Версия для печати 503 Материалы по теме
Дух казначейства

8 декабря 2022 года исполняется 30 лет со дня возрождения органов Федерального казначейства. Из 29 лет существования Управления Федерального казначейства по Новгородской области Валерий Николаевич Иванов руководил им 16 — с декабря 1993 по октябрь 2009 года. 16 лет — это серьезный отрезок времени не только для человека и организации, но и для страны в целом. Валерий Николаевич поделился с нами воспоминаниями о своей работе в казначействе.

— Валерий Николаевич, в должности руководителя УФК по Новгородской области вы проработали 16 лет. Были у истоков зарождения казначейской системы Новгородской области и помните, как все начиналось...

— В начале 1990-х годов серьезно был ослаблен банковский учет и контроль за бюджетными средствами, в результате чего возникали задержки по их перечислению. Допускалось нецелевое использование. Поэтому остро встал вопрос о создании нового государственного финансового органа, который смог бы обеспечить эффективное исполнение федерального бюджета. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 была создана единая централизованная система органов Федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ. В те годы я был заведующим финансовым отделом райисполкома города Чудово. А в 1992 году меня пригласили на работу в Комитет финансов Новгородской области на должность заместителя председателя.

Большую роль в моем становлении руководителя областной структуры сыграла председатель Комитета финансов Новгородской области Людмила Ивановна Воробьева. Вспоминаю ее с большой теплотой и благодарностью. В 1993 году она порекомендовала перевести меня на самостоятельную работу, на должность начальника УФК МФ РФ по Новгородской области. Да и сам я к этому времени хотел попробовать себя в новом деле. Вот так и бывает: человек или обстоятельства в корне меняют течение твоей жизни.

С рекомендательным письмом Администрации Новгородской области я поехал в Москву, в Управление исполнения бюджета (казначейства), на собеседование к его начальнику Александру Васильевичу Смирнову. Принял он меня хорошо, добродушно. Беседа наша была короткой из-за его колоссальной занятости, но ситуацию он обрисовал четко и ясно. Так, в декабре 1993 года министром финансов Борисом Григорьевичем Федоровым я был назначен начальником Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Новгородской области.

— Трудно было, наверное, начинать все с нуля? Какими были самые первые шаги управления?

— 1 января 1994 года стало отправной точкой функционирования управления. Был издан приказ управления о начале деятельности за номером 1. В начале пути перед любым ведомством стоят вопросы организации текущего процесса. Не праздные вопросы, а самые важные: месторасположение, кадровый состав, предмет работы на начальном этапе. Ответ на последний вопрос был более-менее понятен, так как указ № 1556 был опубликован и разработка инструктивных материалов в Москве тогда уже началась. Другие два вопроса оставались нерешенными.

С 1 января 1994 года мы начали формировать штат. Первой на работу была принята Людмила Владимировна Иванова в качестве заместителя начальника административно-хозяйственного отдела по кадрам. Мы сделали ставку на опытных финансистов: экономистов, бухгалтеров, налоговиков, которые ранее работали в финансовой системе региона. После Людмилы Владимировны в январе пришли Алексей Григорьевич Алексеев — начальником административно-хозяйственного отдела, Раиса Григорьевна Плотникова — главным бухгалтером — начальником отдела бухгалтерского учета (сейчас она заместитель руководителя управления), Маргарита Александровна Петрова и Лидия Алексеевна Попова, которые работали в налоговых органах области, и так далее.

Конечно, сложно было и с размещением — мы меняли адреса, нам выделяли очень небольшие помещения... Помню ситуацию, когда утром по приходу на работу увидел полный стол платежек и троих сотрудников, раскладывающих эти платежки. Работали на тот момент без техники, но тем не менее с поставленными задачами мы справлялись. Потом появились первые персональные компьютеры с передовым программным обеспечением — сначала в управлении, а потом и в создаваемых в районах области отделениях. Я восхищался тем, что ни одна структура в России не снабжается так компьютерной техникой и современными программами, как Федеральное казначейство на первом этапе.

— А как происходил процесс создания отделений?

— Первые два отделения были созданы 15 июня 1994 года в Мошенском и Крестецком районах. Постепенно в течение полугода — во всех районах области. Всего на конец 1994 года было организовано 21 отделение. Позже, в сентябре 1999 года, появилось отделение по городу Великому Новгороду.

Разница во времени создания отделений объясняется тщательным подбором кадрового состава, согласованием кандидатур на должность начальников с администрациями районов, поиском помещений, с наличием которых было очень трудно на тот момент времени. Чуть позже отделениям передали здания кредитных организаций в районных центрах, но это были старые постройки. Поэтому Федеральное казначейство выделило денежные средства на ремонт.

— Одна пятая численности сотрудников управления трудится с момента его основания по настоящий момент. Это почти 30 лет. Скажите, в чем секрет такого закрепления кадров?

— Как сказал один выдающийся политик: «Кадры решают все!» — и я с этим утверждением согласен. Главную роль в успехе того или иного дела играет человек, хорошие кадры. Людмила Владимировна Иванова — кадровик по призванию. Благодаря ее опыту и уникальным человеческим качествам, умению найти правильный подход к людям в управлении был подобран очень дружный и работоспособный коллектив. По словам сотрудников, пришедших к нам работать из других структур, в нашем казначействе рабочая атмосфера и взаимодействие между сотрудниками построены на взаимопонимании, взаимовыручке, передаче опыта, верности, вере и любви к своему делу. Интригам и склокам здесь нет места.

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший казначей?

— Первое, что для меня очень важно, — это профессионализм, наличие определенного (не обязательно всегда большого) опыта работы, владение знаниями и навыками не только в определенной своей области, но и в смежных областях.

Второе — это человечность. При приеме на работу на собеседовании я задавал претенденту неожиданные, неудобные вопросы, чтобы увидеть его реакцию в стрессовой, экстремальной, неординарной ситуации, коих в нашей работе предостаточно. И вы знаете, ошибок при выборе сотрудника практически не было.

И третье, самое важное, — это преданность своему делу.

— Период становления казначейской системы давался непросто, и многие не понимали, чем занимается Казначейство России. Как вы строили отношения с клиентами, руководством области?

— Да. Приходилось преодолевать барьер недоверия к казначейской системе со стороны потенциальных клиентов, министерств и ведомств. Были сомнения и у губернатора Новгородской области Михаила Михайловича Прусака. Это выражалось в опасениях потерять самостоятельность в управлении финансовыми потоками. Но Федеральное казначейство предложило уникальные финансовые технологии и самые передовые инфраструктурные решения, не ущемляя самостоятельность публично-правовых образований, учреждений в управлении финансовыми ресурсами.

Изначально с 1 марта 1994 года мы начали работу по учету доходов федерального бюджета, обработке платежных документов и составлению отчетности о поступлениях в федеральный бюджет. Позже, с 1 июня 1994 года, стали осуществлять учет расходов федерального бюджета, затем — внебюджетных средств федеральных учреждений, далее — кассовое обслуживание исполнения областного бюджета. Постепенно развиваясь, к середине 2000-х годов наши функции значительно расширились до осуществления кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств, исполнения судебных актов, постепенного внедрения механизма единого казначейского счета федерального бюджета.

— Управление занималось учетом доходов, а каким образом было построено взаимодействие с Центробанком, ведь электронного документооборота не было?

— Мы очень тесно взаимодействовали с Главным управлением Центрального банка России по Новгородской области, руководителем которого на тот момент был Валерий Антонович Лаптиховский. Да, все было на бумаге — и платежные документы, и выписки. Центробанк давал нам копии платежек. Уже позже мы заключили с ним договор об электронном обмене платежными документами по счету, который был открыт в ГУ Центрального банка России по Новгородской области.

— Управление стало одним из первых осваивать механизм единого счета по обслуживанию расходов областного бюджета, как происходил этот процесс?

— В начале 2000-х годов это было новой технологией кассового исполнения федерального бюджета. В январе 2000 года Правительство РФ утвердило концепцию единого казначейского счета по учету доходов и средств федерального бюджета. Единый счет представляет собой общий счет Казначейства России в Центральном банке, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором хранятся государственные средства. При такой системе ни одно публично-правовое образование, ни одно бюджетное учреждение не может иметь отдельные счета в банковской системе. Вместо этого открываются казначейские счета в органах Казначейства России. Данный механизм открывал большие возможности с точки зрения финансового менеджмента, позволяя Минфину РФ получать оперативную информацию и проводить анализ в масштабе страны.

Аналогичная схема была предложена и по обслуживанию расходов областного бюджета. Наше управление было одним из первых, кто начал применять этот новый механизм. Зачинщиком и инициатором стал Станислав Петрович Трухачев, начальник отдела автоматизации учета и информации. Под его чутким руководством наши сотрудники во главе с Аллой Николаевной Рождественской (на тот момент заместителем начальника отдела расходов областного бюджета) приложили все силы, терпение и накопленный опыт для внедрения этой системы. Было налажено тесное сотрудничество с разработчиками, что помогло оперативно получать обратную связь от них и решать возникающие проблемы. Наши сотрудники провели выверку документов, анализ работоспособности программного продукта. Результатом данной колоссальной работы стало успешное внедрение этой системы. Была проведена огромная организационная работа по ее отладке и интеграции с информационными системами всех областных структур.

— Какой период в жизни управления вы считаете самым сложным?

— Знаете, благодаря нашему крепкому и работоспособному коллективу управлению на протяжении всего времени удавалось решить даже самые невероятные на первый взгляд задачи. Но, наверное, самый сложный период — это строительство здания управления. Я благодарен судьбе за то, что удалось получить разрешение на его строительство у Татьяны Геннадьевны Нестеренко.

Проблемы нас караулили на каждом шагу — отсутствие специальных знаний по строительству для составления проектно-сметной документации, отсутствие подходящего места, сложности с оформлением и получением земельного участка, подключением электричества к зданию и т. д. Выражаю огромную благодарность Владимиру Юрьевичу Смирнову, на тот момент заместителю руководителя управления, который львиную долю проблем и задач взял на себя и отлично с ними справился. Помню, как мы с ним ездили в Санкт-Петербург и искали облицовочную плитку, рассматривали вентилируемые фасады и изучали эту систему. В итоге здание управления с такими фасадами и построили. Колоссальная работа была проделана, в конце 2008 года стройка была закончена. И в начале 2009 года, в новогодние праздники, абсолютно весь коллектив управления принял участие в переезде в новое здание по адресу: улица Нехинская, дом 10.

— Что бы вы хотели пожелать сегодняшним казначеям в связи с предстоящим юбилеем?

— Искренне поздравляю всех казначеев с праздником! Желаю согласия в коллективе, уважения друг к другу и сохранения духа казначейства, который зародился с созданием казначейской системы, духа верности и преданности своему делу! И, конечно же, всем здоровья, благополучия и оптимизма!

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться