Версия для печати 622 Материалы по теме
Как наполнить бюджет: практика Октябрьского района

Чтобы повысить свою самостоятельность и расширить возможности для развития, муниципальным образованиям приходится искать дополнительные внутренние ресурсы, сосредоточенные в области налоговых и неналоговых доходов. Многие муниципалитеты России выстраивают системную работу в этом направлении, и в их числе — Октябрьский район Оренбургской области. О том, какие мероприятия способствуют укреплению районного бюджета, рассказала Людмила Александровна Скурыдина, заместитель главы администрации района по экономике — начальник управления по финансам и местным налогам.

— Людмила Александровна, какова структура бюджета Октябрьского района на текущий год?

— Структура бюджета нашего муниципального образования не очень сильно отличается от бюджетов других муниципалитетов Оренбургской области. Основными собственными доходными источниками являются поступления от НДФЛ, специальных налоговых режимов, а также неналоговых доходов, таких как арендная плата за землю, средства от продажи земли и имущества (рисунок).

Наш район сельскохозяйственный: сельскохозяйственные угодья составляют 247,1 тысячи гектара, из них пашня — 178,4 тысячи гектара. При этом вся земля находится в сельхозобороте. Агропромышленный комплекс нашего района включает в себя семь предприятий различных форм собственности, а также 63 индивидуальных предпринимателя и КФХ. У нас выстроены нормальные партнерские отношения с сельскохозяйственным бизнесом, благодаря чему на протяжении пяти лет в районе отсутствует недоимка по неналоговым доходам.

Если говорить о расходах, то следует отметить, что наш бюджет является социально направленным. Согласно отчету об исполнении бюджета за 2021 год, на социальную сферу было направлено более 80 процентов бюджетных средств муниципального района.

— Какова ситуация с собственными доходами? Сегодня эксперты все чаще говорят об устойчивой тенденции к снижению собственных доходов местных бюджетов.

— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сегодня мы видим, что увеличивается фонд оплаты труда и, как следствие, растут поступления по НДФЛ. Однако никто не застрахован от ситуаций, когда по тем или иным причинам с территории уходит крупный налогоплательщик, а муниципалитет лишается части доходов. То же самое и с поступлениями арендной платы за землю. Сельхозтоваропроизводитель может оспорить в суде кадастровую оценку земельных участков — следствием может стать снижение арендной платы или земельного налога (если земля находится в собственности). Однако есть и другой фактор: сегодня ряд предприятий АПК стремятся выкупить в собственность длительно обрабатываемые земельные участки. Для нас это является хорошим, но, к сожалению, однократным способом пополнения бюджета.

Вместе с тем у нас наработан положительный опыт расширения собственных доходных источников. Как известно, «курочка по зернышку клюет», так что мы активно используем любые источники пополнения местных бюджетов. В частности, в наш бюджет поступает плата за размещение рекламных конструкций; государственная пошлина за выдачу специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы; доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности; плата за размещение нестационарных торговых объектов. Но стоит подчеркнуть, что, прежде чем мы начали получать доходы по вышеперечисленным статьям, необходимо было разработать нормативные правовые акты, различные порядки и регламенты. Работа проведена очень большая, но суммы, поступающие в бюджеты района и его сельских поселений, того стоят.

— Часто говорят, что существующая модель межбюджетных отношений не всегда стимулирует муниципалитеты к наращиванию своей доходной базы. Вы согласны?

— Сегодня все понимают, что чем больше территория зарабатывает сама, тем меньше дотаций она получает — и наоборот. Но сидеть и ждать безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета по меньшей мере скучно, а к тому же непрофессионально.

Главный же стимул к укреплению доходной базы — понимание, что это возможность повысить качество жизни населения. Ведь чем выше доходный потенциал, тем больше социальных благ получат жители: можно отремонтировать и построить новые школы, детские сады, приобрести новое оборудование. Именно так у нас сложилось в 2021 году: получив доходы от продажи земли, мы капитально отремонтировали здание муниципального учреждения дополнительного образования детей, начали строить крытый корт для занятий зимними видами спорта. Также мы получили возможность софинансировать участие района в различных региональных проектах.

— Какие мероприятия по укреплению доходной базы бюджета района вы рассматриваете в качестве основных?

— Мероприятий много, их нам помог систематизировать и расшифровать Минфин России, подготовив в 2018 году Методические рекомендации по увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Остановлюсь на самых действенных, с моей точки зрения.

В первую очередь это, конечно, работа по привлечению инвестиций на территорию и создание новых рабочих мест. Причем речь идет именно о вновь создаваемых предприятиях. Инвестиции в реконструкцию и модернизацию предприятий, внедрение новых технологий — это здорово для бизнеса, но не для бюджета.

Во вторую очередь — легализация теневой занятости в малом бизнесе и крестьянских фермерских хозяйствах. В данном направлении активно работает созданная в районе межведомственная комиссия по вопросам своевременности и полноты поступления налоговых и других платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и проблемам оплаты труда. На комиссию также возложена координация работы по снижению неформальной занятости в районе. Возглавляет комиссию глава района, а ее членами являются сотрудники районной администрации, центра занятости населения, прокуратуры и иных правоохранительных органов, ФНС России, пенсионного фонда и фонда социального страхования. Комиссия очень активно работает по всем направлениям. Так, некоторое время назад члены комиссии детально проанализировали малые сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства на предмет количества обрабатываемой земли, используемой сельхозтехники и официально трудоустроенных работников. Эта работа имела прямой результат: в последние три года в районе ежегодно заключается порядка трехсот трудовых договоров.

Легализации бизнеса в целом поспособствовало и введение в регионе с 1 июля 2020 года налога на профессиональный доход. Сегодня в районе зарегистрировано 417 самозанятых граждан. И хотя сейчас этот доходный источник является региональным, мы рады тому, что наши предприниматели стали работать легально.

Сегодня остро стоит вопрос наполнения бюджетов сельских поселений. Основной источник — это имущественные налоги, которые в объеме 100 процентов зачисляются в их бюджеты. В текущем году совместными усилиями Федерации, региона и местных администраций в районе проводятся комплексные кадастровые работы, которые помогут упорядочить вопросы имущественного налогообложения.

В продолжение этой темы нужно отметить большую работу в рамках Закона № 518‑ФЗ, который дает право муниципалитетам выявлять правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и вносить в ЕГРН сведения о данном объекте.

— Объем поступлений НДФЛ напрямую зависит от заработной платы работников. Проводите ли вы мониторинг уровня заработных плат? Как выстраиваете отношения с работодателями по вопросам ее повышения?

— Мониторинг уровня заработной платы проводим постоянно. В первую очередь, естественно, анализируем уровень зарплат в бюджетной сфере. Здесь на муниципалитет возложена большая ответственность в части достижения уровня средней заработной платы по отдельным, поименованным в майских указах Президента России категориям работников. Что касается уровня заработной платы в других отраслях, то здесь приходится пользоваться данными статистической отчетности. С органами статистики взаимодействие налажено, мы ежеквартально получаем от них информацию о средней заработной плате по отраслям деятельности.

В силу отраслевой специфики района в первую очередь нас интересует средняя заработная плата в сельском хозяйстве. В этой сфере она постоянно растет: например, в прошлом финансовом году средняя зарплата в сельском хозяйстве составила 29 784 рубля, что по сравнению с предшествующим годом больше почти на 14 процентов, или на 3603 рубля. Есть сельхозпредприятия, где средняя заработная плата составила более 38 тысяч рублей. Повышению средней заработной платы в сельском хозяйстве большое внимание уделяет и правительство области. Соответствующий показатель закрепляется в соглашениях с сельхозпредприятиями, претендующими на получение субсидий из бюджета.

Все понимают, что чем больше территория зарабатывает сама, тем меньше дотаций она получает — и наоборот. Но сидеть и ждать безвозмездных lпоступлений из вышестоящего бюджета по меньшей мере скучно, а к тому же непрофессионально.

На постоянном контроле находится вопрос заработных плат ниже установленного минимального размера оплаты труда. Данные налоговой отчетности подтверждают, что такие факты имеют место. Представители таких организаций — а это в основном индивидуальные предприниматели и КФХ — приглашаются на заседания межведомственной комиссии, о которой говорилось выше. Подробный анализ представленных штатных расписаний и других бухгалтерских документов показывает, что зачастую заработная плата в таких организациях отнюдь не ниже МРОТ, а все дело в неправильно составленной налоговой отчетности. Например, вместо среднесписочной численности работников проставляется фактическая.

— Администрирование местных налогов и сборов — сфера деятельности ФНС. Как выстроены взаимоотношения с налоговой службой?

— Начиная с прошлого года мы заключаем с налоговиками соглашение об информационном взаимодействии, которое обеспечивает эффективность выполнения задач, возложенных как на администрацию района, так и на ФНС. В рамках данного соглашения происходит обмен необходимой для работы информацией. Сегодняшние коммуникационные возможности позволяют сделать обмен информацией очень оперативным, что не может не радовать.

Возвращаясь к теме исполнения доходной части бюджета, хочу особо отметить эффективность работы выездного мобильного офиса ФНС. Специалисты налоговой службы заранее планируют выезд в район. В свою очередь финансисты, совместно с главами сельских советов разрабатывают графики посещения территорий, оповещают население. В назначенный день любой сельский житель может лично обратиться с тем или иным вопросом к налоговому инспектору и получить консультацию, квитанцию на оплату налогов. Были случаи, когда после беседы с налоговыми инспекторами и соответствующих разъяснений люди погашали большие задолженности.

Подводя итог сказанному, подчеркну: вся работа, направленная на укрепление доходной базы муниципалитета, дает свои результаты. Но она должна быть продуманной и системной.

В заключение хочется поздравить всех финансистов с профессиональным праздником. Желаю всем вам стабильных доходов — ведь именно они определяют возможности развития территории — и простого человеческого счастья!

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА

Поделиться