25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1596 Материалы по теме
Карантинный год: трудности, планы, уроки

Заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА рассказала журналу «Бюджет» о трудностях, которые вызвал карантинный год, планах, которые он скорректировал и уроках, которые преподнес.

— Валентина Николаевна, расскажите об особенностях исполнения бюджета области в этот особенный год. Какие прогнозы по завершению бюджета 2020 года?

— В этом году бюджет исполняется очень непросто, поскольку уже в первом полугодии мы столкнулись с пандемией коронавируса, была неопределенность по исполнению доходной части. Правительство Вологодской области просчитывало несколько вариантов развития событий. В начале года, по нашей оценке, причем по консервативному варианту, выпадающие доходы бюджета области оценивались в объеме 25 процентов от утвержденного. С введением режима повышенной готовности бизнес не работал в полную меру, покупательная способность населения снизилась, ситуация на валютном рынке была непредсказуема. Все эти факторы повлияли на доходные источники.

С возобновлением работы субъектов экономики ситуация постепенно начала выправляться. Сегодня мы оцениванием, что в целом по 2020 году сокращение собственных доходов областного бюджета к уровню прошлого года составит порядка 12 процентов. Выпадающие доходы по сравнению с принятым бюджетом оцениваются нами в районе 6 миллиардов рублей.

Наиболее сложная ситуация по налогу на прибыль. Данный доходный источник всегда сложно прогнозируется, зависит он от деловой активности бизнеса, спроса на продукцию и, конечно, для крупных предприятий от курса валюты. Сокращение уровня поступлений по налогу на прибыль по сравнению с прошлым годом составило 7,3 миллиарда рублей.

А вот по НДФЛ у нас в области наблюдается положительная динамика. Данный факт свидетельствует о росте оплаты труда не только в бюджетной сфере, но и в отраслях экономики. Отмечу, что среди регионов России по темпам роста НДФЛ Вологодская область вошла в пятерку лидеров.

В отраслевом срезе по сравнению с прошлым годом снизились поступления налогов от металлургии — на 4,7 миллиарда рублей, химической промышленности — на 1,8 миллиарда, газовой промышленности — на 1,2 миллиарда, лесопромышленного комплекса — на 0,1 миллиарда рублей.

Несмотря на последствия коронавируса поступления налогов от торговли увеличились по сравнению с прошлым годом на 0,2 миллиарда рублей. Сохранение потенциала в строительстве и операциях с недвижимостью, сельском хозяйстве и пищевой промышленности подтверждает положительная динамика поступления налогов.

В условиях кризиса значительную финансовую поддержку регионам оказывает федеральный центр как в виде целевой помощи на проведение мероприятий по борьбе с распространением коронавируса, так и в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. На компенсацию выпадающих доходов и первоочередные расходы в виде дотаций регионам в текущем году распределены средства в объеме 280 миллиардов рублей. Вологодская область получила 6 миллиардов рублей.

Реализуются антикризисные мероприятия, направленные на поддержку экономики и максимально возможную мобилизацию доходных источников. Проведена серьезная работа по рассмотрению всех государственных программ и определению приоритетных направлений расходов в кризисных условиях с учетом возможного продления сроков реализации либо отмены отдельных мероприятий. Результатом этой работы стала временная приостановка финансирования по отдельным направлениям расходов. Нам удается сбалансировать бюджет в текущем году.

Этому способствовала также проводимая Правительством области на протяжении ряда последних лет крайне взвешенная бюджетная политика, которая направлена на укрепление доходной базы, повышение эффективности бюджетных расходов, погашение государственного долга. Толчком для пересмотра стратегии развития экономики области стал кризис 2008 года и его последствия. По прошествии десяти лет доходная база бюджета области диверсифицирована. Влияние налога на прибыль сократилось в 1,5 раза и составляет 31 процент.

Данная политика оправдала себя. Областной бюджет на протяжении последних четырех лет, начиная с 2016 года, исполнялся с профицитом, что было обусловлено сверхплановым поступлением платежей в бюджет от экономики области. По итогам 2019 года сформирован серьезный резерв в сумме 18 миллиардов рублей, если можно сказать, «подушка безопасности», для обеспечения сбалансированности областного бюджета в 2020 и последующих годах.

— Какое влияние на исполнение бюджета оказало принятие на федеральном и региональном уровнях мер поддержки в условиях ограничений?

— Безусловно, пандемия коронавируса потребовала принятия решений по корректировке бюджета. Для этого очень своевременно внесены поправки в Бюджетный кодекс, которыми регионам были предоставлены большие права по перераспределению бюджетных ассигнований между направлениями, государственными программами. Это позволило нам оперативно принимать решения и финансировать те направления, которые требовали этого в первую очередь.

Прежде всего это решения, связанные с бесперебойным обеспечением деятельности сферы здравоохранения. Потребовалось выделение дополнительных средств на развертывание коечной сети во вновь созданных моногоспиталях для лечения больных с новой коронавирусной инфекцией, оснащение их специализированным оборудованием. Принятые на федеральном уровне решения о введении стимулирующих выплат медицинским работникам, участвующим в оказании медицинской помощи больным коронавирусом, и введение в регионе губернатором области О. А. Кувшинниковым дополнительных выплат работникам системы здравоохранения потребовали соответствующих изменений бюджета. Кроме того, для всей сети государственных медицинских организаций области нужно было приобрести средства индивидуальной защиты и тест-системы для диагностики нового вируса. Общий объем средств в областном бюджете, запланированный на мероприятия по борьбе с коронавирусом в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» составляет 2,3 миллиарда рублей.

В 2021–2023 годах на реализацию госпрограммы «Развитие здравоохранения Вологодской области» планируется направить 38,5 миллиарда рублей, в том числе в 2021 году — 14,3 миллиарда, или 15,3% расходов областного бюджета на следующий год

Наряду с поддержкой здравоохранения значительный объем средств направлен на поддержку отдельных категорий граждан области, и прежде всего граждан, потерявших или не имеющих работы в период пандемии. В 2020 году количество безработных в области существенно увеличилось, пик числа безработных зафиксирован на 1 сентября 2020 года и превысил 34 тысячи человек.

В целях поддержки безработных граждан и их семей по решению федерального правительства в период с апреля по сентябрь 2020 года размер пособия по безработице увеличен до минимального размера оплаты труда, введена дополнительная ежемесячная выплата на несовершеннолетних детей по 3 тысячи рублей на каждого. На финансовое обеспечение данного решения направляются средства в сумме 2,1 миллиарда рублей с ростом к первоначальному бюджету в четыре раза.

Общий объем средств, направляемый в 2020 году на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с коронавирусом, превышает 5 миллиардов рублей. Основным источником данных расходов является дополнительная финансовая поддержка из федерального бюджета в сумме 4,2 миллиарда. Расходы за счет средств областного бюджете в сумме 1,1 миллиарда обеспечены за счет перераспределения бюджетных ассигнований с капитальных расходов, не подтвержденных проектно-сметной документацией, массовых мероприятий, которые не состоялись по причине эпидемиологической ситуации.

— В каких параметрах сформирован проект областного бюджета на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов?

— Исходя из прогноза социально-экономического развития области и изменений налогового законодательства объем собственных доходов в 2021 году прогнозируется в объеме 65,4 миллиарда рублей — это ниже уровня собственных доходов 2019 года. По нашим оценкам, уровня доходов 2019 года мы достигнем только в 2022 году. В плановом периоде в 2023 году объем собственных доходов достигнет 71,2 миллиарда рублей.

Практически равное влияние на формирование областного бюджета 2021 года будут оказывать налог на прибыль организаций и НДФЛ, обеспечивая по 28 процентов собственных доходов бюджета каждый. Третью и четвертую позиции (по 17 процентов) в структуре бюджета занимают акцизы и налог на имущество организаций. Объем безвозмездной помощи в проекте областного бюджета на 2021 год с учетом средств, дополнительно распределенных ко второму чтению проекта федерального бюджета, предусмотрен в сумме 22,3 миллиарда рублей.

В итоге объем доходов в 2021 году составит 87,8 миллиарда рублей, в 2022 году — 84,4 миллиарда, в 2023 году — 86 миллиардов. Объем расходов — 94,4 миллиарда, 83,5 миллиарда и 86,9 миллиарда рублей соответственно. Бюджет на 2021 год сформирован с дефицитом в объеме 6,6 миллиарда рублей, на 2022 год — с профицитом 0,9 миллиарда рублей, на 2023 год — с дефицитом 0,9 миллиарда рублей. Бюджет сбалансирован планируемыми остатками средств на начало года. Привлечение коммерческих кредитов не планируется.

Бюджет традиционно сохранил социальную направленность. Более 64 процентов от общего объема расходов в 2021 году будет направлено на финансирование отраслей социальной сферы: образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и физической культуры. На финансирование отраслей национальной экономики будет направлено более 22 процентов от общего объема расходов.

Бюджет традиционно сформирован в программном формате — на реализацию 22 государственных программ области будет направлено в 2021 году 99,2 процента расходов.

17.jpg

В 2021–2023 годах будет продолжена реализация указов Президента России, направленных на решение стратегических задач и национальных целей. Вологодская область участвует в 54 федеральных проектах в рамках 11 национальных проектов из 12 и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. За пять лет (2019–2024) на их финансирование должно быть направлено 115,4 миллиарда рублей, в том числе в 2021–2023 годах — 42,1 миллиарда.

Учитывая, что проект областного бюджета формировался в условиях сокращения объема собственных доходных источников, отдельные направления расходов капитального характера пришлось скорректировать. Вместе с тем на 2021–2023 годы с учетом национальных проектов расходы так называемого бюджета развития запланированы в объеме 45,9 миллиарда рублей.

— Какие налоговые преференции Вологодская область предлагает инвесторам?

— Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, мы ставми новые задачи налоговой политики, способствующие экономическому развитию региона. Необходимо обеспечить дальнейшее стимулирование реализации значимых для региона инвестиционных проектов как одного из драйверов роста экономики. Для этого у нас внедрен комплекс новых налоговых инструментов поддержки бизнеса, цель которых создание условий для максимального привлечения инвестиций в экономику.

Во-первых, усовершенствован механизм предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Впервые право на данную меру поддержки получили не только новые, но и действующие организации, реализующие приоритетные для области инвестиционные проекты с объемом инвестиций от 20 миллионов до 150 миллионов рублей в зависимости от осуществляемого вида деятельности. Вычет позволит инвестору уменьшать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет области, на сумму 80 процентов произведенных им вложений в основные средства в течение пяти последовательных лет за счет сниженной до десяти процентов ставки налога.

Во-вторых, введен комплекс налоговых льгот для организаций — участников специальных инвестиционных контрактов. Заключение между бизнесом и государством специального контракта предполагает вложение долгосрочных инвестиций в высокотехнологичные проекты с внедрением передовых технологий. На этапе реализации контракта задача государства — создать благоприятные налоговые условия для бизнеса.

В Вологодской области предоставлены значительные налоговые преференции. Инвестор сможет уплачивать налог на прибыль по сниженным ставкам: ноль процентов — в первые пять лет, начиная с года получения первой прибыли от реализации инвестиционного проекта; десять процентов — с шестого года и до окончания срока действия сниженной ставки. Имущество, созданное и приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, освобождается от налогообложения.

В-третьих, предоставление налоговых преференций резидентам и управляющим компаниям индустриальных парков в целях стимулирования создания парков на территории области. Каждый предприниматель несет большие расходы на инфраструктуру своего бизнеса и часто это останавливает его от долгосрочных инвестиций. Индустриальный парк дает субъектам бизнеса универсальную возможность окупить расходы на инфраструктуру, а все усилия направить на качественную реализацию инвестиционных проектов. При этом индустриальный парк позволяет сократить сроки реализации проекта и выхода на прибыльное производство.

Резидентам предлагаются льготы по налогу на имущество организаций в виде освобождения от налога или применения сниженной налоговой ставки в отношении основных средств, предусмотренных инвестиционным проектом. Управляющим компаниям индустриальных парков предоставляется налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения коммунальной и транспортной инфраструктуры парка, а также объектов, предназначенных для создания промышленного производства в парке. Срок налоговых преференций составляет от трех до восьми лет в зависимости от объема инвестиций в основные средства и места реализации инвестиционного проекта.

— С 2023 года отменяется институт уплаты налога на прибыль организаций через создание консолидированной группы налогоплательщиков. Как это повлияет на сбалансированность региональных бюджетов?

— Правительство Вологодской области выражает обеспокоенность по поводу отмены с 1 января 2023 года института консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций. Система уплаты налога на прибыль организаций посредством КГН введена в Российской Федерации с 1 января 2012 года. Основными целями внедрения КГН являются снижение затрат компаний, связанных с налоговым администрированием, создание для участников КГН преимуществ в виде экономии средств в результате налоговой оптимизации, устранение негативных последствий, связанных с трансфертным ценообразованием и перемещением налоговой базы между субъектами РФ.

18.jpg

Функционирование КГН создает дополнительные гарантии поступления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ за счет прозрачной схемы его распределения. Налог уплачивается в регионы, в которых зарегистрированы участники КГН, с учетом доли среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда и доли остаточной стоимости основных средств соответствующего участника.

Опыт применения в Вологодской области КГН в течение девяти лет имеет положительные результаты. Введение режима консолидации позволило крупному налогоплательщику (ПАО «Северсталь») оптимизировать налоговые обязательства, снизить риск проверок, связанных с трансфертным ценообразованием. В результате высвобожденные денежные средства направлены на реализацию крупных инвестиционных проектов. На территории Вологодской области «Северсталь» за 2012–2020 годы произвела инвестиции в объеме 48,9 миллиарда рублей.

До введения института КГН бюджет Вологодской области зависел от цен на металлопрокат, при их снижении сокращались доходы бюджета области. Система уплаты налога на прибыль организаций при применении КГН позволяет нивелировать конъюнктурные изменения на внутреннем и внешнем рынках сырья и конечной продукции. В результате бюджет области имеет стабильные поступления налога на прибыль организаций от металлургического производства, за период с 2012 по 2019 год их объем составил 36,9 миллиарда рублей.

