Наука — 17 января 2023

Директор медицинского института РУДН А.Ю. Абрамов: «Профессиональная подготовка фармацевтов должна быть модернизирована»

Российская Федерация

Версия для печати 438 Материалы по теме
Директор медицинского института РУДН А.Ю. Абрамов: «Профессиональная подготовка фармацевтов должна быть модернизирована»

Специальность «Фармация» (33.05.01) в вузах РФ в 2023 году среди выпускников будет одной из популярных. Это неудивительно, до 1/3 выпускников школ хотят стать врачами различных специальностей, плюс 4% — химиками. Из поступающих в колледжи в прошлом году 15% ребят выбирали медицину. Спрос на высшее образование среди выпускников школ высок — более 45% родителей уверены, что ребенок продолжит обучение. Мы продолжаем серию материалов о подготовке кадров для отрасли и о том, как воспитывают кадры для фармацевтических производств.

Медицинский институт Российского университета дружбы народов обучает медицинских и фармацевтических работников по всем основным специальностям. В институте обучается более 7 500 студентов, ординаторов и аспирантов под руководством 900 преподавателей (из них 162 доктора наук и 293 кандидата наук). Работают 12 диссертационных советов по медицинским и биологическим наукам и 1 диссертационный совет по фармацевтическим наукам.

Сейчас вуз готовит специалистов по направлениям: Фармация, Организация фармацевтического дела, Социальная и административная фармация, Фармацевтическая химия, фармакогнозия, Фармацевтическая химия: Контроль качества лекарственных средств. 100-тысячный выпускник вуза — иностранец, так как подготовка специалистов для разных стран изначальная традиция РУДН. Тесные связи с вузами партнерами Европы и Азии также помогают укреплять научный потенциал и совершенствовать программы обмена опытом.

Директор медицинского института РУДН, доктор медицинских наук А.Ю. Абрамов также является также председателем Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных университетов Минобрнауки РФ. Цель Совета деканов — объединение усилий по развитию и совершенствованию системы медицинского образования в России.

Нам удалось узнать у Алексея Юрьевича, какие же задачи ставит для себя сейчас фармацетивческое образование, а также каковы основные аспекты подготовки кадров, в том числе нужных для реализации программы «Фарма — 2030».


— Уважаемый Алексей Юрьевич, в каком направлении сейчас движется подготовка кадров для фармацевтической отрасли и какие главные задачи стоят перед вузами в этой связи?


— Глобальные трансформации, которые происходят во всех сферах жизни общества, в том числе связанные с использованием новых технологий и развитием цифровой экономики, безусловно влияют на требования к персоналу организаций, которые действуют в сфере обращения лекарственных средств. Поэтому, наряду с поддержанием качества фармацевтического образования, перед вузом стоят задачи модернизации профессиональной подготовки по специальности «фармация» с учетом современных условий и вызовов, а также перспектив трудовой деятельности специалистов. Для этого необходимы: корректировка образовательных программ в соответствии с запросами фармацевтической отрасли и нуждами цифровой трансформации фармацевтического рынка; внедрение цифровых инструментов в учебный процесс; включение этих инструментов в цифровую образовательную среду. Можно отметить, что несмотря на объективные сложности осуществления учебного процесса в 2020-2021 годах, достигнуты определенные успехи в использовании новых технологий в процессе подготовки студентов по специальности «фармация» в РУДН, которые обеспечивают возможности использования самых современных форм и методов обучения.


— С какими сложностями сталкиваются учебные заведения при подготовке кадров для фармацевтической отрасли и совпадают ли ожидания работодателей и молодых специалистов? Мы знаем, что РУДН уделяет большое внимание именно практике — у Вас более 2400 кв.м. занимает центр симуляционного обучения, а студенты проходят практику по клиническим дисциплинам в более чем 170 государственных и частных клиниках.


— Практикоориентированность является одним из главных направлений в подготовке специалистов для фармацевтического рынка, поэтому наличие необходимых баз практики служит определенным гарантом реализации учебной программы и качества подготовки провизоров. Соответственно, имеются сложности, возникающие при организации учебной и производственной практик, например, связанные с оформлением договорных отношений, определением баз практики, установлением сроков и курированием на базах практики и пр. Ожидания работодателей и молодых специалистов, как показывают многочисленные исследования в различных отраслях, не совпадают, однако, они должны стремиться к пониманию. На фармацевтическом рынке работают различные компании, каждая из которых решает свои задачи и, соответственно, устанавливает требования к специалистам: производители лекарственных средств, оптовые и розничные фармацевтические организации и т.д. В ФГОСе по специальности «фармация» установлен определенный набор компетенций, которые должны быть у каждого выпускника, что дает широкие возможности для выстраивания своей профессиональной карьеры. Важно отметить, что соответствие специалистов требованиям к осуществлению фармацевтической деятельности определяется с помощью процедуры обязательной аккредитации, которая ориентирована на требования, содержащиеся в профессиональных стандартах («провизор» — утвержден приказом Минтруда России № 91н от 09.03.2016г. и «специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — утвержден приказом Минтруда России № 428н от 22.05.2017г.«). Для специалистов, которые работают в компаниях- производителях лекарственных средств, в настоящее время утвержден целый пакет профессиональных стандартов и их соответствие той или иной должности может осуществляться в виде процедуры добровольной аккредитации.


— Как программа «Фарма-2030» может помочь импортозамещению и подготовке профессионалов, нужных отрасли?


— Программа «Фарма-2030» направлена на импортозамещение и обеспечение лекарственной безопасности страны, поскольку ее целью является увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств и медицинских изделий в денежном выражении в 2 раза к 2030, а приоритетами в ее реализации, в том числе, являются импортонезависимость и создание условий для разработки инновационных ЛП. Ключевые цели и задачи программы учитывались, например, при определении набора рекомендуемых профессиональных компетенций при формировании модели специалиста. Кроме того, в процессе реализации программы важно развивать партнерство вуза и фармацевтических предприятий, заинтересованных в подготовке специалистов с необходимыми компетенциями. Это взаимодействие может осуществляться в виде внесения корректив в рабочие программы и содержание обучения по «выпускающим» дисциплинам, формирования кейсов и проектных заданий, чтения лекций и проведения занятий, участия в аттестации и оценке знаний, проведении профессиональных мероприятий.


— Как удается достигать цели воспитания нужных компетенций у молодых выпускников в РУДН?


— Компетентностная модель специалиста включает универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Универсальные и общепрофессиональные компетенции, как известно, установлены ФГОС 33.05.01 «фармация» (приказ Министерства образования и науки РФ № 219 от 27.03.2018г.), а профессиональные компетенции и индикаторы их освоения определяются в соответствии с Примерной основной образовательной программой по специальности. Действующая рабочая программа ориентирована на формирование всех обязательных профессиональных компетенций и 8 рекомендуемых, которые определены вузом и направлены на формирование междисциплинарных компетенций и компетенций в области фармацевтической разработки. Таким образом, в первую очередь, необходимо чтобы содержание преподаваемых дисциплин и учебно-методический комплекс обеспечивали формирование нужных компетенций. В современном образовании важным навыком обучающихся является способность выбирать образовательную траекторию, творчески подходить к решению поставленных задач, для чего в рабочей программе существуют дисциплины по выбору, а в учебном процессе используются современные формы и методы обучения (например, проектная деятельность, смешанное обучение и пр.). Участие студентов в исследовательской деятельности также направлено на формирование компетенций, необходимых для современных фармацевтических организаций.


С 2022 года Медицинский институт РУДН реализует программу магистратуры «Создание и разработка лекарственных препаратов». Это первая программа на русском языке, охватывающая все этапы разработки препарата — от появления идеи до выведения препарата в рынок. В рамках программы студенты изучают биохимические основы фармакологии, прикладные аспекты доклинических и клинических исследований, вопросы регистрации лекарственных препаратов. Основной фокус программы сделан на формирование особого мышления разработчика лекарственных препаратов — с фокусом на математические основы принятия решений, биохимию и органическую химию, анализ данных, основы биостатистики и дизайн экспериментов. Выпускники нашей программы получают общее представление обо всех этапах создания препарата и могут специализироваться в рамках одного из трех узких направлений: ранняя разработка, клинические исследования и качество лекарственных препаратов.

Поскольку для достижения цели, которая поставлена в программе «Фарма-2030», необходимы высококвалифицированные специалисты, способные решать поставленные задачи, в любом вузе, где осуществляется подготовка кадров для фармацевтической отрасли, главными ориентирами для формирования компетентностной модели и определения содержания обучения должны быть современные требования к специалистам и тенденции развития фармации.



Поделиться
Открыта редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса