Посольством Республики Узбекистан в Российской Федерации подготовлен специальный выпуск журнала, посвященный
В журнале также представлены приветствия министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова и министра иностранных дел Республики Узбекистан А. Х. Камилова.
Приветственное слово
министра иностранных дел Республики Узбекистан
Абдулазиза Камилова
Дорогие друзья!
1 сентября 2021 года Республика Узбекистан отмечает
День независимости стал судьбоносным событием, которое навсегда останется самой яркой страницей в славной истории нашей страны. Это важная историческая веха, ознаменовавшая коренные перемены в судьбе нации, обретение народом Узбекистана подлинной свободы, возрождение его достоинства и духовных ценностей.
За три десятилетия независимости Узбекистан прошел большой исторический путь построения демократического государства и современного, всесторонне развитого общества. Получив возможность свободной реализации своего колоссального экономического, ресурсного, интеллектуального и культурного потенциала, наша страна достигла высоких рубежей во всех сферах.
8 декабря 1992 года была принята Конституция Республики Узбекистан, создавшая прочную основу для определения внутренней и внешней политики страны, направленной на реализацию интересов народа, обеспечение мира и безопасности, а также вхождение в сообщество наций в качестве равного партнера. Узбекистан как суверенное государство занял достойное место в мировом сообществе.
Республика укрепила связи с братскими странами в рамках Содружества Независимых Государств, стала активным членом Организации Объединенных Наций, Организации Исламского Сотрудничества, других авторитетных региональных и международных организаций. Узбекистан выступил с рядом важных международных инициатив, реализация которых нашла отражение в создании Центральноазиатской зоны, свободной от ядерного оружия, контактной группы по решению проблемы Афганистана в формате «6+2», и других инициатив, направленных на укрепление регионального и международного мира и безопасности.
Жизнь не стоит на месте, мир вокруг нас претерпевает фундаментальные изменения. И особенно динамичные, глубокие изменения мы наблюдаем в последние пять лет. Они коснулись практически всех сфер развития человечества и всех аспектов жизни государств, включая политические процессы, социальные отношения, науку и технологии, культуру и информацию, религию и гуманитарные ценности. Объективной необходимостью, важнейшей стратегической задачей для Узбекистана стал выход на новый, более высокий уровень развития, отвечающий современным глобальным процессам и новым вызовам.
Избрание Президентом Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в декабре 2016 года ознаменовало принципиально новую веху в развитии государственности независимого Узбекистана, внутренней и внешней политики страны. Главой государства были поставлены масштабные задачи, связанные с упрочением независимости и суверенитета государства, укреплением его места и роли в международной системе, созданием вокруг страны пояса безопасности и стабильности, выработкой эффективной парадигмы внешнеэкономической политики Узбекистана.
Началась эпоха новых реформ и преобразований на основе всестороннего обновления внутренней политики и дипломатии Узбекистана. Наша страна встала на путь масштабных социально-экономических и демократических реформ, вступила на новый этап возрождения своего культурного наследия и национальных ценностей. Президент Шавкат Мирзиёев определил в качестве приоритетных целей реформ достижение подлинного культурного ренессанса Узбекистана и продвижение богатого духовного и интеллектуального потенциала страны на международной арене, укрепление позитивного имиджа и расширение культурного влияния нашей страны в мире.
В проведении курса реформ, инициированного главой государства, ключевое значение было придано созданию открытой экономики, привлекательной для иностранных инвесторов. В качестве важнейших приоритетов установлены усиление интеграции национальной экономики в региональные и мировые хозяйственные связи и переход на экспортно ориентированную экономику. За последние пять лет мы добились существенных результатов в развитии экономической дипломатии, направленной на защиту и продвижение национальных интересов Республики Узбекистан, в том числе в вопросах диверсификации и увеличения экспорта товаров и услуг, привлечения инвестиций, передовых технологий и туристического потока в страну.
Президент Узбекистана проводит открытый, конструктивный и прагматичный внешнеполитический курс, который способствует интеграции нашей страны в региональные и мирохозяйственные связи, выходу на мировые рынки, развитию и расширению партнерских отношений, прежде всего с ближайшими соседями и странами СНГ, а также с широким кругом других государств Европы, Америки, Азии, Ближнего и Среднего Востока. Главным приоритетом внешней политики Узбекистана является регион Центральной Азии, где мы стремимся укрепить мир и стабильность, создать совместными региональными усилиями наиболее благоприятные условия для реализации экономического, транспортно-транзитного, инвестиционного и туристического потенциала наших стран.
За последние годы Узбекистаном были сделаны решающие шаги в активизации взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами и основными торговыми и инвестиционными партнерами республики. Проделана большая работа по укреплению региональных торгово-экономических и транспортных связей, промышленной кооперации в Центральной Азии. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева стали проводиться регулярные консультативные встречи глав государств Центральной Азии для решения общерегиональных вопросов.
За последние пять лет Узбекистан заметно активизировал свою роль и участие в ключевых региональных структурах — СНГ и ШОС, выступив с рядом крупных инициатив. Открыты новые перспективы и направления международных связей. В частности, Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС, членом Тюркского совета, ведет переговоры по вступлению в ВТО, а также о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС.
Последовательное продвижение открытого, прагматичного и активного внешнеполитического курса Узбекистана на основе принципов сбалансированной и разносторонней дипломатии оправдало себя в современных реалиях. В связи с этим хочу особо подчеркнуть, что одним из приоритетов международного сотрудничества Узбекистана было и остается развитие стратегического партнерства и союзнических отношений с Российской Федерацией, а также дружественных отношений между народами двух стран, которые укрепляются год от года.
В настоящее время стороны поддерживают интенсивный и полномасштабный диалог на всех уровнях. Между Узбекистаном и Россией сформирована уникальная трехуровневая система взаимодействия: совместная комиссия на уровне премьер-министров, межправительственная комиссия, возглавляемая вице-премьерами, и подкомиссии, заседания которых проходят под руководством глав отраслевых министерств и ведомств двух стран.
Примечательно, что в 2020 году товарооборот с Россией составил почти 6 миллиардов долларов. Несмотря на пандемию, за шесть месяцев текущего года данный показатель вырос на 18% (2,4 миллиарда долларов).
За последние годы благодаря установившемуся тесному и доверительному диалогу, личным контактам между Президентами Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и России Владимиром Путиным, которым свойственен дух взаимного доверия и уважения, межгосударственные связи между Узбекистаном и Россией поступательно развиваются и углубляются. Ташкент и Москву объединяют общие интересы в обеспечении стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии и в целом на пространстве СНГ, содействие решению глобальных проблем, прежде всего устранению негативных последствий пандемии коронавируса, а также достижению целей устойчивого развития.
Россия поддержала и приняла участие в реализации крупных международных инициатив Узбекистана, выдвинутых на различных площадках за последние пять лет. Наиболее важные среди них — объявление Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, создание Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья, принятие ряда специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в том числе «Укрепление регионального и международного сотрудничества в Центральноазиатском регионе», «Просвещение и религиозная толерантность», «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии».
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров принял личное участие в проведенных по инициативе Президента Узбекистана в Ташкенте международных конференциях высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие»
В следующем году мы будем отмечать
Приветственное слово
министра иностранных дел Российской Федерации
Сергея Лаврова
В этом году Узбекистан отмечает
С удовлетворением констатирую, что за прошедшие три десятилетия совместными усилиями Москве и Ташкенту удалось наладить всестороннее сотрудничество, укрепить связывающие наши народы вековые узы дружбы и добрососедства.
Российско-узбекистанское взаимодействие опирается на солидную договорно-правовую базу. Это около 350 международных соглашений и межведомственных документов. Стержневыми из них являются Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (от 30 мая 1992 года), Договор о стратегическом партнерстве (от 16 июня 2004 года) и Договор о союзнических отношениях (от 14 ноября 2005 года).
Необходимый импульс дальнейшему углублению стратегического партнерства и союзничества придает особо доверительный политический диалог на высшем и высоком уровнях. По итогам встреч в верхах достигнуты и реализуются масштабные договоренности об осуществлении совместных проектов на десятки миллиардов долларов. Например, в ходе государственного визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Ташкент в октябре 2018 года был подписан пакет соглашений и контрактов на общую сумму более 27 миллиардов долларов. Сейчас на повестке дня — подготовка государственного визита в Россию узбекистанского лидера.
Продвигаются межправительственные, межведомственные контакты. Расширяется диалог по линии парламентов и регионов. Отмечу деятельность Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана, которая призвана координировать совместные усилия по наращиванию всего комплекса двустороннего сотрудничества. В июне текущего года в Москве прошло ее второе заседание, придавшее дополнительную динамику нашей практической кооперации.
Ярким свидетельством успешной совместной работы остается рост товарооборота. По итогам 2020 года его объем достиг 5,9 миллиарда долларов, превысив данные предыдущего года на 15,6%. Россия с долей 15,5% занимает второе место среди ключевых внешнеторговых партнеров Ташкента. В среднесрочной перспективе рассчитываем довести показатели взаимной торговли до 10 миллиардов долларов.
Плодотворно работает Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству,
Расширяется сотрудничество в социально-трудовой сфере. В России трудится свыше двух миллионов узбекистанцев, которые по итогам 2020 года осуществили денежных переводов на свою родину на сумму более 4,3 миллиарда долларов.
В качестве флагманского направления утверждается научно-техническое сотрудничество по использованию атомной энергии в мирных целях. Прорабатывается вопрос строительства АЭС российского дизайна в Узбекистане — первой в регионе Центральной Азии. Уверен: успешное осуществление данного проекта позволит республике совершить технологический рывок.
Набирают обороты связи в области здравоохранения, образования и культуры. В Узбекистане действуют уже 12 филиалов российских вузов, в том числе МГУ и МГИМО, в ближайшее время откроются еще несколько.
Особо отмечу наше конструктивное взаимодействие в борьбе с коронавирусной инфекцией, включая ускоренную регистрацию российской вакцины «Спутник V» в Узбекистане. В рамках действующей договоренности в республику уже направлено более 200 тысяч двухкомпонентных доз вакцины. Важным этапом стал запуск в августе текущего года совместного производства вакцины на узбекистанской территории. Уверен, что это позитивно повлияет на эпидемиологическую обстановку в стране.
Россия и Узбекистан плодотворно сотрудничают на мировой арене, тесно координируют усилия в ООН, в том числе по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью.
Посредством Трастового фонда «Россия — ПРООН» поддерживаем осуществление проектов по содействию занятости и повышению устойчивости сельского хозяйства, изменению климата в Ферганской долине. Реализуется ряд специализированных региональных инициатив в водно-экологической сфере.
Приоритетное внимание уделяем дальнейшему раскрытию преимуществ участия наших стран в многосторонних структурах, прежде всего в СНГ и ШОС. Налицо внушительный потенциал рынка Евразийского экономического союза с точки зрения наращивания объемов и расширения номенклатуры взаимной торговли. В этой связи приветствуем получение Узбекистаном статуса государства — наблюдателя при ЕАЭС.
Очевидно, что в общих интересах не останавливаться на достигнутом. Сегодня перед нами стоят масштабные задачи по выводу двусторонних отношений на новые рубежи на благо граждан России и Узбекистана, во имя упрочения региональной безопасности и стабильности. Вместе с узбекистанскими друзьями готовы работать над их эффективным решением.
Посмотреть журнал