Улучшение ситуации по поступлению доходов позволило решить в регионе проблему государственного долга. Если на конец 2012 года объем государственного долга превышал налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, то на 1 января 2020 года его уровень сократился в пять раз и составил 22,6 процента от налоговых и неналоговых доходов.

В настоящее время платежи по налогу на прибыль организаций от КГН поступают в бюджеты практически всех субъектов Федерации (за исключением Республики Крым и города Севастополя). Их доля составляет в среднем 19 процентов от объема поступлений налога на прибыль организаций. Отмена КГН приведет к разбалансированности региональных бюджетов и снижению налоговых платежей в бюджеты субъектов Федерации, на территории которых находятся фондоемкие производства с высокой численностью работников. При этом возникнет проблема компенсации выпадающих доходов бюджетов регионов, что повлечет дополнительную финансовую нагрузку на федеральный бюджет.

— Какие еще проблемы оказывают влияние на сбалансированность региональных бюджетов?

— Как мы отмечали ранее (статья В. Н. Артамоновой «Вологодская область: нивелируем риски неисполнения бюджета», журнал «Бюджет», № 9/2020 — прим. ред.), наиболее актуальными остаются вопросы финансового обеспечения деятельности государственных медицинских организаций, работающих в системе ОМС; обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление доходной базы регионов за счет передачи им одного процента налога на прибыль, а также перераспределения акцизов на табачную продукцию. Что касается детей-сирот, то мы по-прежнему убеждены, что необходимо расширить формы и механизмы обеспечения их жильем, в том числе рассмотреть возможность предоставления жилищных сертификатов.

Помимо данных вопросов сохраняется проблема уровня софинансирования из федерального бюджета отдельных государственных полномочий. Так, на 2021 год уровень софинансирования из федерального бюджета обеспечения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи составляет 47,8 процента. Субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме — 30,7 процента. Мы предлагаем Министерству здравоохранения РФ и Министерству труда и социальной защиты РФ обеспечить предоставление субсидий с соблюдением уровня софинансирования, установленного регионам распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 2020 года № 2221-р.

19.jpg

В текущем году в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020 года субъектам РФ из федерального бюджета выделены средства на дополнительные стимулирующие выплаты педагогам за классное руководство. Выплаты положены и работникам здравоохранения и социальной защиты населения, работающим в условиях COVID-19. В результате у указанных категорий работников среднемесячный доход может быть выше прогнозного. Но при этом возникают риски недостижения целевых показателей повышения уровня средней зарплаты по работникам культуры, педагогическим работникам, по которым отсутствуют решения по дополнительным выплатам.

— Расскажите о планах Правительства Вологодской области по использованию средств, высвободившихся в результате проведенной Минфином России в текущем году реструктуризации бюджетных кредитов?

— В 2020 году заключено дополнительное соглашение с Министерством финансов РФ о продлении срока погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета до 2029 года включительно. В 2020 году Минфин России освободил субъекты Федерации от необходимости погашения задолженности по бюджетным кредитам. Для Вологодской области эта сумма составляет 1,7 миллиарда рублей. Высвобожденные средства направлены на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов, реализацию антикризисных мероприятий и мероприятий по борьбе с распространением коронавируса.

В 2021–2024 годах из областного бюджета на погашение бюджетных кредитов будет направляться по 835 миллионов рублей ежегодно. Таким образом, ежегодно высвобождается по 2,5 миллиарда рублей. В 2021 году эти средства будут направлены на реализацию национальных проектов, финансирование дополнительных расходов, связанных с борьбой с коронавирусом. В 2022–2024 годах высвобождаемые средства должны быть направлены на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. Кроме того, по нашему мнению в условиях пандемии просто необходимо предоставить субъектам РФ право инвестировать средства в начатые ранее инвестиционные проекты.

— Валентина Николаевна, чему вас как руководителя и как женщину научила пандемия?

— Завершается год, который навсегда войдет в историю как год преобразований в различных сферах жизни. Пандемия коронавируса заставила нас пересмотреть многие аспекты привычной жизни. Благодаря современным технологиям и интернету удалось поднять уровень командной работы, сэкономлено много времени при решении повседневных задач. Россияне научились многое делать, не выходя из дома. За короткий промежуток времени мы перешли от расчетов наличными к бесконтактным расчетам, при этом отказались от ненужных покупок. Все мы стали больше внимания уделять своему здоровью, окружать заботой родных и близких. Мы стали ценить то, что ранее было для нас привычным. Но при этом в уходящем году мы были ограничены в передвижении и испытали дефицит общения в рамках профессионального сообщества. За 2020 год мы стали другими — пересмотрели свое отношение к окружающим людям и многим событиям, научились ценить и дорожить временем.

Подготовила И. И. СЕДОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно