Версия для печати 6068 Материалы по теме
О российском правовом регулировании инновационной сферы

Сулейман Садулаевич ГЕРЕМЕЕВ,
сенатор Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Чеченской Республики, член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Идея развития экономики Северного Кавказа через инновации, безусловно, интересная и правильная. В XXI веке, пожалуй, не найдется противников такого подхода. Конечно, важно не забыть об уже имеющихся у регионов СКФО заделах и учесть их при внедрении инновационного подхода. В частности, стоит обратить внимание на опыт Ставропольского края — лидера округа по инновационным технологиям. Проанализировать наработки вузов — Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика Миллионщикова, Дагестанского государственного технического университета и других.

При этом нельзя не признать, что с точки зрения инновационного развития Северный Кавказ сегодня, к сожалению, в целом отстает от других территорий страны. Не в последнюю очередь это связано с тем, что инновационная деятельность в России сегодня не имеет полноценного нормативного регулирования. Так, правовой основой инновационного процесса остается законодательство в области интеллектуальной собственности, а в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. В 2010 году была предпринята попытка принять единый федеральный закон об инновационной деятельности. Однако соответствующий законопроект № 344994-5, внесенный в Государственную думу депутатами пятого созыва и представленный профильным комитетом Госдумы по науке и наукоемким технологиям, был отклонен.

В настоящее время существует некоторое количество законов с более узкой сферой регулирования. Так, в отношении научных исследований как одного из видов инновационной деятельности действует Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 2 июля 2021 года). В нем дано определение таких понятий, как «инновация», «инновационный проект», «инновационная деятельность», «институт инновационного развития», «гранты», введена глава IV.1. «Государственная поддержка инновационной деятельности». Также в указанном законе определены принципы господдержки инноваций, в том числе это опережающее развитие инновационной инфраструктуры и приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности.

Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 195 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» внесены изменения в часть 2 НК РФ, и в частности предусмотрены налоговые льготы субъектам инновационной деятельности. Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 216 ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие инновационных научно-технологических центров.

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» определяет сферы, в которых может быть введен экспериментальный правовой режим. К таковым отнесены медицина, фармацевтика, проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство и ряд других сфер.

Законы об инновационной деятельности и инновационной политике были приняты во многих субъектах Российской Федерации: в Калужской области в 2002 году, в Москве в 2004 году, в Самарской области в 2005 году, в Санкт-Петербурге и в Нижегородской области в 2006 году. Впоследствии подобные законы появились в Новосибирской, Белгородской и Московской областях, в Республике Татарстан, в других субъектах. При этом наличие нормативно-правовой базы в сфере инновационной политики является одним из показателей рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, который с 2012 года составляет Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Отсутствие на федеральном уровне единого правового регулирования инновационной сферы является институциональным препятствием для развития инноваций в частности и для экономического роста страны в целом. На мой взгляд, сегодня было бы целесообразно вернуться к вопросу о разработке федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который бы стимулировал регионы России более активно заниматься проблематикой инновационного развития и предоставил им ряд необходимых правовых инструментов и механизмов для такой работы.

Поделиться