Сулейман Садулаевич ГЕРЕМЕЕВ,
сенатор Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти Чеченской Республики, член Комитета Совета Федерации по экономической политике
Идея развития экономики Северного Кавказа через инновации, безусловно, интересная и правильная. В XXI веке, пожалуй, не найдется противников такого подхода. Конечно, важно не забыть об уже имеющихся у регионов СКФО заделах и учесть их при внедрении инновационного подхода. В частности, стоит обратить внимание на опыт Ставропольского края — лидера округа по инновационным технологиям. Проанализировать наработки вузов — Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика Миллионщикова, Дагестанского государственного технического университета и других.
При этом нельзя не признать, что с точки зрения инновационного развития Северный Кавказ сегодня, к сожалению, в целом отстает от других территорий страны. Не в последнюю очередь это связано с тем, что инновационная деятельность в России сегодня не имеет полноценного нормативного регулирования. Так, правовой основой инновационного процесса остается законодательство в области интеллектуальной собственности, а в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. В 2010 году была предпринята попытка принять единый федеральный закон об инновационной деятельности. Однако соответствующий законопроект №
В настоящее время существует некоторое количество законов с более узкой сферой регулирования. Так, в отношении научных исследований как одного из видов инновационной деятельности действует Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 2 июля 2021 года). В нем дано определение таких понятий, как «инновация», «инновационный проект», «инновационная деятельность», «институт инновационного развития», «гранты», введена глава IV.1. «Государственная поддержка инновационной деятельности». Также в указанном законе определены принципы господдержки инноваций, в том числе это опережающее развитие инновационной инфраструктуры и приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности.
Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 195 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» внесены изменения в часть 2 НК РФ, и в частности предусмотрены налоговые льготы субъектам инновационной деятельности. Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 216 ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие инновационных научно-технологических центров.
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 258 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» определяет сферы, в которых может быть введен экспериментальный правовой режим. К таковым отнесены медицина, фармацевтика, проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство и ряд других сфер.
Законы об инновационной деятельности и инновационной политике были приняты во многих субъектах Российской Федерации: в Калужской области в 2002 году, в Москве в 2004 году, в Самарской области в 2005 году, в Санкт-Петербурге и в Нижегородской области в 2006 году. Впоследствии подобные законы появились в Новосибирской, Белгородской и Московской областях, в Республике Татарстан, в других субъектах. При этом наличие нормативно-правовой базы в сфере инновационной политики является одним из показателей рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, который с 2012 года составляет Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Отсутствие на федеральном уровне единого правового регулирования инновационной сферы является институциональным препятствием для развития инноваций в частности и для экономического роста страны в целом. На мой взгляд, сегодня было бы целесообразно вернуться к вопросу о разработке федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который бы стимулировал регионы России более активно заниматься проблематикой инновационного развития и предоставил им ряд необходимых правовых инструментов и механизмов для такой работы.