Версия для печати 2569 Материалы по теме
Взаимодействие Федерального казначейства и Счетной палаты при осуществлении контроля

Одним из ключевых направлений реформы сферы управления общественными финансами является совершенствование системы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. И межведомственное взаимодействие — обязательное условие этой работы.

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Государственный финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации

Среди мероприятий, направленных на совершенствование контроля, можно отметить взаимный обмен информацией о результатах контрольных действий, обеспечение единства подходов к управлению рисками в финансово-бюджетной сфере на всех уровнях бюджетной системы. Сюда же можно отнести дальнейшее совершенствование риск-ориентированного подхода к планированию контрольной деятельности, развитие механизмов взаимного признания органами внешнего государственного финансового контроля и органами внутреннего государственного финансового контроля результатов контрольной деятельности. Кроме того, должны быть реализованы переориентация внутреннего государственного финансового контроля на упреждающий контроль с применением инструментов финансового аудита, полномасштабная цифровизация контрольных процессов, обратная связь с объектами контроля.

Рабочая группа

В рамках межведомственного взаимодействия Федеральное казначейство активно развивает сотрудничество со Счетной палатой РФ. В целях обеспечения эффективности взаимодействия при реализации полномочий и функций по осуществлению государственного финансового контроля совместным приказом Счетной палаты РФ и Федерального казначейства от 28 мая 2019 года № 49/127 создана рабочая группа по вопросам государственного финансового контроля.

Федеральное казначейство и Счетная палата РФ совместно прорабатывают вопросы как методологического, так и практического характера, способствующие реализации задач перспективной модели государственного финансового контроля

Основными задачами рабочей группы являются выработка согласованных подходов для принятия решений по следующим направлениям деятельности:

  • планирование контрольных мероприятий с учетом возможности проведения совместных контрольных мероприятий на объектах, представляющих взаимный интерес;
  • анализ и оценка рисков в финансово-бюджетной сфере в рамках внедрения риск-ориентированных подходов к организации и осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере;
  • подготовка предложений по нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению государственного финансового контроля.

Федеральное казначейство и Счетная палата РФ совместно прорабатывают вопросы как методологического, так и практического характера, способствующие реализации задач перспективной модели государственного финансового контроля. За период деятельности рабочей группы ведомства значительно продвинулись в вопросах выработки согласованных подходов (в том числе в части методологии) к формированию риск-факторов в финансово-бюджетной сфере, формированию и ведению единой классификации нарушений, выявляемых при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

В ходе многочисленных рабочих встреч проанализированы все разделы классификаторов нарушений, применяемых Счетной палатой и Федеральным казначейством, проведена работа по соотнесению разделов классификаторов по направлениям контроля, синхронизированы подходы к квалификации нарушений. В частности, приняты единые подходы к квалификации неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств, определению денежного и количественного выражения нарушений, согласованы формулировки понятий «систематическое нарушение» и «системное нарушение». С учетом достигнутых договоренностей в 2021 году продолжается совместная работа по унификации подходов к наполнению структуры классификаторов нарушений, которые возможны для применения и Счетной палатой РФ, и Федеральным казначейством. По сути, мы вырабатываем единую фундаментальную методологию для дальнейшего взаимного признания результатов деятельности, как это предусматривает перспективная модель государственного финансового контроля.

Синхронизация контрольной деятельности

В условиях необходимости обеспечения максимально возможного охвата государственным финансовым контролем расходов бюджетных средств и одновременного снижения нагрузки на объекты контроля одним из способов достижения синергетического эффекта от межведомственного взаимодействия является синхронизация контрольной деятельности. В этих целях Федеральное казначейство направляло проекты своего плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2020 и 2021 годы в Счетную палату РФ. По ряду направлений контроля ведомства согласовали перечни объектов контроля, скорректировали графики проведения контрольных мероприятий.

Планом Федерального казначейства на 2021 год предусмотрено семь контрольных мероприятий на объектах, представляющих взаимный интерес для внешнего и внутреннего контролеров. В том числе это проверки бюджетных средств, направленных на реализацию национальных проектов, государственных программ, мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, другим приоритетным социально значимым направлениям. Результаты контроля, как и в 2019–2020 годах, будут доведены до сведения Счетной палаты РФ.

Единое цифровое пространство

Еще один важный вопрос повестки рабочей группы на 2021 год — применение цифровых технологий в сфере государственного финансового контроля. В 2020 году в рамках рабочей группы началось обсуждение вопросов создания единого цифрового пространства для сотрудника органа госфинконтроля. В частности, это:

  • разработка функционала для цифровой фиксации (выявления) нарушений в финансово-бюджетной сфере;
  • автоматизированное документирование нарушений и инициирование административной, бюджетной и иной ответственности;
  • разработка программного модуля, в том числе мобильного приложения, для оформления цифрового акта по результатам проведения тематических контрольных мероприятий, что снизит трудозатраты контролера на типовое описание объекта контроля.

В 2021 году Федеральному казначейству и Счетной палате РФ предстоит подробное изучение возможностей используемых ведомствами информационных систем и программных комплексов. Дальнейшая проработка вопросов взаимодействия в этой сфере позволит максимально использовать цифровые технологии для оперативного выявления нарушений, развития такой формы контроля, как предотвращение и регулярное и систематическое наблюдение (мониторинг) в целях анализа подконтрольной среды без фактического выхода на объекты контроля. Цифровизация поможет оперативно реагировать на возникающие риски, достичь стандартов осуществления полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета. Создание единого цифрового пространства для органов контроля в перспективе не только обеспечит мониторинг деятельности объектов контроля, но и общий доступ всех органов финансового контроля к результатам такого мониторинга и результатам контрольных мероприятий в отношении общих объектов контроля.

Итоги деятельности рабочей группы свидетельствуют о том, что такая форма взаимодействия эффективна, результативна и взаимополезна. Хочу поблагодарить за сотрудничество заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации — сопредседателя рабочей группы Галину Сергеевну Изотову. Мы нацелены на дальнейшую совместную работу в рамках реализации перспективной модели государственного финансового контроля.

37.jpg

Поделиться