25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 9 сентябрь 2022 — 09 сентября 2022

Социальный заказ в сфере занятости: опыт регионов

Версия для печати 503 Материалы по теме
Социальный заказ в сфере занятости: опыт регионов

Практика регионов — пилотов по использованию инструментов социального заказа в рамках Закона № 189‑ФЗ при предоставлении услуг органами службы занятости населения стала предметом обсуждения на отраслевой сессии «Занятость населения», прошедшей в рамках Всероссийского семинара-совещания в городе Уфе[1].

В условиях повышенного риска увольнения работников предприятий, на деятельность которых повлияли санкции, службам занятости отводится особая роль. На вооружении служб есть различные механизмы помощи работодателям в обеспечении занятости работников. В марте текущего года Минтруд России утвердил методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда[2]. Так, службам рекомендовано осуществлять взаимодействие с работодателями, имеющими риск высвобождения работников, и с работодателями, испытывающими потребность в рабочей силе, оказывать комплексную помощь при необходимости трудоустройства уволенных граждан в другие организации и т. д.

Вместе с тем участники сессии сошлись во мнении, что в режиме санкций использование механизма соцзаказа при предоставлении услуг органами службы занятости было бы весьма полезным. Поэтому очень важно понять все нюансы механизма соцзаказа при предоставлении услуг в сфере занятости, выявить его сильные стороны и учесть все недочеты.

Апробация социального заказа в названной сфере осуществляется в рамках пилотного проекта Минтруда России. В нем участвуют 12 субъектов РФ. Наиболее интересная и положительная практика наработана в Новосибирской и Тюменской областях.

Опыт Новосибирской области

В Новосибирской области в рамках социального заказа оказывается услуга по организации сопровождения при трудоустройстве инвалидов. Как подчеркнул С. А. Нелюбов, заместитель губернатора Новосибирской области, такой выбор был обусловлен рядом факторов. Так, несмотря на повышение роли службы занятости и форматирование ее деятельности, которая наблюдается в последнее время, услуга по сопровождению инвалидов при трудоустройстве была достаточно лаконичной. Это во многом объяснялось отсутствием до марта текущего года стандарта[3] услуги. Проведенный экспресс-опрос, в том числе через организации ветеранов-инвалидов, показал востребованность данной услуги гражданами с нарушением здоровья. Ну, и наконец, в Новосибирской области сформировалось очень мощное сообщество социально ориентированных некоммерческих организаций. Они выразили желание участвовать в предоставлении данной услуги и показали возможности, свой опыт.

1 На первом этапе внедрения механизма соцзаказа в сферу занятости населения была разработана вся необходимая нормативно-правовая база, включая стандарт по предоставлению услуги. Поскольку на тот момент федеральный стандарт еще не был принят, поэтому, как подчеркнул Нелюбов, очень важно было определить содержание и результат оказания услуги. Данный вопрос прорабатывался с учетом экспертного мнения некоммерческих организаций, потенциальных работодателей и, конечно же, заявителей — тех, кто непосредственно получает эту услугу. В итоге услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в Новосибирской области включает в себя ряд мероприятий — начиная с индивидуального карьерного сопровождения людей с инвалидностью, включая психологическую поддержку, сопровождение при прохождении собеседования с работодателем, консультирование работодателя по организации рабочего места и т. д.

2 На следующем этапе был сформирован реестр исполнителей услуг, в который на сегодняшний день внесено 39 организаций. Из этого числа пока 32 центра занятости и только семь — социально ориентированные некоммерческие организации. Но, что очень важно, из семи шесть СОНКО включены в федеральный реестр.

3 Третий этап был посвящен расчету нормативов затрат. Как подчеркнул замгубернатора, возникли сложности с его расчетом и детализацией объема услуг. Данный вопрос обсуждался с некоммерческими организациями. На сегодняшний день сертификат на получение услуги по сопровождению при трудоустройстве инвалидов оценивается в 20 тысяч рублей.

Получить услугу заявитель может непосредственно в центре занятости населения либо в некоммерческой организации, внесенной в реестр исполнителей услуг. В текущем году 14 человек с инвалидностью выбрали центры занятости и 8 — решили получать услугу в СОНКО.

По словам Нелюбова, при апробации соцзаказа в сфере занятости населения возникли вопросы, требующие оперативного решения. К таковым относится отсутствие единой площадки для взаимодействия всех участников процесса. На сегодняшний день взаимодействие с поставщиками услуги осуществляется на двух ресурсах: в региональной информационной программе и на единой информационной платформе «Работа в России», такая разрозненность создает определенные барьеры. Также есть вопросы по сроку действия социального сертификата. Возникают различные форс-мажорные обстоятельства (болезнь, необходимость пройти обучение, повышение компетенции), при которых человек не успевает воспользоваться услугой, поэтому срок действия сертификата необходимо увеличить.

Опыт Тюменской области

Внедрение соцзаказа в Тюменской области, как и в Новосибирской области, осуществлялось поэтапно. Как рассказал А. А. Сидоров, директор Департамента труда и занятости Тюменской области, сначала правительство региона утвердило форму, структуру социальных заказов, установило правила формирования, утверждения, контроля за их исполнением. Была создана региональная рабочая группа по формированию социального заказа, в которую вошли не только представители органов власти, но и общественных организаций, «Опоры России», которые активно участвуют и в выработке механизмов социального заказа, и в работе с предпринимателями в плане информационного сопровождения.

Далее утвержден перечень услуг, в отношении которых в период 2021–2024 годов осуществляется апробация конкурентного способа выбора исполнителя госуслуг. В сфере занятости населения такой услугой является обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Чтобы получить данную услугу, женщина должна встать на учет в органы службы занятости населения. Затем обратиться за получением сертификата на обучение в Департамент труда и занятости Тюменской области. После определенной проверки заявительница получает сертификат номиналом 20 тысяч. Социальный сертификат выдается в электронном виде, соответственно, и все взаимодействие с заявителем также осуществляется в удобном онлайн-формате. Обладательница сертификата до конца года может обратиться в любую образовательную организацию, включенную в реестр исполнителей услуг, и пройти обучение. В случае если стоимость обучения превышает стоимость сертификата, заявительница вправе самостоятельно оплатить разницу. Исполнители услуг предлагают программы обучения, стоимость которых очень разная — от 3 до 190 тысяч рублей.

В реестр исполнителей услуг в Тюменской области сегодня включены 22 образовательные организации, 19 из них негосударственные. Очевидно, что соцзаказ позволил расширить доступ негосударственных некоммерческих организаций к данной сфере.

В прошлом году, по словам директора департамента, было выдано 19 социальных сертификатов. Обладательницы сертификата прошли обучение по таким востребованным направлениям, как SМM-менеджер, младший воспитатель, специалист по закупкам и т. д. При этом цели обучения были разные: кому-то новые знания и навыки были необходимы для дальнейшей трудовой деятельности после выхода из отпуска по уходу за ребенком на текущее место работы, а кто-то запланировал сменить сферу трудовой деятельности, кто-то собирался использовать полученные знания для собственного дела либо для дополнительного заработка.

В текущем году плановый показатель уже выполнен — выдано 50 социальных сертификатов, более 28 женщин уже прошли обучение в семи образовательных организациях. В ходе опросов фокус-групп обладательницы сертификатов назвали большим плюсом возможность самостоятельного выбора образовательной организации и направления обучения. И такой подход к порядку оказания услуг вызвал активный интерес со стороны потребителей услуг. Ведь выбрать образовательную организацию можно и с учетом территориальной ориентированности, отзывов о качестве обучения и т. д.

Данный проект в области признан успешным, и сегодня Департамент труда и занятости Тюменской области рассматривает другие направления работы и другие виды услуг, которые можно переводить на госзаказ.

О. В. ИЗУТОВА



[1] Подробнее об этом мероприятии читайте в журнале Бюджет № 8, 2022.

[2] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 марта 2022 года № 157.

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2022 года № 174н.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно