Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления являются самыми крупными заказчиками товаров, работ и услуг. Поэтому крайне важно повышать эффективность региональных и муниципальных закупок.
В условиях снижения темпов развития экономики исполнение региональных и местных бюджетов в части доходов сопряжено с определенными рисками. В связи с этим объективно возникает необходимость повышения качества расходования денежных средств, выделяемых на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Очевидно, что эффективность расходования бюджетных средств для обеспечения таких потребностей напрямую зависит от качества управления государственными и муниципальными закупками.
Закон о контрактной системе позволяет субъектам РФ в определенной мере регулировать контрактные отношения путем наделения соответствующими полномочиями органов исполнительной власти. В Тамбовской области в 2006 году полномочиями по регулированию контрактной системы в сфере закупок и полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков был наделен Комитет государственного заказа области. Именно на Комитет государственного заказа были возложены полномочия по анализу и мониторингу состояния законодательства о контрактной системе, а также выработке направлений развития и совершенствования контрактной системы региона.
Решение о централизации
В июне 2016 года глава Администрации Тамбовской области А. В. Никитин поручил комитету госзаказа централизовать существующую в регионе смешанную систему закупок и объединить 250 государственных и 800 муниципальных заказчиков в единую систему контрактных отношений (рисунок 1).
Для организации работы был разработан и утвержден план мероприятий по внедрению централизованной системы контрактных отношений Тамбовской области. Он в том числе предусматривал принятие необходимых нормативных правовых актов и обеспечение электронного взаимодействия субъектов централизованной закупочной системы. В этой связи Комитет государственного заказа разработал четыре базовых постановления, которые были утверждены Администрацией Тамбовской области. Данные документы предусматривают:
- создание государственной региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тамбовской области (ГИС ЗАКУПКИ);
- создание уполномоченного учреждения (Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок»), подведомственного Комитету государственного заказа;
- утверждение порядка взаимодействия уполномоченного органа и уполномоченного учреждения с заказчиками, предусматривающего разграничение потоков движения заявок заказчиков на определение поставщика в зависимости от начальной (максимальной) цены закупки;
- определение централизации закупок в качестве условия предоставления из бюджета Тамбовской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам муниципальных образований.
Цель достигнута
Благодаря проведенной работе на территории области налажено электронное взаимодействие уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) с заказчиками посредством ГИС ЗАКУПКИ (рисунок 2). Выработан единый методологический подход к осуществлению закупок и применению норм законодательства о контрактной системе при их осуществлении. Разработан функционал формирования в ГИС ЗАКУПКИ смарт-документаций в зависимости от выбранного способа определения поставщика и смарт-контрактов в зависимости от номенклатуры закупаемых товаров, работ, услуг. Сформирован региональный каталог товаров, работ, услуг, интегрированный с федеральным каталогом. Определен бизнес-процесс организации и проведения совместных закупочных процедур. Внедрен механизм актуализации информации по закупкам в режиме онлайн, позволяющий в той или иной ситуации оперативно принимать управленческие решения. Создана система учета выделяемых бюджетных средств на осуществление закупок и анализ эффективности их расходования, формирование соответствующей отчетности.
Согласно данным ГИС ЗАКУПКИ за период функционирования региональной централизованной системы контрактных отношений, заказчиками всех уровней по результатам 30 тысяч состоявшихся закупочных процедур (с учетом совместных торгов) было заключено 45,5 тысячи государственных и муниципальных контрактов на общую сумму более 63 миллиардов рублей. Прямая экономия бюджетных средств, образовавшаяся по результатам торгов, составила более 4 миллиардов рублей, или 6,7%.
СМП и СОНО в зоне внимания
Отдельное внимание при централизации закупок уделено поддержке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. По результатам проведенных специализированных конкурентных закупочных процедур и процедур с привлечением в качестве субподрядчиков СМП и СОНО с указанной категорией хозяйствующих субъектов было заключено контрактов и договоров субподряда на сумму 15,9 миллиарда рублей, или 25% от общего объема законтрактованных бюджетных средств. При этом 8,6 миллиарда рублей, или 54% от общей стоимости контрактов и договоров субподряда, заключенных с СМП и СОНО, законтрактовано с региональными производителями, поставщиками, подрядчиками.
Малые закупки в цифровом формате
Для развития контрактной системы в апреле 2019 года руководство области приняло решение о переводе малых закупок, осуществляемых заказчиками у единственного поставщика, в цифровой формат. Соответствующее протокольное поручение было дано главой администрации области Комитету государственного заказа. Работу решено было проводить по двум направлениям одновременно. Первое: развернуть собственный электронный магазин малых закупок на платформе ГИС ЗАКУПКИ. Второе: войти на портал поставщиков города Москвы (далее — Портал поставщиков) и обеспечить его интеграцию с ГИС ЗАКУПКИ. На сегодняшний день оба направления успешно реализованы.
Магазин малых закупок развернут на платформе ГИС ЗАКУПКИ и введен в эксплуатацию в июне 2019 года. Настроены маршруты электронного документооборота — все юридически значимые действия со стороны заказчиков и поставщиков осуществляются с использованием электронной подписи, обеспечена интеграция с Порталом поставщиков. Магазин малых закупок представляет собой единое информационное пространство взаимодействия заказчиков и поставщиков с автоматизированной передачей данных в другие подсистемы ГИС ЗАКУПКИ. Плата за участие в малых закупках с заказчиков и поставщиков не взимается.
Интеграция магазина малых закупок с Порталом поставщиков раскрывает для заказчиков новые возможности. Теперь при размещении своей потребности в товарах, работах или услугах они могут выбрать либо региональный портал, либо Портал поставщиков, работая в едином личном кабинете. В свою очередь, поставщики имеют возможность откликаться на размещенные потребности заказчиков либо участвовать в закупочном процессе путем предложения оферт. Механизм достаточно гибкий.
Более того, практика показала, да и анализ опыта других субъектов РФ подтвердил, что региону необходим собственный (непохожий на других) подход к нормативному регулированию малых закупок. В этой связи при реализации проекта «Магазин малых закупок» было принято решение утвердить регламент осуществления малых закупок не постановлением администрации области, а приказом Комитета государственного заказа. Это сделано для возможности принятия оперативных управленческих решений при осуществлении проекта. Инициатива была поддержана главой администрации области, и предложенный механизм был закреплен соответствующим постановлением. Регламент осуществления малых закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тамбовской области в электронной форме был утвержден приказом Комитета государственного заказа. Приказ прошел процедуры антикоррупционной и правовой экспертиз.
Подобный взвешенный подход к переводу малых закупок в электронную форму позволил:
- зарегистрировать в магазине малых закупок и, соответственно, на Портале поставщиков всех региональных и муниципальных заказчиков;
- привлечь к участию в малых закупках более тысячи поставщиков, из которых 60% — это хозяйствующие субъекты Тамбовской области, а 80% являются субъектами малого и среднего бизнеса;
- опубликовать более десяти тысяч потребностей заказчиков и оферт поставщиков;
- освоить заказчикам более 280 миллионов рублей;
- сэкономить бюджетные средства в сумме 13 миллионов рублей.
Выстроенная в регионе централизованная система контрактных отношений, основанная на принципах электронного взаимодействия участников контрактной системы, является действенным инструментом развития конкурентной среды и поддержки хозяйствующих субъектов на рынке госзакупок, что особенно актуально в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, согласно данным ГИС ЗАКУПКИ, во всех конкурентных закупочных процедурах с марта 2020 года приняли участие более восьми тысяч потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по более чем 2,5 тысячи закупок выявлен победитель, среднее число заявок, поданных участниками на единицу закупочной процедуры, составило 3,4 заявки. Все это свидетельствует о востребованности данного сектора экономической деятельности у представителей бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Опыт признан положительным
Принятые меры по совершенствованию контрактной системы Тамбовской области признаны на федеральном уровне. Руководителей и специалистов Комитета государственного заказа постоянно приглашают на межрегиональные и общероссийские семинары, совещания и конференции в сфере государственных и муниципальных закупок для обмена положительным опытом работы.
В ходе Красноярского экономического форума, состоявшегося в 2018 году, представители Центра стратегических разработок презентовали «Белую книгу закупок», в которой учтен опыт Тамбовской области по формированию централизованной системы контрактных отношений, объединяющей областной и муниципальный уровни заказчиков.
За высокие темпы цифровизации закупок Комитет государственного заказа Тамбовской области награжден Дипломом «Премии Рунета» в номинации «Онлайн-закупки: бизнес, государство, регионы». Четыре года подряд (2016, 2017, 2018 и 2019 годы) Тамбовская область получает оценку «Гарантированная прозрачность» и входит в пятерку лидеров Национального рейтинга прозрачности закупок, при этом трижды область занимает третье место среди субъектов РФ.
Динамично меняющееся на федеральном уровне законодательство о контрактной системе диктует необходимость постоянного совершенствования региональной системы закупок. Это значит, что предстоит дальнейшая работа по развитию и модернизации централизованной системы контрактных отношений Тамбовской области.