25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 9 сентябрь 2022 — 09 сентября 2022

Цифровая эволюция бюджетной системы Нижегородской области

Версия для печати 614 Материалы по теме

Министерство финансов Нижегородской области к юбилейному для сектора общественных финансов России 2022 году стало лидером в сфере цифровых и финансовых технологий. Ведомство прошло путь от регионального «Электронного бюджета» до цифровой экосистемы обработки финансовых данных.

Ольга Юрьевна Сулима, министр финансов Нижегородской области

Цифровая трансформация

Основу стратегии Министерства финансов Нижегородской области в сфере цифровой трансформации сектора управления общественными финансами составляют шесть направлений: «цифровая трансформация», «реинжиниринг традиционно сложившихся процессов», «информационная безопасность», «компетенции при построении эффективных структур управления данными», «инновационность» и «технологии бережливости». В наших ближайших планах стоит задача увеличить долю бюджетных данных и процессов региона в составе государственной информационной системы управления финансами Нижегородской области до 100%, тем самым значительно повысив уровень технологичности финансовой системы региона.

Приоритетное значение в этой связи получает переориентация бюджетных процессов на использование логистических цепочек данных, наряду с отчасти радикальными изменениями для бюджетной системы в целом. Участники бюджетного процесса становятся все более требовательными, необходимо постоянно увеличивать скорость прохождения операций на ключевых системах. И мы решим эту задачу с помощью передовых технологий управления потоками данных и цифровой трансформации бюджетных процессов. Именно здесь мы видим потенциальную возможность для развития в период стремительно трансформирующегося цифрового окружения бюджетных процессов.

Последовательно реализуя стратегию цифровой эволюции бюджетной системы Нижегородской области, мы активно формируем будущее бюджетно-финансовой системы региона. Мы привлекаем участников бюджетного процесса с помощью нашего инновационного подхода к построению централизованной архитектуры систем управления бюджетным процессом и занимаем в этом сегменте лидирующие позиции в России.

Четко расставленные приоритеты концентрируют высококвалифицированную команду на целенаправленную реализацию общей концепции и идей. Мы стремимся к росту технологического развития на всех уровнях бюджетной системы и уделяем большое внимание цифровой трансформации муниципального уровня.

В ближайшие годы в регионе ожидается интенсивный технологический рост, превышающий средние по стране показатели. Соответственно, он будет сопровождаться повышением интенсивности бюджетных процессов. Цифровое взаимодействие между отраслями, создание технологических платформ и сервисов бюджетного планирования, казначейского исполнения, бухгалтерского учета, электронный формат закупочных процедур — направления, которые переживают в настоящее время усиленный рост, характеризуются интенсивным расширением количества процедур, осуществляемых без участия человека и увеличением объема электронного документооборота. Они и будут являться основными векторами развития в ближайшем будущем.

Но уже сегодня Министерством финансов Нижегородской области успешно внедрены новые принципы развития централизованной платформы управления большими объемами данных и процессов на базе государственной информационной системы управления общественными финансами региона. В результате у нас появилась возможность решать абсолютно все задачи и вызовы, поставленные перед Министерством финансов руководством региона.

Форсируя развитие сервисов и модулей единой цифровой платформы, Министерство финансов Нижегородской области в целом стимулирует процесс разработки новых идей, не ограничиваясь в поиске только Нижегородской областью. В 2019 году Минфин региона совместно с коллегами из Министерства финансов РФ, Казначейства России, Счетной палаты, а также с широким кругом экспертного сообщества разрабатывал направления развития цифровых технологий управления бюджетом в составе подгруппы «Цифровые технологии управления бюджетом» рабочей группы «Коммуникация, связь, цифровая экономика» Государственного совета РФ. В 2020 году министерство заключило соглашение о сотрудничестве по обмену опытом в рамках реализации ИТ-проектов с Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Рабочая группа провела серьезную работу по обмену опытом реализации цифровых решений в сфере бюджетного финансирования и построению цифровых систем управления. В 2021 году Нижегородская область вошла в число девяти субъектов РФ, имеющих высокий уровень цифровой зрелости. Минцифры России отметило высокие результаты региона по целому ряду направлений, включая сферу государственного управления.

Наши перспективы

Мы формируем приоритеты развития и в нашем портфеле перспективных проектов. Каждому проекту мы дали стратегическую роль исходя из глобальной перспективы развития финансовой системы Российской Федерации с корректировкой для каждого отраслевого направления финансирования и муниципального образования Нижегородской области. При этом мы всегда ориентируемся на потребности участников бюджетного процесса. Это позволяет региону рационально распределять и оперативно использовать ресурсы, а Министерству финансов с помощью цифровых инструментов вести постоянный контроль эффективности расходов бюджета. По мере достижения порога рациональности мы проводим стандартизацию бюджетных процессов и учетной политики. За счет этого, а также упрощения состава обрабатываемой информации при сохранении эффективности обработки снижается время, необходимое для выполнения данных функций и себестоимость бюджетного процесса. Управление бюджетным процессом и государственными закупками становится более эффективным. Кроме того, ускоряются процессы финансирования, сокращаются источники ошибок, а также их количество. Мы станем быстрее, надежнее и подвижнее.

Только последовательная ориентация централизованных платформ управления финансовыми данными региона на потребности участников бюджетного процесса гарантирует нам успех, поэтому в основу всех проектов и процессов в деятельности министерства положено так называемое понимание перспективы бюджетного процесса. В нем описываются перспективы бюджетного процесса, его участников и их ожидания в отношении рисков и результативности финансирования. Это позволяет оперативно находить и формулировать необходимые изменения в существующих процессах, таких как разработка системы ориентиров по реализации задач развития цифровых платформ и идей цифровой трансформации на межведомственном тематическом поле, с помощью которых можно определить потребность в перспективном развитии систем.

Будущее цифровых платформ управления общественными финансами Нижегородской области за применением технологий и алгоритмов искусственного интеллекта при оценке бюджетного планирования и управления платежными операциями региона. Это позволит значительно повысить качество и реактивность управления бюджетом в условиях быстро меняющихся требований к эффективности управления государственными финансами.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно