В ходе исполнения бюджета главные распорядители бюджетных средств муниципального района имеют право вносить изменения в сводную бюджетную роспись путем перераспределения денежных средств между направлениями расходов в пределах общего объема бюджетных ассигнований программной (непрограммной) статьи кода целевой статьи расходов, а также между видами расходов. То есть они могут уменьшать бюджетные ассигнования, предусмотренные, например, на заработную плату, начисления на заработную плату, коммунальные расходы, и увеличивать другие статьи расходов. Стоит подчеркнуть, что ГРБС активно пользовались такой возможностью. Это зачастую приводило к тому, что к концу финансового года бюджетных ассигнований по этим статьям расходов оказывалось недостаточно, и ГРБС приходилось изыскивать дополнительные средства для исполнения обязательств и недопущения кредиторской задолженности.
Наталья Евгеньевна Лепская, заведующая финансовым отделом Администрации Бугурусланского района Оренбургской области
Чтобы положить конец такой не очень эффективной практике, Министерство финансов Оренбургской области разработало и с 2017 года внедрило механизм составления проектировок основных параметров минимального бюджета муниципального образования на очередной финансовый год.
Новая практика
Минимальный бюджет — это расходы, которые необходимо оплачивать постоянно и которые практически не изменяются в очередном финансовом году. К таким расходам относятся расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, оплата коммунальных услуг.
Минимальные параметры мы просчитываем в июле — августе текущего года и учитываем в бюджете на очередной финансовый год в согласованных объемах. Основные показатели согласовываются с профильными управлениями областного Минфина как по доходам, так и по расходам. При определении собственных доходов просчитываем налоговые и неналоговые доходы без дополнительного норматива по НДФЛ и доходов по акцизам на нефтепродукты, учитывая при этом изменения федерального и регионального законодательства.
Минимальный бюджет — это расходы, которые необходимо оплачивать постоянно и которые практически не изменяются в очередном финансовом году. Это расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, оплата коммунальных услуг.
Расходы на заработную плату, начисления на заработную плату рассчитываем определенным образом по следующим категориям работников.
1 Объем средств на оплату труда с начислениями муниципальных служащих, а также работников органов местного самоуправления (за исключением муниципальных служащих и работников, получающих заработную плату на уровне МРОТ) предусматривается в пределах норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с учетом допустимой индексации.
2 Средства на оплату труда с начислениями работников, поименованных в указах Президента РФ[1], просчитываются исходя из среднесписочной численности работников по состоянию на 1 июля текущего года и прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе на текущий и очередной года соответственно.
3 Средства на оплату труда с начислениями работников учреждений, не вошедших в категории, поименованные в указах Президента РФ (сотрудники многофункционального центра, централизованной бухгалтерии по обслуживанию учреждений администрации и сельских поселений района, группы хозяйственного обслуживания, районного методического кабинета, Управления закупками), просчитываются исходя из среднесписочной численности работников на 1 июля текущего года с учетом допустимой индексации.
4 Средства на оплату труда с начислениями работников, получающих заработную плату на уровне МРОТ (включая работников органов местного самоуправления), просчитываются исходя из среднесписочной численности работников на 1 июля текущего года и прогнозного повышения минимального размера оплаты труда с 1 января очередного года.
Расходы на оплату коммунальных услуг учреждений, включая автономные и бюджетные учреждения, за исключением расходов, связанных с благоустройством и освещением дорог, просчитываются с учетом предварительной прогнозной индексации, а также расходов по вводимым объектам.
Отчеты, которые помогают
Помимо минимального бюджета, Министерство финансов Оренбургской области разработало региональную форму отчета R56018 «Основные параметры местных бюджетов» в системе «Web-Консолидация». Отчет позволяет ежемесячно анализировать показатели расходов минимального бюджета и среднесписочной численности по всем категориям бюджетных и автономных учреждений. Этот документ заполняется в разрезе каждого главного распорядителя бюджетных средств. Именно показатели отчета по среднесписочной численности по состоянию на 1 июля текущего года закладываются в основу минимального бюджета на очередной финансовый год.
Таблица. Основные параметры первоочередных расходов бюджета на 2023 г. муниципального образования
Факт 2021 г. |
Оценка на 2022 г. |
Прогноз 2023 г. |
Отклонения |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Консолидированный бюджет |
Бюджет городского округа (муниципального района) |
Консолидированный бюджет (оценка) |
Бюджет городского округа (муниципального района) |
В том числе расходы за счет межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий сельских поселений |
Консолидированный бюджет |
Бюджет городского округа (муниципального района) |
В том числе расходы за счет межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий сельских поселений |
2022 г. от 2021 г. |
2023 г. от 2022 г. |
||
Консолидированный бюджет |
Бюджет городского округа (муниципального района) |
Консолидированный бюджет |
Бюджет городского округа (муниципального района) |
Работа по формированию минимального бюджета ведется индивидуально по каждому главному распорядителю бюджетных средств. При этом мы учитываем рекомендации по составлению проектировок основных параметров местных бюджетов Министерства финансов области и фактическую среднесписочную численность ГРБС по состоянию на 1 июля текущего года. При отклонении среднесписочной численности, указанной в отчете R56018, предоставляем в Минфин области служебные записки с пояснениями по предстоящим изменениям численности на очередной плановый период (выход сотрудников из декретного отпуска, ввод в эксплуатацию новых учреждений и так далее).
Сводные показатели консолидированного минимального бюджета муниципального образования мы направляем в Минфин области для согласования. Согласованные показатели минимального бюджета оформляются протоколом заседания бюджетной комиссии, который подписывают министр финансов области и глава муниципального образования.
Данные минимального бюджета позволяют правильно распределить средства муниципального бюджета, являются основой при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отражаются в отдельном приложении к решению о бюджете (таблица). Бюджетные ассигнования минимального бюджета планируются в полном объеме без внесения корректировок в течение всего финансового года. Для ежедневного контроля за расходами минимального бюджета в программном комплексе «АС Бюджет» средствам минимального бюджета присваивается определенный тип средств. Например, у нас они значатся по типу 01.01.15. Таким образом, выбрав в параметрах формы тип средств, можно оперативно сформировать информацию о состоянии минимального бюджета на определенную дату.
Шестилетняя практика формирования минимального бюджета доказала необходимость этого механизма. Прежде всего потому, что объем средств планируется в полном объеме, и главные распорядители бюджетных средств не могут уменьшать бюджетные ассигнования по неприкосновенным статьям.
Расходы минимального бюджета осуществляются за счет налоговых и неналоговых доходов муниципального района и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района, предоставляемой из бюджета региона. Поэтому точное планирование и своевременное поступление налоговых и неналоговых доходов также являются гарантией исполнения обязательств по минимальному бюджету. При этом, формируя минимальный бюджет, мы, финансисты, уверены в том, что заработная плата будет выплачена без задержек, своевременно будут перечислены налоги с заработной платы и оплачены коммунальные услуги.
[1] Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на