учетной политики. Также были назначены ответственные лица за взаимодействие, обработку персональных данных, формирование и сдачу отчетности.

Кроме того, в учреждениях проведен анализ технологического обеспечения и организации процесса начисления заработной платы, осуществлены мероприятия по тестированию и последующей миграции баз данных на единую технологическую платформу.

После проведения всех подготовительных мероприятий было налажено взаимодействие ФКУ «ФРЦ МЧС России» с обслуживаемыми им учреждениями в части представления управленческой отчетности руководителям учреждений для принятия ими соответствующих решений. Так, ежемесячно с целью контроля за расходованием фонда оплаты труда во все учреждения направляется информация об экономии фонда оплаты труда и иная необходимая отчетность в соответствии с графиком документооборота.

Хотелось бы выделить основные моменты, которые были достигнуты ФКУ «ФРЦ МЧС России» совместно с обслуживаемыми организациями при методической поддержке Финансово-экономического департамента МЧС России за время реализации пилотного проекта:

  • применение единой методологии позволило исключить случаи нарушения законодательства по оплате труда и убрать риски искажения налоговой отчетности, отчетности, представляемой во внебюджетные фонды, и иной отчетности;
  • централизация оплаты труда дала возможность достигнуть оперативного представления информации в центральный аппарат МЧС России посредством единого окна в лице ФКУ «ФРЦ МЧС России»;
  • работа в едином программном продукте позволила обеспечить оперативное внесение изменений в технологический процесс, подачу заявок на доработку программного продукта (при необходимости), его централизованное обновление, что, соответственно, привело к снижению финансовых затрат на техническую поддержку;
  • организован юридически значимый электронный документооборот.

Централизация бюджетного учета

Промежуточные итоги реализации пилотного проекта были подведены в сентябре 2019 года. По их результатам было принято решение об увеличении с 2020 года обслуживаемых ФКУ «ФРЦ МЧС России» учреждений до 11 и переводе четырех из них на централизованное ведение бюджетного учета.

Подход к централизации ведения бюджетного учета несколько отличается от того, который был применен при централизованном начислении оплаты труда. При централизованном начислении оплаты труда лимиты бюджетных обязательств по оплате труда и социальным выплатам учреждений были переданы ФКУ «ФРЦ МЧС России». Централизация бюджетного учета предполагает только передачу учетных функций и функции по формированию бюджетной отчетности, без передачи лимитов бюджетных обязательств и полномочий по их планированию и закупочной деятельности. Более подробно распределение обязанностей при централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности показано на рисунке 3.

45.jpg

Основные задачи

В рамках реализации пилотного проекта нам предстоит решить немало задач, связанных с централизацией бюджетного учета учреждений системы МЧС России. Основными являются:

  • уменьшение объема наличного денежного оборота;
  • переход на облачную централизацию бюджетного учета (в рамках перспектив по централизации бюджетного учета всей системы МЧС России), построенную на единой технологической платформе, обеспечивающей ведение бюджетного учета всех учреждений МЧС России в единой базе с применением централизованных справочников и классификаторов;
  • возможность интеграции программного обеспечения по ведению бюджетного учета с информационными системами Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики в целях достижения принципа однократного ввода информации;
  • совершенствование механизмов электронного документооборота, переход на электронный архив документов с использованием электронных подписей.
Поделиться