Версия для печати 916 Материалы по теме
Минимальный бюджет — гарантия стабильности

В ходе исполнения бюджета главные распорядители бюджетных средств муниципального района имеют право вносить изменения в сводную бюджетную роспись путем перераспределения денежных средств между направлениями расходов в пределах общего объема бюджетных ассигнований программной (непрограммной) статьи кода целевой статьи расходов, а также между видами расходов. То есть они могут уменьшать бюджетные ассигнования, предусмотренные, например, на заработную плату, начисления на заработную плату, коммунальные расходы, и увеличивать другие статьи расходов. Стоит подчеркнуть, что ГРБС активно пользовались такой возможностью. Это зачастую приводило к тому, что к концу финансового года бюджетных ассигнований по этим статьям расходов оказывалось недостаточно, и ГРБС приходилось изыскивать дополнительные средства для исполнения обязательств и недопущения кредиторской задолженности.

Наталья Евгеньевна Лепская, заведующая финансовым отделом Администрации Бугурусланского района Оренбургской области

Чтобы положить конец такой не очень эффективной практике, Министерство финансов Оренбургской области разработало и с 2017 года внедрило механизм составления проектировок основных параметров минимального бюджета муниципального образования на очередной финансовый год.

Новая практика

Минимальный бюджет — это расходы, которые необходимо оплачивать постоянно и которые практически не изменяются в очередном финансовом году. К таким расходам относятся расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, оплата коммунальных услуг.

Минимальные параметры мы просчитываем в июле — августе текущего года и учитываем в бюджете на очередной финансовый год в согласованных объемах. Основные показатели согласовываются с профильными управлениями областного Минфина как по доходам, так и по расходам. При определении собственных доходов просчитываем налоговые и неналоговые доходы без дополнительного норматива по НДФЛ и доходов по акцизам на нефтепродукты, учитывая при этом изменения федерального и регионального законодательства.

Минимальный бюджет — это расходы, которые необходимо оплачивать постоянно и которые практически не изменяются в очередном финансовом году. Это расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, оплата коммунальных услуг.

Расходы на заработную плату, начисления на заработную плату рассчитываем определенным образом по следующим категориям работников.

1 Объем средств на оплату труда с начислениями муниципальных служащих, а также работников органов местного самоуправления (за исключением муниципальных служащих и работников, получающих заработную плату на уровне МРОТ) предусматривается в пределах норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с учетом допустимой индексации.

2 Средства на оплату труда с начислениями работников, поименованных в указах Президента РФ[1], просчитываются исходя из среднесписочной численности работников по состоянию на 1 июля текущего года и прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе на текущий и очередной года соответственно.

3 Средства на оплату труда с начислениями работников учреждений, не вошедших в категории, поименованные в указах Президента РФ (сотрудники многофункционального центра, централизованной бухгалтерии по обслуживанию учреждений администрации и сельских поселений района, группы хозяйственного обслуживания, районного методического кабинета, Управления закупками), просчитываются исходя из среднесписочной численности работников на 1 июля текущего года с учетом допустимой индексации.

4 Средства на оплату труда с начислениями работников, получающих заработную плату на уровне МРОТ (включая работников органов местного самоуправления), просчитываются исходя из среднесписочной численности работников на 1 июля текущего года и прогнозного повышения минимального размера оплаты труда с 1 января очередного года.

Расходы на оплату коммунальных услуг учреждений, включая автономные и бюджетные учреждения, за исключением расходов, связанных с благоустройством и освещением дорог, просчитываются с учетом предварительной прогнозной индексации, а также расходов по вводимым объектам.

Отчеты, которые помогают

Помимо минимального бюджета, Министерство финансов Оренбургской области разработало региональную форму отчета R56018 «Основные параметры местных бюджетов» в системе «Web-Консолидация». Отчет позволяет ежемесячно анализировать показатели расходов минимального бюджета и среднесписочной численности по всем категориям бюджетных и автономных учреждений. Этот документ заполняется в разрезе каждого главного распорядителя бюджетных средств. Именно показатели отчета по среднесписочной численности по состоянию на 1 июля текущего года закладываются в основу минимального бюджета на очередной финансовый год.

Таблица. Основные параметры первоочередных расходов бюджета на 2023 г. муниципального образования

Факт 2021 г.

Оценка на 2022 г.

Прогноз 2023 г.

Отклонения

Консолидированный бюджет

Бюджет городского округа (муниципального района)

Консолидированный бюджет (оценка)

Бюджет городского округа (муниципального района)

В том числе расходы за счет межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий сельских поселений

Консолидированный бюджет

Бюджет городского округа (муниципального района)

В том числе

расходы за счет межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий сельских поселений

2022 г. от 2021 г.

2023 г. от 2022 г.

Консолидированный бюджет

Бюджет городского округа (муниципального района)

Консолидированный бюджет

Бюджет городского округа (муниципального района)

Работа по формированию минимального бюджета ведется индивидуально по каждому главному распорядителю бюджетных средств. При этом мы учитываем рекомендации по составлению проектировок основных параметров местных бюджетов Министерства финансов области и фактическую среднесписочную численность ГРБС по состоянию на 1 июля текущего года. При отклонении среднесписочной численности, указанной в отчете R56018, предоставляем в Минфин области служебные записки с пояснениями по предстоящим изменениям численности на очередной плановый период (выход сотрудников из декретного отпуска, ввод в эксплуатацию новых учреждений и так далее).

Сводные показатели консолидированного минимального бюджета муниципального образования мы направляем в Минфин области для согласования. Согласованные показатели минимального бюджета оформляются протоколом заседания бюджетной комиссии, который подписывают министр финансов области и глава муниципального образования.

Данные минимального бюджета позволяют правильно распределить средства муниципального бюджета, являются основой при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отражаются в отдельном приложении к решению о бюджете (таблица). Бюджетные ассигнования минимального бюджета планируются в полном объеме без внесения корректировок в течение всего финансового года. Для ежедневного контроля за расходами минимального бюджета в программном комплексе «АС Бюджет» средствам минимального бюджета присваивается определенный тип средств. Например, у нас они значатся по типу 01.01.15. Таким образом, выбрав в параметрах формы тип средств, можно оперативно сформировать информацию о состоянии минимального бюджета на определенную дату.

Шестилетняя практика формирования минимального бюджета доказала необходимость этого механизма. Прежде всего потому, что объем средств планируется в полном объеме, и главные распорядители бюджетных средств не могут уменьшать бюджетные ассигнования по неприкосновенным статьям.

Расходы минимального бюджета осуществляются за счет налоговых и неналоговых доходов муниципального района и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района, предоставляемой из бюджета региона. Поэтому точное планирование и своевременное поступление налоговых и неналоговых доходов также являются гарантией исполнения обязательств по минимальному бюджету. При этом, формируя минимальный бюджет, мы, финансисты, уверены в том, что заработная плата будет выплачена без задержек, своевременно будут перечислены налоги с заработной платы и оплачены коммунальные услуги.



[1] Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поделиться