25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 9 сентябрь 2022 — 09 сентября 2022

Управление региональными финансами в условиях цифровой трансформации

Версия для печати 898 Материалы по теме

Взвешенные подходы к использованию современных технологий позволяют Ленинградской области сохранять многолетнее лидерство в сфере управления общественными финансами. В данной статье речь пойдет о принципах и инструментах, которые позволяют региону обеспечить эффективную автоматизацию ключевых процессов, а также о новых подходах к организации управления бюджетными средствами.

Роман Иванович Марков, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области — председатель Комитета финансов

Единая платформа бюджетно-финансовых сервисов

Правительство Ленинградской области уделяет особое внимание развитию информационных технологий, поскольку это способствует достижению нашей главной цели — обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование бюджетно-финансовой системы региона. В основу автоматизации процессов управления финансами и бюджетным процессом Ленинградской области изначально заложен принцип построения единой комплексной системы, включающей цифровые сервисы, каждый из которых работает на общую цель. В регионе создана и успешно функционирует Единая платформа бюджетно-финансовых сервисов (далее — Платформа, Экосистема), обеспечивающая цифровизацию соответствующих сегментов государственного управления.

Платформа представляет собой комплекс интегрированных информационных систем, автоматизирующих ключевые бюджетные процессы, управление закупками, государственным и муниципальным имуществом, ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также планирование капитальных вложений. Она обеспечивает взаимодействие с базовыми федеральными сервисами и региональными отраслевыми системами. Использование функциональных возможностей Экосистемы способствует достижению ключевых целей цифровизации бюджетной сферы:

  • обеспечению высокой скорости обмена данными;
  • соблюдению однократного ввода и идентичности документов во всех компонентах системы бюджетно-финансового сектора;
  • переходу на цифровое взаимодействие и электронный юридически значимый документооборот;
  • снижению доли рутинной, механической работы, сокращению временных издержек по типовым операциям;
  • обеспечению прозрачности, открытости и подотчетности финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений;
  • повышению качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.

Управление бюджетным процессом

Масштабная работа по совершенствованию информационных систем и цифровых процессов проводится в регионе на системной основе в течение нескольких лет. В настоящее время в едином информационном пространстве Экосистемы, создание и развитие которой осуществляется Комитетом финансов Ленинградской области и государственным казенным учреждением Ленинградской области «Оператор электронного правительства» совместно с БФТ-Холдингом, уже работают несколько десятков тысяч человек.

Центральным элементом Платформы является информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области» (далее — ИС УБП ЛО). ИС УБП ЛО построена на базе программных продуктов «АЦК-Финансы» и «АЦК-Планирование», которые в полном объеме функционируют с 2016 года. Современная модель ИС УБП ЛО приведена на рисунке 1.

Основными подсистемами ИС УБП ЛО являются:

  • подсистема планирования бюджета;
  • подсистема исполнения бюджета;
  • подсистема централизованного управления бюджетно-финансовой системой (обеспечивает доступ пользователей муниципальных образований);
  • подсистема информационного взаимодействия;
  • единая облачная платформа по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и оплаты труда.

Главная задача функционирования ИС УБП ЛО заключается в централизации финансовых процессов областного и муниципального уровней, включая сеть государственных и муниципальных учреждений. Такой подход дает возможность внедрить единые стандарты в работу всех участников бюджетного процесса, создать общее хранилище данных, обновляемых в режиме реального времени, и сосредоточить на уровне регионального комитета финансов комплекс первичной и отчетной информации. Тем самым существенно повышается эффективность сбора и обработки сведений, необходимых для оперативного принятия управленческих решений, создаются условия для внедрения бюджетного контроля во всех информационных пространствах и своевременного реагирования на возникающие риски.

К настоящему времени на основе ИС УБП ЛО обеспечена работа на уровне субъекта и всех муниципальных образований. Практический опыт показывает, что применение новой модели централизации бюджетного процесса — один из существенных факторов, способствующий повышению прозрачности и информационной открытости бюджетных процессов, качества финансового менеджмента и ускорению принятия управленческих решений на всех уровнях бюджетной системы.

Переход на централизованную платформу

Создание Единой централизованной информационной платформы по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета на базе облачных технологий (далее — Единая централизованная платформа учета, Централизованная платформа) стало очередным шагом на пути развития ИС УБП ЛО.

Данное решение было обусловлено целым рядом причин. Среди них — отсутствие единообразных подходов к учету, ведение бухгалтерии по своим правилам, необходимость сопровождения значительного количества программных продуктов. Следствием отсутствия возможностей для аналитики и проверки корректности представляемых сведений в режиме реального времени становились значительные трудозатраты, связанные с проведением внутреннего финансового и ведомственного контроля, а также увеличение бюджетных расходов.

Эти обстоятельства потребовали мер для повышения качества бюджетной и бухгалтерской отчетности, прозрачности и подотчетности участников бюджетного процесса, финансовой дисциплины, а также для оптимизации бюджетных расходов. С 2020 года начались работы по полномасштабному переводу органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области на Единую централизованную платформу учета.

На областном уровне реализованы меры по формированию единой учетной политики и методологии учета по отраслям, подготовлены и внедрены шаблоны учетной политики для приведения к единообразию действующих регламентов, правил и требований. В результате текущие процессы ведения бюджетной (бухгалтерской) отчетности и оплаты труда были унифицированы. Поскольку к единой платформе подключались учреждения разных отраслей и сфер деятельности, важно было учесть специфические особенности, предусмотренные законодательством для каждого из направлений. Перед подключением с учреждениями проводилась индивидуальная работа, чтобы конвертировать их бизнес-процессы в новую единую учетную систему: там, где возможно, — типизировать, а при отсутствии такой возможности — предусмотреть специализированный функционал.

Кроме того, потребовалась унификация нормативно-справочной информации (НСИ) и внедрение новых механизмов ее использования. Новая схема ведения НСИ предполагает преобразование и загрузку справочников в централизованную систему и распространение информации из одной точки по единым регламентам. Передача нормативно-справочной информации системам-потребителям осуществляется через открытый программный интерфейс (API), поэтому к системе могут быть подключены любые информационные системы региона. Реализованный функционал не только обеспечивает поддержку актуальных копий федеральных справочников для использования региональными информационными системами, но и дополняет федеральные справочники необходимыми для региональных систем реквизитами. Это дает возможность сохранить единообразие информации и осуществлять построение аналитических отчетов по сопоставимым параметрам из разных компонентов системы.

Еще одной особенностью является применение качественно нового механизма, обеспечивающего бесшовную интеграцию между компонентами ИС УБП ЛО. Речь идет об использовании такого подхода к организации юридически значимого электронного документооборота, который позволяет существенно увеличить скорость обработки документов, минимизировать ошибки пользователей и сократить объем ручного ввода. Для этих целей используется подсистема информационного взаимодействия (далее — ПИВ, подсистема), в которой организован двунаправленный поток платежных и иных документов с обеспечением их юридической значимости и идентичности. Для придания электронным документам юридической силы используются сертификаты электронных подписей пользователей. Важно, что через ПИВ системы обмениваются необходимой информацией и документами в автоматическом режиме без дополнительных действий сотрудников учреждений.

Использование Единой централизованной платформы учета позволяет повысить доступность информации о финансовой деятельности государственных учреждений. В настоящее время на ее базе осуществляется формирование и согласование плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений с последующей загрузкой на сайт Федерального казначейства, а также формирование консолидированной отчетности по плановым показателям ФХД бюджетных и автономных учреждений на областном уровне. Главные распорядители бюджетных средств могут видеть документы и данные подотчетных учреждений в режиме просмотра и чтения. Для органов исполнительной власти реализован функционал по ведению регионального перечня услуг и работ.

Доступ пользователей к техническим программным средствам, которые размещены в центре обработки данных Ленинградской области, осуществляется посредством веб-интерфейса, или тонкого клиента учетной системы. Применение облачных технологий предоставляет возможность однократного ввода документов, хранения и использования неограниченного объема данных, обеспечивает высокую скорость обмена данными и повышение эффективности взаимодействия участников. Кроме того, это позволяет исключить проблемы, возникающие при интеграции, обеспечении совместимости и безопасности.

Изначально к единой облачной платформе было подключено 14 пилотных организаций. В настоящее время на Единую централизованную платформу переведены все органы исполнительной власти Ленинградской области, включая подведомственные учреждения. Общее количество подключенных субъектов составляет около 300 (в том числе 32 органа исполнительной власти и 268 учреждений), количество одновременно работающих пользователей — более 1200 человек ежедневно.

Новые инструменты управления денежными средствами

Одним из приоритетов бюджетной политики Минфин России считает совершенствование инструментов управления свободной ликвидностью. Комитет финансов Ленинградской области размещает временно свободные денежные средства в операции РЕПО с использованием системы отбора заявок Санкт-Петербургской валютной биржи и сервисов по управлению обеспечением Национального расчетного депозитария (далее — НРД). С февраля текущего года было проведено 53 сделки на общую сумму более 59 миллиардов рублей. Единовременно в РЕПО было размещено до 5 миллиардов рублей на сроки от 1 до 21 дня.

В рамках проекта по созданию Единой централизованной платформы учета реализован механизм сложных расчетов для операций РЕПО. Региональная система управления финансами автоматически получает из сервиса НРД информацию о количестве, цене и стоимости ценных бумаг. Далее информация о размещении денежных средств под проценты, возврате средств заемщиком и переоценке обеспечения по рыночным ценам отражается в регистрах бухгалтерского учета в разрезе банков-заемщиков, регистрационных номеров сделки и кодов ценных бумаг. Это организовано с применением специализированных документов «Поступление ценных бумаг», «Выбытие ценных бумаг», «Переоценка ценных бумаг». Обеспечивается формирование отчета «Инвентаризационная опись ценных бумаг».

Особенностью функционала является его универсальность: он позволяет хранить в специализированном справочнике информацию о разных видах финансовых инструментов, автоматически рассчитывать и начислять проценты не только по сделкам РЕПО, но и по кредитным договорам и договорам размещения средств на депозитных счетах банков. Новый механизм позволяет также проводить проверку расчетов, предложенных банком, в автоматическом режиме заполнять документы о регистрации графиков исполнения и обслуживании кредитов и займов комитета финансов, а также отражать в бухгалтерском учете операции по начислению процентов (рисунок 2).

Уникальность реализованного решения заключается в полном учете специфики осуществляемых процессов, поскольку данный функционал разработан индивидуально для Ленинградской области. Его использование позволило в несколько раз сократить временные издержки на выполнение операций и построение отчетов, а также повысить эффективность управления временно свободными средствами.

Приоритеты и планы

Успешный опыт работы органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области с функционалом Экосистемы, а также требования действующего законодательства обуславливают необходимость дальнейшего развития Единой централизованной платформы учета и расширения сферы ее использования.

В первую очередь речь идет о реализации положений приказа Минфина России № 61н[1], который установил требования по обязательному использованию унифицированных форм электронных документов, применяемых при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета государственных (муниципальных) учреждений начиная с 1 января 2023 года. В наших ближайших планах — распространение электронного документооборота с обеспечением юридической значимости на все учетные процессы, расширение состава документов, обмен которых осуществляется с использованием ПИВ, создание единого хранилища электронных документов и вложений. Следующим этапом работ должно стать масштабирование апробированных технологий и сервисов по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и оплаты труда на уровень муниципальных образований Ленинградской области.

Новый шаг позволит создать единую базу первичных учетных документов и электронных регистров учета, обеспечить полный переход региона на электронный документооборот и качественно новый уровень сбора и обработки данных, а также совместимость государственных (муниципальных) информационных систем и ресурсов. Это будет способствовать внедрению наиболее эффективных процедур планирования и современных технологий исполнения бюджета и в конечном счете дальнейшему повышению качества управления общественными финансами.



[1] Приказ Минфина России от 15 апреля 2021 года № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно