11 ноября 2020 года в рамках VIII Международной научно-практической конференции состоялись заседания студенческих секций. В них приняли участие свыше 150 студентов и молодых ученых.
В этом году, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, работа секций была организована в онлайн-формате, что, впрочем, не помешало молодежи активно участвовать в конференции. С докладами выступили молодые ученые с разных факультетов Финансового университета и других вузов России: Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Омского государственного университета, НИУ «Высшая школа экономики».
Всего состоялось 12 секций, на каждой из них поднимались актуальные вопросы. Так, участники секции «Стратегии бизнеса», не обошли вниманием пандемию COVID-19 и международный бизнес. Серия выступлений была посвящена изменению роли и значения цифрового опыта покупателей, что в разы увеличило объемы электронной коммерции по миру. Участники мероприятия отметили: пандемия помогла осознать тот факт, что в век информационных технологий существуют возможности работать удаленно, сокращая затраты по некоторым аспектам.
Большая часть докладов была посвящена управлению бизнесом в новой реальности. К примеру, в докладе о действиях компании «Додо Пицца» содержалась информация о расширении меню для доставки на дом, оптимизации зоны работы курьерской службы и бесконтактной доставке. Все перечисленные меры позволили компании остаться на плаву и найти возможности для дальнейшего развития и открытия новых точек общепита.
Доклады участников также содержали теоретические аспекты совершенствования стратегического управления организацией на основе систем KPI и OKR, формирования стратегии бизнеса на основе принципов Аgile и управления взаимоотношениями с клиентами. Один из докладов был посвящен аспектам применения Scrum методологии в разработке мобильных приложений c примерами успешных кейсов российских компаний.
На секции «Корпоративная социальная ответственность в условиях цифровой трансформации бизнеса» были представлены доклады на актуальные темы, связанные с развитием корпоративной социальной ответственности (КСО) в России и за рубежом. Также были освещены вопросы, касающиеся инвестиций в социальный капитал, индексов устойчивого развития, корпоративного волонтерства и благотворительности. КСО оказывает влияние на формирование репутации компании, поэтому в современных условиях высокой конкуренции и неопределенности внешней среды очень важно уделять ей большое внимание.
В процессе цифровой трансформации бизнеса появляются новые требования к развитию корпоративной ответственности и вызовы, которые нельзя оставлять без внимания. Сегодня большое внимание необходимо уделять развитию IT-технологий, информационной безопасности персональных данных и предотвращению утечки данных и кибератак. В работах участников конференции были отражены как теоретические аспекты различных направлений корпоративной социальной ответственности, так и анализ практических кейсов компаний, лидирующих в области КСО.
На секции «Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации» заслушаны 19 докладов студентов и аспирантов по наиболее актуальным трендам развития цифрового маркетинга, среди которых: маркетинг в социальных сетях (SMM), маркетинг влияния, трансформация потребительского поведения в цифровой среде, влияние пандемии COVID-19 на развитие электронной коммерции и цифрового маркетинга, перспективы развития технологий цифровой наружной рекламы и другие. Особый интерес аудитории вызвали доклады, связанные с отраслевыми особенностями применения цифровых инструментов маркетинговой деятельности в спорте, банковской сфере, на рынке FMCG, туризме, медицине и логистике. Многие доклады вызвали живую дискуссию, выступления докладчиков сопровождались многочисленными вопросами аудитории.
На секции «Цифровые технологии в современном бизнесе» были представлены доклады, в которых авторы отразили результаты своих исследований относительно влияния цифровых технологий на трансформацию бизнеса. Необходимо отметить высокий уровень подготовки каждого из участников, студенты провели глубокий анализ процессов и результатов внедрения цифровых технологий в компаниях, выделив особенности внедрения инноваций в отдельных отраслях. В секции приняли участие студенты Санкт-Петербурга, Омска и Москвы.
Выступления докладчиков студенческого круглого стола «Антикризисное управление и банкротство компаний» были посвящены методам антикризисного управления организациями в условиях ковидной волны, наложившейся на волну технологическую. В докладах была приведена статистика высокого уровня компаний, вынужденных закончить свое существование (65%). Интерес вызвали результаты исследований методов антикризисного управления, отдельных фактов, сопровождающих процессы управления и вектора развития компаний, в том числе отмечалась устойчивая тенденция ускорения цифровизации бизнеса.
Докладчики отметили, что пандемия представляет собой среду сильной неопределенности, в период карантина почти все компании работали с загрузкой 10-15%. Кроме того, участники круглого стола уделили внимание рискам, связанным с новыми вызовами, в том числе в сфере гостиничного бизнеса и предложили инструменты антикризисного воздействия. Один из докладов был посвящен антикризисным мерам, проводимым лидерами рынка, публичными компаниями.
Основой проблематики секции «Национальный проект – инструмент достижения национальных целей развития РФ: вызовы и решения» стали ключевые вопросы реализации нацпроектов, их оценка и мониторинг реализации. Также здесь обсуждались аспекты подготовки специалистов для реализации проектов и региональный опыт реализации национальной стратегии. По итогам работы секции были отмечены лучшие доклады. Первое место присуждено уч. гр. ГМУ18-6 Илье Шалаеву, выступившему с докладом на тему «Мониторинг реализации национальных проектов: прозрачность, независимость и объективность оценок».
Зарубежный и отечественный опыт организации корпоративного управления как в крупных компаниях, так и в субъектах малого и среднего предпринимательства рассмотрели в ходе секции «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса». Докладчики Анастасия Белянина и Дарья Костюхина остановились на особенностях формирования в компаниях корпоративной социальной ответственности. Исследователями были проанализированы аспекты, связанные с масштабом компаний, их уровнем зрелости, а также внешними факторами, влияющими на решение о внедрении систем корпоративной ответственности.
Анастасия Усманова представила доклад на тему организации культуры непрерывных улучшений в компаниях, успешно выделив ключевые условиях, необходимые для внедрения данной культуры, а также механизмы ее внедрения.
Евгения Гурина описала ключевые особенности корпоративной культуры компании «Google», а также роль корпоративной культуры в привлечении новых специалистов и удержании важных для компании сотрудников, и влиянии на конечную стоимость компании.
На секции «Управление знаниями и талантами» было представлено 15 студенческих научно-исследовательских проектов и докладов, среди выступающих были бакалавры и магистранты Финуниверситета, а именно Факультета «Высшая школа управления» и Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Санкт-Петербургского филиала Финансового университета и НИУ «Высшая школа экономики».
Наибольший интерес вызвали доклады «Разработка системы мотивации персонала, основанной на личностном потенциале работника» (Е.А. Зворыкина), «Управление персоналом и организация рабочего процесса при удаленном методе работы» (А.К. Круглова), «Проблемы формирования человеческого капитала в условиях цифровизации российской экономики» (Д.С. Куликова, Е.А. Тюрина), «Анализ соотношения «мягких» и «твердых» навыков профессии консультант» (А.С. Осипова, М.В. Купреева), «Talent management в России – сложности реализации» (П.М. Севрюгина). По итогам секции данным исследованиям были присуждены призовые места. Победителем секции стала магистрантка 2 курса Факультета «Высшая школа управления» Алена Рыбакова с прикладным проектом «Исследование вовлеченности персонала как инструмент управления мотивацией» под научным руководством д.э.н., профессора Анны Лукьяновой.
В завершении работы секции все участники дискуссии поддержали вывод о необходимости продолжения исследований в указанном направлении, что позволит обогатить теорию и практику актуальными инструментами и технологиями в сфере управления знаниями и талантами.
По итогам работы каждой секции были выбраны победители. Статьи студентов, выступивших на конференции, будут опубликованы в сборнике, индексируемом в РИНЦ.
Организатором конференции выступил Факультет «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, деканом которого является д.э.н., профессор Аркадий Трачук.