№ 9 сентябрь 2022 — 09 сентября 2022

Коллаборация соцзаказа и инициативного бюджетирования

Версия для печати 589 Материалы по теме
Коллаборация соцзаказа и инициативного бюджетирования

Республика Башкортостан активно участвует в проекте «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» и в пилотном проекте в рамках Закона № 189‑ФЗ о социальном заказе. Наработанная практика позволила задуматься об интеграции механизмов соцзаказа и инициативного бюджетирования.

Лира Закуановна Игтисамова, заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министр финансов Республики Башкортостан

В 2014 году Башкортостан вошел в число пилотных регионов по внедрению на территории республики программы поддержки местных инициатив (ППМИ). Это стало толчком для активного развития инициативного бюджетирования у нас в регионе.

За восемь лет реализации ППМИ мы прошли значительный путь. Так, количество подаваемых на конкурсный отбор заявок увеличилось с 116 в 2014 году до 1085 в 2021 году. В текущем году на конкурсный отбор было подано уже 1143 заявки. Всего реализовано более 3,5 тысячи проектов развития общественной инфраструктуры. Общий объем субсидий муниципальным бюджетам из бюджета республики составил почти 2,4 миллиарда рублей. Привлечено более 1 миллиарда рублей софинансирования из других источников. Так, вклад бюджетов муниципальных образований оценивается в 502,1 миллиона рублей, участие населения — в 361,9 миллиона рублей и спонсоров — 308,6 миллиона рублей. Доля благополучателей от общего количества граждан, проживающих в регионе, достигла 62,3%, или около 2,5 миллиона жителей. На 2022 год в бюджете Республики Башкортостан на реализацию ППМИ предусмотрено 500 миллионов рублей.

500 млн руб. на реализацию ППМИ предусмотрено в бюджете Республики Башкортостан в 2022 году

Все эти годы мы ведем работу по расширению практик инициативного бюджетирования. Сейчас, помимо ППМИ, в Башкортостане внедрено еще шесть моделей инициативного бюджетирования.

«Реальные дела»

Программа «Реальные дела» успешно реализуется в республике с 2015 года. Ее инициировало региональное отделение партии «Единая Россия». Под эгидой программы реализуются проекты по обращениям избирателей, адресованным сенаторам РФ от Башкортостана, депутатам Государственной думы, избранным в республике, и депутатам Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан. Программа предполагает совместное решение актуальных проблем сельских поселений, районов и городов региона путем отбора инициатив граждан и привлечения дополнительных ресурсов. За 2015–2021 годы осуществлено почти 7 тысяч проектов, годовой объем финансирования в виде субсидии из бюджета республики — 225 миллионов рублей.

«Башкирские дворики»

С 2017 года параллельно с реализуемым на федеральном уровне приоритетным проектом «Формирование комфортной городской среды» в республике реализуется собственная программа по комплексному благоустройству придомовых территорий с участием граждан — проект «Башкирские дворики». В качестве пилотной территории в 2017 году была выбрана столица республики — городской округ город Уфа. С 2018 года проект распространен на территории других муниципальных районов и городских округов.

С 2014 по 2021 год в Республике Башкортостан на реализацию более 12 тыс. проектов инициативного бюджетирования направлено 10,8 млрд руб., в том числе 8,8 млрд руб. — средства бюджета республики, 1,1 млрд руб. — местных бюджетов и 0,9 млрд руб. — внебюджетных источников.

Отбор дворовых территорий для участия в проекте осуществляется через конкурсный отбор. Одним из основных требований к проектам является соблюдение комплексного подхода к проведению работ по благоустройству с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. За 2017–2021 годы реализовано более 1,2 тысячи проектов, на которые было выделено из бюджета республики 4,5 миллиарда рублей. На текущий год в бюджете на реализацию проекта «Башкирские дворики» предусмотрен 1 миллиард рублей.

Доходогенерирующие проекты в сельском хозяйстве

Этот инструмент предусматривает предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным гражданами, имеющими личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянским (фермерским) хозяйствам, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории республики. Государственная поддержка в виде гранта может составлять до 3 миллионов рублей на один кооператив, но не более 91% от стоимости доходогенерирующего проекта (без учета НДС и транспортных расходов).

Грант предоставляется на приобретение оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения, оказание услуг по пусконаладке указанного оборудования, техники и т. д.

«Наше село»

Проект «Наше село» инициировали муниципальные образования, пожелавшие самостоятельно реализовывать проекты, не прошедшие конкурсный отбор на республиканском уровне в рамках ППМИ. Специфика проекта заключается в том, что муниципалитет самостоятельно определяет конкретные параметры конкурса: типологию проектов, количество участников (подаваемых заявок) от сельского поселения, требования к конкурсным документам, балльную шкалу оценки, источники финансирования и другие. Проект реализуется без участия средств регионального бюджета.

Инициативы школьников и развитие предуниверсариев

В конце 2021 года в соответствии с указом главы Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года № УГ-473[1] запущено два новых проекта инициативного бюджетирования. Первый — проекты, основанные на инициативах школьников. Второй — проекты по развитию сети предуниверсариев в муниципальных образованиях Башкортостана. На 2022–2024 годы на реализацию названных проектов в республиканском бюджете заложено по 40 миллионов рублей ежегодно. В том числе 10 миллионов рублей на развитие пяти предуниверсариев и 30 миллионов — на реализацию не менее 60 проектов, основанных на инициативах школьников и молодежи.

За годы работы по развитию ППМИ мы видим значительные экономические и социальные эффекты от реализации проектов инициативного бюджетирования:

  • объекты выбирают граждане, а значит, повышаются эксплуатационные характеристики объектов;
  • растет доверие населения к органам местного самоуправления;
  • снижаются стоимости проектов, повышается эффективность расходования бюджетных средств;
  • вовлекаются представители бизнес-сообщества;
  • у участников появляются новые компетенции и повышаются имеющиеся в области управления проектами;
  • в проекты привлекаются внебюджетные источники финансирования, что влияет на активацию внутренней инвестиционной деятельности в республике.

На наш взгляд, опыт реализации проектов инициативного бюджетирования станет хорошей базой для активного внедрения механизмов предоставления государственных услуг в рамках государственного социального заказа. Более того, в текущем году уже сложилось интересное сочетание использования объекта, созданного в рамках ППМИ, для оказания услуг в рамках социального заказа.

Соцзаказ, инициативное бюджетирование и спорт

Министерство спорта Республики Башкортостан провело конкурс на предоставление субсидии из бюджета республики на выполнение государственного социального заказа на оказание услуг по спортивной подготовке по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Всего в 2022 году в рамках соцзаказа предоставляются услуги 1407 юношам и девушкам, а сумма средств, запланированная для распределения, составляет 49,8 миллиона рублей.

Самыми популярными видами спорта у жителей Республики Башкортостан являются: плавание, фигурное катание на коньках, футбол, художественная гимнастика, баскетбол, теннис, шахматы, спортивная борьба.

Но, пожалуй, самый динамично развивающийся и экономически эффективный игровой вид спорта у нас в республике — это баскетбол, в который играют в школьных и университетских спортивных залах с сентября по май. В весенне-осенний период в баскетбол 3×3 играют на открытых уличных площадках. Особый интерес к нему возрос после того, как мужская и женская национальные сборные России завоевали серебряные олимпийские медали на прошедшей Олимпиаде в Токио в 2021 году.

Работа по развитию баскетбола у нас выстроена по системе от массовости к мастерству: школьные лиги — детско-юношеский баскетбол — Ассоциация студенческого баскетбола — команда мастеров. В Башкортостане действуют 59 отделений по баскетболу в физкультурно-спортивных организациях, где работают 183 тренера и занимаются 5928 детей. Всего баскетболом на любительском и профессиональном уровнях систематически занимаются более 58,6 тысячи человек. Стоит отметить, что этот вид спорта по массовости уступает лишь волейболу и футболу.

В конкурсе на предоставление социального заказа по баскетболу в этом году победили две организации. Количество детей, получающих услугу, на сегодняшний день 350. Открыто 24 группы численностью до 15 человек каждая. Базовый норматив затрат на оказание государственных и муниципальных услуг по спортивной подготовке на одного занимающегося — 32 425,85 рубля на одного человека в год (2702,15 рубля в месяц).

Теперь вернемся к программе ППМИ. На конкурсный отбор 2022 года, параметры финансового участия в котором показаны на рисунке, жители одного из домов города Уфы представили проект по строительству стритбольной площадки. Проект прошел конкурсный отбор и получил субсидию из бюджета республики — 1 миллион рублей. Стоимость площадки — 1,35 миллиона рублей. Остальную часть денег выделил бюджет городского округа город Уфа, собрали жители дома (по информации инициативной группы, вклад населения — 900 рублей с квартиры) и привлекли спонсора.

На площадке с мая по сентябрь тренеры проводят спортивную подготовку по баскетболу в рамках социального заказа. Жители микрорайона, принявшие участие в ППМИ, в приоритетном порядке зачисляются в ближайшую секцию по баскетболу, работающую по реализации социального заказа, а также могут получить услугу для детей в возрасте от 8 до 11 лет. В нашем случае секция баскетбола расположена практически в соседнем доме, что очень удобно.

Экономический эффект для жителей очевиден: семья, вложив в проект инициативного бюджетирования 900 рублей, получает возможность отправить детей в баскетбольную секцию по начальной подготовке бесплатно. Базовый норматив затрат на оказание услуг по спортивной подготовке на одного занимающегося в год, как было сказано выше, более 32 тысяч рублей. За четыре года начальной спортивной подготовки услуг будет оказано на сумму 129 703,4 рубля.

Выбор: школа или ЖЭУ?

Конечно, мы еще в самом начале такого интересного эксперимента, и нам предстоит решить целый ряд задач. Например, кто в дальнейшем будет содержать площадку, ее необходимо ремонтировать и т. д. У нас есть два варианта решения вопроса: передать площадку на баланс ближайшей школе или ЖЭУ. Плюсы передачи площадки на баланс ближайшей школы:

  • услуги по социальному заказу будут оказываться с октября по апрель в спортивном зале, а с мая по сентябрь — на уличной площадке. Договор аренды спортивного зала школы заключается с января по декабрь;
  • дальнейшее содержание площадки силами штатных работников школы (уборка, текущий ремонт, охрана и т. д.);
  • школа может проводить на базе площадки внеклассные мероприятия, занятия по физкультуре;
  • возможность заключения договора и выполнения требования по организации работы по спортивной подготовке[2].

Если площадка будет передана на баланс ЖЭУ, то услуги по социальному заказу будут оказываться с мая по сентябрь на уличной площадке. Для занятий в зимние месяцы со школой необходимо заключать отдельный договор о проведении занятий в спортивном зале. Кроме того, школа не может проводить на базе площадки внеклассные мероприятия без отдельного согласования. И наконец, возможно, ЖЭУ не пожелает взять на баланс площадку, ведь ее надо содержать (уборка, текущий ремонт, охрана и т. д.) за счет прибыли ЖЭУ.

Наши выводы и предложения

Опыт коллаборации социального заказа и инициативного бюджетирования можно масштабировать на другие игровые и массовые виды спорта (футбол, волейбол и т. д.). В связи с этим целесообразно разработать макет типовых площадок для использования в рамках инициативного бюджетирования и разместить их в открытых источниках.

Организациям, победившим в конкурсе на предоставление субсидии на выполнение государственного социального заказа на оказание услуг по спортивной подготовке, рекомендуется в приоритетном порядке выстраивать работу с активными гражданами, реализующими проекты инициативного бюджетирования.

В соответствии со стандартами спортивной подготовки, утвержденными Министерством спорта РФ, услуги по спортивной подготовке по баскетболу для групп начальной подготовки оказываются на протяжении четырех лет (8–11 лет). Поэтому важно, чтобы соцзаказ на услугу не ограничивался одним календарным и финансовым годом. В связи с этим в положении о конкурсе на предоставление субсидии на выполнение соцзаказа на оказание услуг по спортивной подготовке необходимо как вариант предусмотреть дополнительные баллы организациям, имеющим опыт в выполнении соцзаказа. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность проведения конкурса на предоставление субсидии из бюджета субъекта на выполнение государственного социального заказа на оказание услуг по спортивной подготовке в течение трех лет.

Это только один вариант взаимодействия двух практик — инициативного бюджетирования и государственного социального заказа. Мы видим многообразие путей дальнейшего развития и предлагаем подискутировать на эту тему.



[1] «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов инициативного бюджетирования, основанных на инициативах школьников, и по развитию сети предуниверсариев в муниципальных образованиях Республики Башкортостан».

[2] Требования к материально-техническим условиям спортивной подготовки предусматривают наличие тренировочного спортивного зала; тренажерного зала; раздевалок, душевых; оборудованного медицинского пункта и т. д.

Поделиться