25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2530 Материалы по теме
За два дня в мероприятии приняли участие более 450 человек, включая 250 студентов
На конференции «Управленческие науки в современном мире» обсудили драйверы и перспективы цифровой трансформации

9-10 ноября 2021 года состоялась IX Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». В этом году, в связи с непростой эпидемиологической обстановкой, мероприятие прошло онлайн. За два дня в нем приняли участие более 450 человек, включая 250 студентов. Организовал конференцию Факультет «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ.

Открывая пленарное заседание, декан Факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета (Россия) Аркадий Трачук акцентировал внимание на том, что «Управленческие науки» уже стали своего рода брендом, включающим более полутора десятков различных круглых столов и секций.

- Мероприятия, которые мы проводим в этом году, охватывают многие направления исследований в сфере управления бизнесом, управления в публичной сфере, государственном муниципальном управлении. Это, безусловно, важно в сегодняшнем быстро меняющемся мире, который находится под воздействием эффектов пандемии, на пути цифровой трансформации, и который уже осознал необходимость решения экологических проблем, - подчеркнул Аркадий Трачук. - Все эти темы является предметами исследований, обсуждений и в сфере реального управления, и исследований университетов. Будем рассматривать эти вопросы в ходе наших мероприятий.

В 2021 году в конференции участвовали представители Латвии, Республики Фиджи, Кувейта, Индии, Узбекистана, Донецкой Народной Республики, России. Нашу страну представляют семь регионов: Москва и Московская область, Брянская, Тверская, Саратовская, Архангельская области, Республика Татарстан, Краснодарский край. В секциях участвовали делегаты от 25 вузов, в том числе 6 зарубежных, а также представители бизнеса, государственных органов и научного сообщества.

Главным событием первого дня конференции стала пленарная сессия, в ходе которой с докладами выступили представители Германии, Словении, Узбекистана и России. Открыл пленарное заседание Аркадий Трачук. В его докладе речь шла о целях внедрения цифровых технологий в российской промышленности. Спикер представил результаты исследования, проводившегося в Департаменте менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» коллективом исследователей.

- В ходе работы мы выделили 11 технологий, которые могут оказывать влияние на предприятия, и в которых они могут быть заинтересованы стратегически. Среди таких технологий: роботизация, аддитивные технологии, радиочастотная идентификация, блокчейн, технологии искусственного интеллекта, облачные технологии, большие данные, цифровые двойники и ряд других, - комментирует докладчик. – Также мы увидели три ключевые цели, которые формулируют для себя практически все предприятия: это повышение производительности труда или оборудования, адаптивность и скорость реагирования на изменения, и скорость вывода товаров на рынок.

Руководитель направления технологического предпринимательства и цифровизации в консультационной компании Штифтерфербанд, финансируемой Фондом Даймлера (Германия) Александр Брем говорил об искусственном интеллекте как о технологии, позволяющей управлять инновациями.

- Искусственный интеллект является и инициатором, и координатором инноваций, но в разных контекстах. Инициатор работает с молодыми компаниями с точки зрения программного обеспечения, продуктовой линейки. Координатор, в свою очередь, работает с хардверными приложениями и выходом продуктов на рынок, - отметил спикер.

По его мнению, искусственный интеллект станет самой главной технологией, которая будет способствовать развитию технологий в XXI веке.

Проблематику управления рисками во времена цифровых инноваций на примере банковской отрасли затронул начальник отдела финансов и управления рисками S-Kreditpartner GmbH, специалист по потребительскому кредитованию сберегательных касс (Германия) Йорг Гайслер.

Он отметил, что цифровая трансформация банковской отрасли началась примерно лет 10 назад и уже потребовала инвестиций в размере миллиардов евро.

- В последние годы европейский банковский рынок переживает глубокие изменения. Есть три основных драйвера этих изменений: после финансового кризиса 2007 года возросли требования регулятора к банкам, а они и ранее были вызовом для нашей отрасли. Параллельно с этим началась цифровая революция, а также появилась целая волна новых стартапов в fintech, что оказало давление на традиционных игроков, которые были вынуждены заняться цифровизацией своих бизнес-моделей, - уточнил Йорг Гайслер.

В докладе декана Факультета экономики и бизнеса (FEB) Университета Марибора и профессор e-бизнеса и управления информацией (Словения) Само Бобека речь шла о цифровой трансформации бизнес-модели.

По словам спикера, цифровая трансформация – это интеграция цифровых технологий в бизнес компании. Теория спикера основана на канве элементов бизнес-модели на структурном уровне, которые позволяют компаниям уточнять свои задачи. Эту бизнес-модель когда-то сформулировал швейцарский эксперт Александр Остервальдер, разработавший инструмент стратегического управления, или схему из 9 блоков, описывающих разные бизнес-процессы организации. Иными словами, эксперт показал пользовательский опыт в канве цифровой трансформации, включающей стоимостные модели, модели доходов, модели взаимодействия с потребителями и партнерами и далее структуру, которая получится по итогам трансформации.

Докладчик сделал вывод, что, вероятно, не существует лучшей бизнес-модели. Каждой компании необходимо планировать свои шаги, а также то, где планировать изменения и применять технологии и концепции.

О новых открытиях в сфере услуг в эпоху цифровой трансформации рассказал руководитель международного проектного офиса, доцент кафедры «Цифровая экономика и информационные технологии» Ташкентского Государственного экономического университета (Республика Узбекистан) Азизжон Бободжонов.

- На сферу услуг приходится 63% всего мирового благосостояния, в России 56% этой сферы составляет ВВП страны, то есть, очень многое зависит от этого сектора экономики, - отметил спикер. - Будущий экономический рост зависит от того, как будут развиваться услуги. А инновации услуг зависят от электронных услуг – интернета, роботов и так далее. Транзакции все больше осуществляются через технологии.

Стоит отметить, что каждый доклад вызвал большой интерес аудитории – докладчикам было адресовано множество вопросов.

После пленарного заседания в первый день конференции, 9 ноября, прошли заседания тематических секций по следующим направлениям:

• Управление изменениями и лидерство

• Стратегии бизнеса и устойчивое развитие

• Международный менеджмент и бизнес

• Теоретические вопросы управления

• Теория и практика проектного управления

• Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса

• Операционный менеджмент и управление бизнес-процессами

• Стратегический финансовый менеджмент

• Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора

• Управление крупными городами и городскими агломерациями

• Управление инвестициями в реальном секторе

• Антикризисное управление и управление непрерывностью бизнеса

• Системный анализ в менеджменте

• Управление знаниями и талантами

• Управление цифровизацией в спорте

• Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации

• Формирование инновационной стратегии в условиях четвертой промышленной революции.

В частности, в работе секции «Операционный менеджмент и управление бизнес-процессами» активно участвовали преподаватели-практики, которые на конкретных примерах раскрыли важные вопросы совершенствования конкуренции на основе продуктового подхода, управления производством в звеньях цепей поставок в условиях цифровой трансформации, проблемы снижения производительности труда предприятий, а также возможности применения геймификации в обучении.

На секции «Формирование инновационной стратегии в условиях четвертой промышленной революции» говорили о том, что внедрение новых технологий, ускорение жизненного цикла продуктов и фундаментальные изменения заставляют промышленные компании искать новые источники роста, трансформировать бизнес–модели и перестраивать конкурентные, инновационные и операционные стратегии ведения бизнеса. В этой связи, данная секция конференции послужила научной площадкой для обсуждения принципов формирования инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации, современного глобального рынка и многоуровневой конкуренции, открытых инноваций в корпоративных инновационных системах, роли человеческого капитала в «Индустрии 4.0» и других тем.

В рамках работы секции «Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации» были представлены результаты научных исследований сотрудников различных департаментов Финуниверситета, представителей ведущих российских вузов (МГИМО, РГГУ, РЭУ им Г.В. Плеханова, ВГИК им. С. А. Герасимова) и специалистов-практиков. Тематика докладов касалась наиболее актуальных вопросов цифровизации различных направлений маркетинга: нейротехнологий, построения «карт пути клиента» (CJM), ритейла, трансграничной торговли, социальных медиа, электронных средств коммуникации.

Работа секции «Антикризисное управление и управление непрерывностью бизнеса» была посвящена вопросам трансформации антикризисного управления как на уровне государства и регионов, так и на уровне отдельных субъектов рыночной экономики в условиях кризиса мировой и российской экономик, глобальной пандемии коронавируса. Как отметила модератор сессии, д.э.н., профессор Департамента менеджмента и инноваций Финуниверсита Антонина Ряховская, в условиях многолетнего экономического кризиса, в котором находится российская и международная экономики, перед специалистами по антикризисному управлению стоит множество задач, в том числе и задача своевременного предупреждения кризиса в рамках превентивного антикризисного управления, снижения его негативных последствий. Высшим уровнем квалификации специалистов по антикризисному управлению является использование факторов кризиса для развития (государства, регионов или бизнеса). В то же время решение этой задачи является многофакторным, трудным, но возможным с получением в конечном итоге положительного результата.

В заседании секции «Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса» участвовали преподаватели Финуниверситета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, представители реального сектора экономики, зарубежные коллеги. Основная проблематика секции была посвящена исследованию проблем корпоративного сектора экономики – определению современных трендов развития корпоративного управления; анализу управления интеллектуальной собственности сектора; выявлению факторов, актуализирующих востребованность практик социально ответственного поведения в условиях глобальных вызовов; определению путей устойчивого развития и интеграции ESG-критериев в российскую практику корпоративного управления.

10 ноября работа конференция «Управленческие науки в современном мире» продолжилась - состоялись заседания двух англоязычных секций конференции TEDS’21.

Докладчики секции «Цифровая экономика: новый этап трансформации и осмысления стратегии смарт-будущего» (в рамках TEDS’21) отметили, что четвертая промышленная революция только начинается, но ее первые плоды видны уже сейчас. Современные технологии присутствуют во всех сферах и становятся основой любого бизнеса. Крупнейшие корпорации постепенно трансформируются в IT-компании, чтобы эффективно решать проблемы нового времени. Использование цифровых инструментов может привести к исчезновению одних профессий и появлению других. Чтобы быть успешными, людям уже давно важно обучаться на протяжении всей жизни и понимать, как устроены новые технологии.

На второй секции TEDS’21 «Инновации и технологическое предпринимательство» результаты представленных исследований характеризовались научной и практической значимостью; а в ходе дискуссии задавались интересные вопросы и затрагивались актуальные темы.

В этот же день прошли заседания студенческих секций по следующим направлениям:

• Антикризисное управление и управление устойчивостью бизнеса

• Стратегии бизнеса и устойчивое развитие

• Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора

• Корпоративная социальная ответственность: просто о сложном

• Международный менеджмент и бизнес

• Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации

• Операционный менеджмент и управление бизнес-процессами

• Предпринимательство в России и за рубежом

• Проблемы взаимодействия бизнеса и государства в современной России

• Совершенствование проектных методов управления в государственном управлении

• Современные методы управления персоналом организации

• Стратегии выхода компаний на новые рынки

• Стратегический финансовый менеджмент и управление инвестициями

• Теория и практика проектного управления

• Управление изменениями и лидерство

• Управление инновациями в условиях четвертой промышленной революции

• Управление крупными городами и городскими агломерациями

Участники конференции отметили традиционно профессиональный уровень организации мероприятия и выразили надежду на то, что в следующем году «Управленческие науки» пройдут офлайн.



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно