25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 291 Материалы по теме
История системы внутреннего контроля УФК по Красноярскому краю

Современный период Федерального казначейства начинается 8 декабря 1992 года. Именно в этот день первый Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ № 1556 "О Федеральном казначействе"[1], который на самом деле не начал, но возродил в стране казначейское исполнение бюджета. За тридцать лет со времени своего воссоздания Казначейство России трансформировалось в структуру, обеспечивающую постоянное, эффективное и прозрачное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.

Светлана Александровна Сергиенко, заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю

Исторически в деятельности Федерального казначейства большое внимание уделялось внутреннему контролю. За последние годы ведомственный контроль в казначейской системе Российской Федерации стал более емким, охватывающим большее число предметов проверки, которыми становятся все процессы и процедуры, осуществляемые специалистами казначейства.

В истории одного отдела

Историю большой структуры можно проследить в истории одного из направлений ее деятельности, в том числе на региональном уровне. Так, подразделение, осуществляющее координацию деятельности по подготовке и проведению контрольных мероприятий, в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее — Управление) было создано в начале 1995 года — чуть менее двух лет спустя после начала работы самого Управления. Первоначально данная структурная единица называлась контрольно-ревизионным отделом, с июня 2006 года — отделом внутреннего контроля, а с 1 октября 2011 года — отделом внутреннего контроля и аудита.

Поскольку данное подразделение исторически отвечает за одно из наиболее динамичных и ответственных направлений работы, на примере его становления мы можем проследить историю системы казначейства в Красноярском крае. Деятельность отдела многогранная и весьма значимая. Так, в музее Управления в качестве ценного экспоната хранится первый акт по результатам проверки Отделения Федерального казначейства по Казачинскому району от 3 августа 1995 года.

Изначально контрольно-ревизионный отдел осуществлял регулярные проверки подведомственных отделений Управления, а также проверки целевого использования учреждениями и предприятиями региона средств Федерального бюджета. Кроме этого, в ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках проводились проверки денежных документов, регистров бухучета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с любого рода движением средств федерального бюджета, как того требовало постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 865 «О Федеральном казначействе Российской Федерации».

Сотрудники отдела оформляли обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке выделенных из федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению. На нарушителей налагались штрафы. Также отдел контролировал устранение выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета. В результате возвращены в казну государства, федеральный бюджет, миллионы рублей, использованных предприятиями и организациями не по целевому назначению.

К усилению внутреннего контроля

Справка

В 2015 и 2016 годах отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю входил в тройку лучших в стране по контролю и аудиту, за что был отмечен благодарностями Федерального казначейства. В 2015 и 2019 годах заместитель начальника отдела внутреннего контроля и аудита Управления Светлана Александровна Сергиенко победила в конкурсе на звание «Лучший внутренний аудитор Казначейства России», за что также была отмечена благодарностями руководителя Федерального казначейства.

В конце 2004 года была проведена реформа в сфере последующего контроля. Кардинальные изменения внесены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 и приказом Минфина России от 4 марта 2005 года № 33н. Согласно данным документам начиная с 2005 года контрольно-ревизионные подразделения Федерального казначейства функции последующего контроля средств федерального бюджета уже не выполняли.

Указанное нововведение обусловило преобразование подразделения в 2006 году в отдел внутреннего контроля, что совершенно поменяло стиль и направление работы. Теперь главной задачей отдела стала организация внутреннего контроля, осуществляемого в отделениях и структурных подразделениях Управления для снижения рисков совершения ошибок, устранения недостатков и повышения качества деятельности.

В течение последующих шести лет, до 2012 года, подразделение концентрировало свою деятельность на внешнем контроле отделений посредством проведения комплексных и тематических проверок по таким направлениям, как исполнение сметы отделений, организация работы с администраторами поступлений в бюджет, исполнение расходной части федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов и, конечно, организация внутреннего контроля. Контрольная деятельность велась совместно с сотрудниками отделов доходов, режима секретности и безопасности информации, информационных технологий и юридического отдела.

Не только контроль, но и аудит

В 2011 году отдел внутреннего контроля был преобразован в отдел внутреннего контроля и аудита. Это было общефедеральное нововведение, основополагающим документом для внедрения которого послужило Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, установившее основные цели, принципы, требования и структуру.

В июне того же года были утверждены Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства. Контрольная деятельность регламентировалась приказом Федерального казначейства № 253, в котором установлены общие правила, требования и процедуры осуществления контрольных мероприятий. На основании вышеуказанных стандартов была разработана полномасштабная типовая программа проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства, обязательная для повсеместного исполнения, а также был утвержден и перечень возможных (основных) нарушений.

Это было сделано в целях оценки результативности и эффективности деятельности органов Федерального казначейства, а также для создания качественной системы оценки работы не только каждого подразделения, но и каждого сотрудника. Кроме того, проводимые мероприятия способствовали формированию системы внешней оценки деятельности Управления и его территориальных отделов и отделений. По сути, с 2011 года начался переход на новые формы контроля, освоение и внедрение в практику аудита в рамках реализации приказов Федерального казначейства № 19 и № 253.

Расширение и укрепление деятельности

С 2012 года мы начали применять принципиально новые формы проведения контрольных мероприятий. В частности, появились двухэтапные проверки, что в том числе было связано с новым вектором развития системы казначейства и широкой интеграцией в повседневную деятельность специализированного программного обеспечения.

Так, в целях оптимизации и модернизации казначейской системы проверки начали проводить дистанционно, максимально сократив время нахождения рабочей группы в том или ином отделении. Основная часть мероприятий проходила непосредственно в Управлении — с использованием программного продукта «АСФК» и ППО «СЭД». Практика показала эффективность дистанционных проверок по четырем направлениям: кассовое обслуживание исполнения местных и федерального бюджетов, ведение сводного реестра участников бюджетного процесса, а также реестра госконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

Но большую долю проверок по выполнению отделениями тех или иных функций без выезда на места осуществить было невозможно хотя бы потому, что не все подразделения на тот момент имели должный уровень информационно-технического обеспечения. Кроме этого, выездные проверки проводились по вопросам, требующим непосредственного нахождения проверяющего в отделении: вопросам административной работы, мобилизационной подготовки, гражданской обороны, обеспечения безопасности информации.

Логичным развитием системы организации проверок и аудита стала реорганизация Управления, проведенная в 2012–2013 годах, в результате которой к нему были присоединены отделения муниципальных образований Красноярского края с преобразованием их в отделы. Таким образом, перераспределили объемы работы между структурными подразделениями и территориальными отделами, а также централизовали многие виды направлений деятельности Управления. Все — от формирования бюджетной отчетности по исполнению бюджетов РФ, ведения федеральных реестров, открытия лицевых счетов, организации работы по размещению заказов и до полного финансового, правового и информационно-технического обеспечения, а также кадровой и административно-хозяйственной работы и обеспечения режима секретности и безопасности информации — осуществлялось структурными подразделениями Управления. Все это закономерно привело к увеличению объема работы, выполняемой функциональными подразделениями Управления. Расширение числа задач автоматически умножило количество документов, подлежащих охвату при проведении проверок их деятельности, а значит — повысилась степень ответственности сотрудников отдела внутреннего контроля и аудита.

С мая 2016 года отдел внутреннего контроля и аудита начал выполнять полномочия еще и по анализу исполнения бюджетных полномочий как органов государственного (муниципального) внутреннего финансового контроля, так и главных администраторов бюджетных средств по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита. С прошлого года отдел проводит аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, в соответствии с федеральными стандартами.

Кадры решают все

При осуществлении контрольной деятельности необходимо соблюдать принципы контроля и аудита, уметь разнообразить виды и формы, четко планировать и, что очень важно, правильно оформлять результаты проведенных мероприятий. По всем этим и многим другим показателям оценивается эффективность деятельности самого органа или подразделения внутреннего контроля и аудита.

Предоставление руководству Управления достоверной, объективной информации требует от сотрудников отдела внутреннего контроля и аудита наличия комплекса профессиональных знаний. Это и основы бюджетного законодательства, и казначейские принципы кассового обслуживания, и особенности технологической реализации процесса исполнения бюджетов. Кроме этого, необходим опыт работы в системе Федерального казначейства, готовность к постоянному повышению квалификации по различным направлениям деятельности Управления. Подобная школа профессионального становления не могла бы состояться без непосредственного участия и стратегического видения кадрового развития руководителя Управления Владимира Викторовича Быченкова. Уже почти три десятка лет осуществление всего комплекса контрольно-ревизионной работы, внутреннего контроля и аудита находится в его личном ведении, что положительно и результативно сказывается на качестве работы отдела.

Профессионализм красноярских казначеев не раз получал высокую оценку на федеральном уровне, и это подтверждение эффективности кадровой политики Управления. Сотрудники нашего отдела многократно привлекались Федеральным казначейством для участия в проверках в различных субъектах РФ и по итогам проведенной работы в качестве поощрения всегда получали благодарственные письма и грамоты руководителя Федерального казначейства. Без ложной скромности отметим: действительно, в Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю отдел внутреннего контроля и аудита был укомплектован все эти годы специалистами высокого профессионального уровня.


[1] www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1262/

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно