Экономический рост регионов во многом зависит от развития их транспортной инфраструктуры. Такой вывод сделала Счетная палата, проанализировав эту сферу в Приволжском федеральном округе (ПФО). Исследование выявило проблемные зоны в состоянии транспортной сети этого региона, которые не только отрицательно влияют на качество жизни населения, но и значительно снижают возможность развития его экономики. Среди них – перегруженные участки на дорогах федерального и регионального значения, слабая транспортная связь между городскими и сельскими территориями и износ транспортной инфраструктуры в целом.
Анализ показал, что параметры функционирования федеральных и региональных автодорог в ПФО не сбалансированы с учетом запланированного роста интенсивности грузо- и пассажиропотока. Кроме того, не обеспечена транспортная связанность между столицами регионов ПФО с перспективными центрами экономического роста.
Не используется в полной мере и потенциал внутреннего водного транспорта. В частности, за последние три года в четырех субъектах ПФО объемы грузоперевозок на этом виде транспорта снизились в среднем на 22 %. Кроме того, отсутствие гарантированных глубин на участках рек Волга и Вятка ограничивает деятельность промышленных предприятий Кировской области и негативно влияет на транспортную доступность в Самарской и Нижегородской областях.
Как показало исследование, ключевым сдерживающим фактором развития грузо- и пассажироперевозок в регионах ПФО является износ транспортной инфраструктуры. Он негативно влияет и на развитие сельских территорий: значительными темпами снижается численность жителей населенных пунктов, не связанных автодорогами с твердым покрытием.
Более 41 % сельских населенных пунктов субъектов ПФО не связаны общественным транспортом с ближайшим городом. При этом для 21 % населенных пунктов, имеющих автобусное сообщение, время в пути превышает два часа. Полагаем, что руководству регионов следует проработать вопрос о проведении оценки перспективного пассажиропотока и организации регулярного сообщения для таких населенных пунктов.
По мнению Счетной палаты, выявленные проблемы во многом обусловлены нехваткой средств на развитие транспортной инфраструктуры в ПФО. Так, объемы бюджетных ассигнований на ремонт и содержание автодорог регионального значения в 2021 году составили от 9 % нормативной потребности для Оренбургской области до 59 % в Пермском крае. Финансирование работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, расположенных в ПФО, также ниже нормативного.
По итогам анализа контрольное ведомство в том числе рекомендовало Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов ПФО проработать вопросы по приоритезации мероприятий по развитию региональной транспортной инфраструктуры с учетом интенсивности грузо- и пассажиропотока и финансовой обеспеченности, а также по обеспечению сельских населенных пунктов и социально значимых объектов автомобильными дорогами с твердым покрытием и строительству автодорог для транспортной связанности населенных пунктов соседних регионов.