25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 619 Материалы по теме
Негосударственный сектор — источник социнноваций

С 2016 года руководство Сургутского района активно реализует политику привлечения негосударственного сектора на рынок муниципальных социальных услуг. О становлении и развитии данного направления, полученных результатах журналу «Бюджет» рассказала Татьяна Николаевна Османкина, заместитель главы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

— Татьяна Николаевна, все шесть лет работы с негосударственными (немуниципальными) организациями Сургутский район демонстрирует высокие результаты по привлечению их к предоставлению услуг (работ) в социальной сфере. Очевидно, что такому успеху предшествовала большая подготовительная работа. Расскажите об этом этапе.

— Действительно, на уровне муниципального образования мы провели масштабную подготовительную работу. В первую очередь были разработаны стандарты предоставления услуг, порядки определения стоимости (тарифов) на услуги, передаваемые негосударственным организациям, и подушевые нормативы финансирования социальных услуг. Были разработаны и утверждены ведомственные планы мероприятий по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), к предоставлению услуг в социальной сфере. Сформирован единый реестр поставщиков услуг в сфере образования, в том числе негосударственных организаций.

Сургутский район по итогам 2021 года занял третье место в рейтинге муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (среди муниципальных районов) по результатам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства.

Для координации деятельности по обеспечению доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих), в том числе СОНКО, к предоставлению услуг в социальной сфере создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель главы Сургутского района. Членами рабочей группы являются руководители отраслевых (функциональных) органов администрации района.

Также были разработаны муниципальные механизмы для передачи услуг. В их число входит имущественная поддержка негосударственного сектора — льготное или безвозмездное получение помещений. Здесь стоит подчеркнуть, что Сургутский район является абсолютным лидером в округе по итогам 2021 года по предоставлению помещений во владение (пользование) социальным предпринимателям. Всего им было передано 1462,7 квадратного метра. Необходимо отметить, что в июне 2020 года установлена льготная ставка арендной платы для СОНКО в размере 1 рубля в месяц за один объект муниципального имущества.

Наряду с недвижимым имуществом в Сургутском районе передается в аренду социальным предпринимателям и движимое имущество. Например, двум некоммерческим организациям, занятым в сфере патриотического воспитания молодежи, и осуществляющим помощь инвалидам, передано в аренду три автотранспортных средства.

— Каковы механизмы финансирования услуг социальной сферы, переданных негосударственным организациям?

— У нас внедрены три механизма финансирования. В первую очередь привычный всем формат — предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение и финансовое обеспечение затрат за оказанные услуги. Мы предоставляем субсидию на возмещение затрат по получению дошкольного образования в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования. Также у нас есть субсидия на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования; субсидии на финансовое обеспечение затрат на организацию функционирования лагеря с дневным пребыванием детей.

Кроме того, предоставляем субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на организацию и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий и т. д.

Во-вторых, передача услуг в социальной сфере осуществляется через конкурентные процедуры, участвовать в которых имеют право негосударственные (немуниципальные) поставщики услуг. Ну и третий механизм — персонифицированное финансирование — предоставление получателям финансово обеспеченных сертификатов на получение услуги в рамках дополнительных общеразвивающих программ.

По итогам 2021 года негосударственным организациям, в том числе СОНКО, на оказание услуг (выполнение работ) в сфере образования из бюджета передано 412,5 миллиона рублей. В рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования было выдано 1064 сертификата. Это означает что именно столько детей освоили программу дополнительного образования в некоммерческих негосударственных (немуниципальных) организациях. СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере спорта, предоставлено из бюджета района 17,4 миллиона рублей, в сфере культуры — 1,2 миллиона рублей.

— Время и практика показали, что социально ориентированные некоммерческие организации и социальное предпринимательство — эффективные поставщики социально значимых услуг, которые способны оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы. Однако в самом начале пути готов ли был этот сектор к сотрудничеству с муниципальной властью?

— Конечно же готов, но для успешной совместной работы все-таки потребовалась методическая, консультационная и информационная поддержка негосударственных организаций. В этих целях было создано муниципальное автономное учреждение «Ресурсный информационный центр Сургутского района». Сотрудники МАУ «РИЦ» оказывают содействие в социальном проектировании, в повышении качества социальных проектов участников грантовых конкурсов различных уровней, оказывают методическую, консультационную и информационную поддержку в форме семинаров, совещаний для руководителей, работников, добровольцев негосударственных организаций. Все это способствует повышению квалификации сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций, внедрению новых и эффективных практик деятельности.

— Первые шаги по передаче социальных услуг немуниципальному сектору были сделаны в какой сфере?

— В июле 2016 года в поселке Солнечный стартовал пилотный проект «Билдинг-сад», активным участником и надежным социальным партнером которого стало ООО Центр развития «Золотой ключик» под руководством М. Р. Башаевой. Опытный педагог смогла грамотно и профессионально выстроить предметно-развивающую среду для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, включая детей с ограниченными возможностями, подобрать профессиональных педагогов.

Вслед за «Золотым ключиком» был организован еще один частный детский сад в селе Белый Яр. На сегодняшний день эти учреждения посещают 100 детей. Немуниципальные детские сады помогают нам решать задачу доступности дошкольного образования для детей раннего возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, наличие конкуренции на рынке дошкольного образования способствует повышению качества услуг как в муниципальных организациях, так и в негосударственном секторе.

В 2018 году мы продолжили расширять опыт взаимодействия Администрации Сургутского района с некоммерческими организациями. Департамент образования и молодежной политики района стал пилотной площадкой округа в сфере образования для внедрения лучших практик поддержки негосударственных организаций, в том числе СОНКО, социальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере организации отдыха детей и молодежи. В районе отсутствовали стационарные лагеря, а востребованность такого вида отдыха была очень высокой. Уже в 2018 году в реестр организаций, осуществляющих деятельность по организации отдыха и оздоровлению детей на территории Сургутского района вошли две организации: АНО ДО «Агентство инновационных решений в сфере социокультурной детальности „Среда развития“» и ООО «Английский клуб». Названные исполнители услуг организовали отдых для порядка 399 школьников района.

В этом же году пилотной площадкой стала отрасль физической культуры и спорта. Доступ негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг (работ) в социальной сфере начали с передачи услуг по организации и проведению спортивно-оздоровительной работы и развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения.

Расширение масштаба деятельности негосударственных организаций, в том числе СОНКО, оказывающих услуги в социальной сфере, — это межотраслевая задача, которая решается в Сургутском районе комплексно, с привлечением широкого круга представителей общественности, бизнеса, научного сообщества, органов власти

Для развития конкуренции в сфере физической культуры и спорта в 2019 году некоммерческому сектору была передана работа по организации и проведению официальных спортивных мероприятий и предусмотрена возможность получателям субсидии приобретать спортивные оборудование, товары, инвентарь и экипировку.

Программа субсидирования некоммерческих организаций показала свою эффективность и востребованность. В 2018 году услуги в сфере спорта в нашем районе предоставляла одна НКО, а уже в 2021 году их количество выросло до 14.

— А в отношении других отраслей реестр поставщиков социальных услуг также пополнился?

— Безусловно, благодаря всем механизмам поддержки сфера социальных услуг становится более интересной для некоммерческого сектора. На сегодняшний день в перечень негосударственных организаций — потенциальных поставщиков услуг в социальной сфере включено 59 юридических лиц, а всего реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки включает 113 организаций. Только в сфере образования услуги переданы 18 поставщикам, услуги по организации отдыха детей и молодежи оказывают четыре учреждения, реализацию дополнительных общеразвивающих программ осуществляют семь организаций.

— Какое количество услуг сегодня оказывает немуниципальный сектор?

— В перечень передаваемых услуг на исполнение немуниципальным организациям (коммерческим, некоммерческим) сегодня включено 16 позиций. Это организация отдыха детей в этнической среде, организация и проведение районных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализация дополнительных общеразвивающих программ и общеобразовательных программ дошкольного образования и т. д. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте муниципалитета.

Возросшее число поставщиков, разнообразие переданных им услуг говорят, с одной стороны, о востребованности данных услуг у населения, с другой — у потенциальных поставщиков. В целом это свидетельство того, что все наши социальные партнеры оперативно и своевременно реагируют на потребности социальной сферы.

— Какой объем бюджетных средств ежегодно передается негосударственному некоммерческому (немуниципальному) сектору?

— По итогам 2021 года Сургутский район стал абсолютным лидером (среди муниципальных районов) в округе по доле средств, выделенных негосударственным (немуниципальным) организациям, в том числе СОНКО, на предоставление услуг (работ) от общего объема средств бюджета муниципального образования, — 13,86 процента. Сургутский муниципальный район единственный муниципалитет в округе, который достиг целевого ориентира, определенного Президентом РФ (10 процентов). Также мы лидируем и по доле ассигнований бюджета, направленных на формирование инфраструктуры поддержки СОНКО и социальных предпринимателей, включая ресурсные центры СОНКО, добровольческие центры. Эта доля составляет 0,4 процента от общего объема бюджета района. Высокая доля ассигнований обусловлена тем, что финансовые средства выделяются не только на образовательные услуги, информационную поддержку, но и на полное содержание ресурсного центра, включая заработную плату сотрудников.

— Как контролируется расход данных средств?

— Финансовый контроль за целевым использованием субсидий, выделяемых негосударственным (немуниципальным) организациям, осуществляет ведомственный орган муниципального образования, предоставляющий субсидию, и органы муниципального финансового контроля. В 2021 году управление внутреннего муниципального финансового контроля провело проверки в части предоставления субсидий частным садам. Нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий не выявлены.

— Какие проблемы помогло решить вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства в оказание услуг?

— Привлечение СОНКО и социальных предпринимателей к оказанию социальных услуг, на наш взгляд, повышает эффективность функционирования социальной сферы в целом. Только за последний год у нас сократилась очередь в детские сады среди детей до трех лет с 1004 до 610 человек, а для детей в возрасте старше трех лет очереди вообще нет. Мы решили вопрос по своевременному оказанию адресной помощи по психолого-педагогическому консультированию всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, законных представителей, педагогических работников), по ранней диагностике отклонений в развитии и оказанию коррекционных мероприятий по возможной компенсации проблем в детском развитии.

Экономически обоснованная передача услуг негосударственным организациям позволяет муниципальным властям увеличить объем услуг, обеспечить их адресность, создать дополнительные рабочие места

Увеличился охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием для достижения показателя федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Увеличилось число граждан в возрасте от 3 до 79 лет, занимающихся физической культурой и спортом в некоммерческом секторе. Для сравнения: в 2018 году некоммерческий сектор оказывал услуги в сфере спорта 45 гражданам, в 2021 году охват граждан составил 1146 человек. Благодаря социальным партнерам решается проблема приобщения к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой граждан старшего поколения и т. д.

— Какой вывод можно сделать на основе имеющегося опыта о качестве услуг?

— Общественные организации и СОНКО объединяют в районе самую активную и финансово образованную часть населения. Они способны не только профессионально участвовать в решении муниципальных проблем, выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение проблем, но и оказывать качественные социальные услуги населению.

Негосударственный сектор — это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно негосударственными организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (например, конкурсы социальных и образовательных проектов и другое). Формирование здоровой конкурентной среды с участием негосударственного (немуниципального) сектора способствует росту качества предоставления услуг муниципальными организациями, что повышает уровень удовлетворенности населения в целом услугами, предоставляемыми в социальной сфере.

Таким образом, негосударственный сектор, наряду с муниципальными учреждениями, вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного финансового климата, стабильности экономического развития района.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно