Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности невозможно без развития информационных систем и интеграции цифровых технологий в уже существующие бизнес-процессы. ИТ позволяют повысить прозрачность и достоверность контрольных мероприятий, сократить сроки их проведения, а также проводить оперативный контроль и мониторинг результативности и эффективности расходов государства.
Сергей Вадимович Зарубин, руководитель Управления Федерального казначейства по Нижегородской области
АС Планирование
Полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы органам Федерального казначейства в 2016 году. На переходном этапе территориальные органы Федерального казначейства продолжали использовать в работе программное обеспечение «Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (далее — АС Планирование), доставшееся в наследство от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
АС Планирование — морально устаревшая программа. Один ее из недостатков — программа устанавливалась на сервере каждого региона как самостоятельный программный продукт с разными настройками, что не позволяло централизованно работать с информацией всех регионов в совокупности. Также это приводило к невозможности консолидировать отчетность и проводить мониторинг текущей деятельности объектов контроля на основании первичных данных. В то же время "организация эффективной системы оценки рисков и управления ими предусматривает проведение анализа большого объема данных, в частности о характеристиках подконтрольных субъектов и результатах их предыдущих проверок, что принципиально невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий«[1].
Итогом работы, проведенной в
2020–2022 годах, стал новый программный продукт — модернизированная версия АСП, принципиально отличающаяся от предыдущих своими функциональными возможностями и потенциалом дальнейшего развития
Вопросы оптимизации цифровых продуктов и решений, используемых при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, требовали от Федерального казначейства оперативных решений по доработке и развитию имеющихся информационных систем. Органы Федерального казначейства располагают значительными информационными ресурсами, которые могли и должны были быть использованы ревизорами на этапах планирования контрольной деятельности, предпроверочного анализа объектов контроля до выхода на проверку, а также в ходе осуществления контрольных мероприятий и реализации их результатов.
В этой связи возникла необходимость скорейшего создания единой автоматизированной системы внутреннего государственного финансового контроля, которая включала бы весь цикл контрольной деятельности — от планирования до формирования отчетности, позволяла бы формировать необходимую информацию о каждом объекте контроля из всех имеющихся в распоряжении Федерального казначейства источников и могла бы быть адаптирована под предупреждающий контроль. Создать такую программу предполагалось в несколько этапов, и первый из них, предусматривающий централизацию, был начат в 2017 году.
АСП
Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (далее — Управление) было определено одним из пилотов для проведения опытной эксплуатации функциональных возможностей программного продукта «Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях» (далее — АСП). Этот программный продукт уже в централизованном виде был успешно внедрен в промышленную эксплуатацию 18 августа 2017 года. АСП позволила осуществлять линейные процессы ввода и согласования планов контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства и управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, заносить информацию, сведения, документы о проведении контрольных мероприятий. Кроме того, стало возможным формировать отчетность о результатах на основании первичных данных и ее дальнейшую поэтапную консолидацию на уровне Федерального казначейства в автоматизированном виде.
Внедрение АСП-М
Стандартизация контрольно-надзорной деятельности в сфере государственных финансов и необходимость внедрения риск-ориентированного подхода задали новый вектор в развитии АСП. Потребовались изменения совершенно иного, эволюционного уровня. В результате был проведен серьезный реинжиниринг бизнес-процессов взаимодействия органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» при осуществлении контрольной деятельности. В том числе были введены новые участники информационного взаимодействия, внедрен электронный документооборот на принципах юридической значимости, обеспечено формирование мониторинговой и аналитической отчетности на всех уровнях непосредственно на основе первичных данных.
Итогом работы, проведенной в
Даже пилотирование АСП-М имело свои особенности, так как по мере тестирования нового функционала происходило поэтапное внедрение отдельных функциональных блоков информационной системы в текущую деятельность. Для оптимизации процесса внедрения АСП-М была введена двухуровневая схема взаимодействия Федерального казначейства и территориальных органов, устанавливающая разделение ТОФК на группы с закреплением их за пилотными управлениями. Этот подход показал свою эффективность: доведение, сбор необходимой информации и предложений через окно пилотов позволяет просеивать информацию, решать вопросы пилотов на их уровне, выявлять и обобщать системные проблемы для передачи этой информации Федеральному казначейству. Взаимодействие Федерального казначейства и пилотов осуществляется с использованием всех современных способов общения: системы внутриведомственного электронного документооборота ППО «Ландокс», внутренней электронной почты Outlook, чатов в социальных сетях и, конечно же, старого проверенного способа — телефона.
Возможности АСП-М
В настоящее время АСП-М представляет собой совокупность компонентов, предназначенных для автоматизации контрольной деятельности органов Федерального казначейства на всех этапах жизненного цикла контрольных мероприятий (рисунок 2).
1 Компонент планирования контрольных мероприятий. Предназначен для обеспечения планирования контрольных мероприятий Федеральным казначейством и ТОФК — в частности, для их формирования, согласования и утверждения; формирования и доведения до ТОФК централизованных заданий; формирования изменений и внесения уточнений в планы.
2 Компонент исполнения контрольных мероприятий. Предназначен для учета информации и документов, формируемых в процессе подготовки к проведению контрольных мероприятий, в том числе: приказа о назначении контрольного мероприятия, сведений об объекте контроля; темы контрольного мероприятия; состава должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия; перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия. Кроме того, с его помощью учитывается информация и документы, формируемые в процессе проведения контрольного мероприятия и оформления результатов: акта по результатам контрольного мероприятия, предписаний, представлений, информации и документов по осуществлению административного производства, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и так далее.
3 Компонент формирования, сопровождения, сбора и консолидации отчетности. Предназначен для формирования регламентированной и периодической отчетности по результатам проведения контрольных мероприятий с возможностью собирать информацию по установленным формам, а также ее последующей консолидации за заданный отчетный период.
4 Компонент мониторинга проведения контрольных мероприятий и анализа данных. Предназначен для обеспечения мониторинга контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере специалистами Федерального казначейства и ТОФК, а также формирования любых срезов информации на основании структурированных (цифровых) данных системы по гибко настраиваемым алгоритмам и правилам.
Интеграция
Важно, что АСП-М интегрирована с другими информационными системами, в том числе подсистемой информационно-аналитического обеспечения «Электронного бюджета» и единой информационной системой в сфере закупок. Взаимодействие с этими системами позволяет получать, учитывать и в последующем формировать информацию для использования при применении риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольной деятельности.
Результатом интеграции также является автоматическая выгрузка информации и результатов контрольных мероприятий в ГИС «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений».
В настоящее время информационная система позволяет:
- производить обмен информацией и запросами о ее предоставлении между зарегистрированными в системе сотрудниками Федерального казначейства, ТОФК и федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России»;
- формировать, согласовывать и утверждать электронные документы, а также обеспечивать их юридическую значимость с помощью электронной подписи;
- осуществлять автоматический и ручной учет информации по штатному расписанию, графику отпусков, графику командировок, данных о временной нетрудоспособности и прочей информации о доступности специалистов, участвующих в контрольных мероприятиях;
- автоматически определять уровень нагрузки на ревизоров и структурные подразделения;
- проводить сквозной анализ на всех этапах контроля в финансово-бюджетной сфере: от этапа планирования до этапа сбора отчетности, подготовки, проведения, экспертного сопровождения, контроля содержания отчетов, в том числе автоматического контроля по заданным параметрам и контрольным соотношениям.
Продолжение следует
При всех достигнутых результатах работа над развитием АСП-М не закончена. Ближайшие планы по доработке системы предусматривают обеспечение автоматической выгрузки информации в рамках контрольных мероприятий в ЕИС, а также информационное обеспечение и цифровизацию бизнес-процессов по деятельности контрольных комиссий Федерального казначейства и ТОФК. АСП-М — это живой продукт, развивающийся с учетом новых задач организм.
[1] Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 года №