Версия для печати 47955 Материалы по теме
До конца прошлого года федерального «черного списка» не было
Как не попасть в «черный список»

Реестр недобросовестных поставщиков — относительно новое, но эффективное средство для борьбы с нарушителями правил поведения на рынке госзакупок. ФАС предлагает провести ряд мер по совершенствованию данного инструмента. Андрей МАКОВЛЕВ, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления размещения госзаказа ФАС РоссииКак известно, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты на основании судебного решения в связи с существенным нарушением их условий. И если компания попадает в упомянутый реестр, она на два года поражается в правах при участии в торгах, проводимых в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон).
Регулирование порядка ведения реестра, включения в него и исключения из него сведений, проведения проверок уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта направлены на устранение недобросовестной практики уклонения участников размещения заказа от выполнения обязательств, возникающих у них в связи с заключением контракта.
До конца прошлого года федерального «черного списка» не было. Сведения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона заносились органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ. Так, отдельные реестры существовали в Красноярском крае, Новосибирской, Ростовской и Ленинградской областях, Москве и некоторых других регионах. Теперь же на основании ч. 6 ст. 65 Закона сведения, содержащиеся в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых ранее осуществлялось субъектами РФ, были безвозмездно переданы в ФАС России.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков ведется в электронном виде федеральным контролирующим органом — Федеральной антимонопольной службой РФ. В настоящее время в реестре содержатся сведения более чем о 600 лицах, которые уклонились от заключения государственного или муниципального контракта или контракты с которыми были расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.
Информация, включенная в реестр, доступна для ознакомления на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Автоматизированная система «Реестр недобросовестных поставщиков» позволяет неограниченному кругу лиц самостоятельно получить информацию (в том числе в форме официальной справки) о наличии или отсутствии сведений о конкретных поставщиках в данном реестре.
Кроме того, возможность предоставления аналогичной информации предусмотрена в п. 22 положения от 15 мая 2007 г. № 292 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (далее — Положение). Однако такие сведения могут быть предоставлены по запросу заинтересованных лиц только в случае, если недобросовестные поставщики были исключены из реестра по истечении двухлетнего срока, то есть информация о них находится в архиве.
Законом определен субъектный состав участников размещения заказа, считающихся уклонившимися от заключения государственного или муниципального контракта при непредоставлении заказчику подписанного контракта. Такими субъектами признаются следующие лица:
— участник, подавший единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе) и признанный участником конкурса (аукциона), в том числе при признании торгов несостоявшимися;
— победитель конкурса (аукциона);
— победитель запроса котировок;
— участник конкурса, чья заявка на участие в конкурсе получила второй номер, в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения контракта;
— участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта, в случае если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.
Участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, если он не предоставил заказчику подписанный контракт, не передал его в установленном порядке в срок, предусмотренный конкурсной документацией (документацией об аукционе, извещением о запросе котировок).
К числу недобросовестных Законом отнесены поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий. Ст. 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении его условий другой стороной. Существенным признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Следует отметить, что согласно ч. 8 ст. 9 Закона расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Таким образом, Закон, в отличие от Гражданского кодекса, не предусматривает возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке.
В реестр не могут быть включены сведения о недобросовестных поставщиках, государственные (муниципальные) контракты с которыми были расторгнуты по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным нарушением условий контрактов.
Ключевой особенностью реестра недобросовестных поставщиков, установленной постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 292, являются форма и способ его ведения. Ведение реестра в электронном виде предполагает соблюдение принципов открытости информации в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Все сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления, что позволяет любому пользователю сайта самостоятельно и в кратчайшие сроки проверить, не является ли поставщик недобросовестным.

Порядок и сроки предоставления заказчиками сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках)

В случае уклонения победителя конкурса (аукциона, запроса котировок) от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта, и иные необходимые документы.
В случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) его условий заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган сведения об указанном поставщике (исполнителе, подрядчике) и копию вступившего в законную силу решения суда о расторжении контракта.
Указанные сведения передаются заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в письменной форме с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
Однако направление таких сведений до заключения контракта с участником размещения заказа более целесообразно, поскольку предотвратит злоупотребления на этой стадии размещения заказа. В частности, нельзя будет необоснованно признать победителя конкурса (аукциона, запроса котировок) уклонившимся от заключения контракта до проведения уполномоченным органом проверки факта уклонения. Описанная концепция также исключает наступление нежелательных последствий для добросовестного участника размещения заказа, заявке на участие которого присвоен второй номер, — например, в случаях, когда факт уклонения от заключения контракта не был подтвержден при проведении проверки.
В настоящее время подготовлен ряд поправок в Закон, в которых учтены изложенные выше обстоятельства. Так, согласно предложенному ФАС России проекту изменений заключение контракта при уклонении победителем от его заключения будет возможно лишь после подтверждения факта такого уклонения федеральным контролирующим органом.
Следует отметить, что со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ уточняются функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий. После введения протокола об отказе от заключения контракта одной из обязанностей названных комиссий также стало подписание этого протокола. Однако ни Закон, ни Положение не устанавливают обязанность предоставления заказчиками такого протокола в составе сведений, подаваемых для включения недобросовестных поставщиков в реестр.
Правильным было бы распространить установленное п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков на проведение не только торгов, но и запроса котировок. В настоящее время Закон не дает заказчику права устанавливать требования к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков при проведении запроса котировок. Соответственно любое юридическое (физическое) лицо, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, вправе принять участие в запросе котировок.

Порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Разделом III Положения устанавливается, что уполномоченный орган проверяет наличие в предоставленных заказчиком документах сведений, предусмотренных п. 7–9 указанного Положения. При отсутствии таких сведений уполномоченный орган возвращает документы заказчику не позднее трех дней с даты их поступления с указанием причин возврата и сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков не включаются. В случае непредоставления заказчиком документов, предусмотренных подп. «в—д» п. 7 и 8 Положения, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта осуществляет проверку факта уклонения.
Среди наиболее распространенных причин отказа от заключения контракта, при наступлении которых сведения об участнике размещения заказа подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, можно назвать причины, указывающие на наступление у участника обстоятельств (за исключением форс-мажорных), влекущих за собой невозможность заключения им контракта. Среди таких обстоятельств:
— отсутствие возможности заключить контракт в связи с поломкой оборудования, повреждением (обнаружившимся дефектом) поставляемого товара или его отсутствием;
— повышение рыночной цены товара (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которого должен быть заключен контракт;
— невозможность поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) в срок, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе), проекте контракта и в заявке на участие в конкурсе (аукционе) участника размещения заказа.
Как правило, в случае наступления перечисленных обстоятельств участник размещения заказа предлагает заказчику заключить контракт на других условиях. Предложение участника заключить контракт на условиях, которые отличаются от указанных в проекте контракта, составленного в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), также следует расценивать как отказ от заключения контракта и основание для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Участник размещения заказа, подавая заявку на участие в торгах (запросе котировок), принимает на себя обязательство заключить и исполнить государственный (муниципальный) контракт на условиях, изложенных в заявке, в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией (документацией об аукционе, извещением о запросе котировок). Таким образом, у участника не возникает обязанности подписывать государственный (муниципальный) контракт, который составлен по отличным от предложенных в его заявке условиям исполнения, в том числе если данная заявка не соответствовала конкурсной документации (документации об аукционе, извещению о запросе котировок). В описанных случаях заказчик должен отклонить заявку, а действия поставщика (исполнителя, подрядчика) не считаются уклонением от заключения государственного контракта
Если факт уклонения неочевиден и стороны явились на рассмотрение сведений о недобросовестном поставщике, им предлагается заключить контракт непосредственно на заседании комиссии ФАС. Если участник размещения заказа отказался от заключения контракта, в том числе по причине отсутствия надлежащей доверенности, сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Если же от заключения контракта отказался заказчик, а не участник, то сведения о таком участнике в реестр не заносятся, а заказчику выдается предписание о заключении контракта с данным участником на условиях, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, извещении о запросе котировок), заявке такого участника.
ФАС России вправе принимать решения по включению в реестр недобросовестных поставщиков, дела которых подлежат рассмотрению в ее территориальном органе. При этом территориальный орган после получения соответствующего уведомления ФАС России в течение одного рабочего дня направляет копии документов в ФАС России по факсу и/или на адрес электронной почты, указанные в уведомлении, а оригиналы указанных документов — по почте.

Исключение сведений
В соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона сведения о поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения. Исключение осуществляется в автоматическом режиме и без подтверждения ответственных исполнителей.

Справка «Бюджета»
Андрей Юрьевич МАКОВЛЕВ, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления размещения госзаказа ФАС России
Родился 11 сентября 1970 г.
В 1991 г. окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное ордена Красной звезды училище, в 1999 г. — Московскую государственную юридическую академию, специальность «Юриспруденция».
С 1994 г. проходил службу в должностях инспектора Химкинского Управления внутренних дел ГУВД МО МВД РФ, затем следователя, старшего следователя, заместителя начальника следственного управления при Химкинском УВД ГСУ при ГУВД МО.
В 2001 г. назначен мировым судьей судебного участка № 264 Химкинского судебного района Московской области, а в 2002 г. — судьей Химкинского городского суда Московской области.
C 2007 г. — ведущий консультант, заместитель начальника отдела проверок, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения госзаказа ФАС России.
Член комиссии ФАС России по контролю в сфере размещения заказов. Ведет преподавательскую деятельность в Институте управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева, ГУ-ВШЭ, НОУ ДО «Школа права „Статут“».

Поделиться