Версия для печати 620 Материалы по теме
Вологодская область: от централизации к цифровой трансформации

Начиная с конца 1999 года в Вологодской области проведена масштабная работа по автоматизации регионального и муниципального сегментов управления общественными финансами. Используемые региональные информационные системы обеспечивают электронный юридически значимый документооборот, прозрачность и эффективность всех бюджетных процедур, однократность ввода нормативно-справочной информации. О цифровой трансформации процесса финансового управления рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Татьяна Борисовна Голыгина.

Этапы цифровизации

Вологодская область более 20 лет планомерно организует применение современных информационных технологий (рисунок 1). Первыми информационными системами в регионе стали:

  • автоматизированная система «Бюджет», используемая при планировании и исполнении областного и местных бюджетов, с подсистемой «Удаленное рабочее место», полученной путем развития функциональности АС «Бюджет» (рисунок 2);
  • автоматизированная система анализа, планирования и прогнозирования областного бюджета «Планирование» с подсистемой «Государственные программы» для обеспечения деятельности по управлению процессом планирования бюджета.

Они позволили сформировать азы внутреннего и внешнего электронного документооборота в рамках исполнения бюджета на региональном и муниципальном уровнях, а также заложить основу для централизации данных по бюджетному и бухгалтерскому учету. Позднее в области была внедрена автоматизированная система для обеспечения деятельности по управлению процессом планирования бюджета ПК «Web-Планирование», возможности которой с каждым годом только расширяются.

Задача 2024 года — завершить переход на «Web-Исполнение» путем развития функциональности АС «Бюджет», что позволит сформировать единую подсистему управления бюджетным процессом, единое информационное пространство.

Автоматизация бюджетного учета и отчетности

Для автоматизации процесса составления отчетности еще в 2012 году внедрена автоматизированная информационная система сбора, свода и консолидации отчетности «Web-Консолидация» (рисунок 3), которая развернута на региональном, муниципальном и ведомственном уровнях. Вся месячная и квартальная бюджетная отчетность, а также сводная бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений представляется только в электронном виде с обязательным применением электронной подписи.

Внедрение информационно-технологических решений в финансовой сфере позволило нам реализовать масштабный проект по централизации учетных функций органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений области. С 2015 года ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности организовано в ГИС «Единая централизованная информационная система бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (ГИС ЕЦИС), прошедшей в специализированной организации аттестацию соответствия требованиям безопасности информации. Муниципальные учреждения осуществляют переданные полномочия по ведению учета в сервисной подсистеме ЕЦИС с 2018 года.

Ведение учета осуществляется на принципах использования юридически значимого электронного документооборота, электронного хранения документов, применения единообразных подходов при начислении и выплате заработной платы, единообразного применения кадровых документов, ведения учета себестоимости, налогового учета. При этом департамент финансов совместно с центрами учета постоянно работает над развитием и совершенствованием работы системы.

Созданные при департаменте финансов методологический совет и рабочие группы (подгруппы) по развитию ГИС ЕЦИС (рисунок 4), заседания которых проходят на регулярной основе, определяют единую методологию ведения бухгалтерского учета.

Подгруппой по заработной плате и табельному учету рассмотрены вопросы реализации предупредительных мер в системе, автоматизации расчетов заработной платы, вопросы формирования отчетов, регистров учета, печатных форм документов, вопросы систематизации и хранения первичных документов в ГИС ЕЦИС. Подгруппой по вопросам платных услуг и расчета себестоимости для центров учета в ГИС ЕЦИС реализован расчет себестоимости готовой продукции и оказания услуг. Подгруппой по электронному архиву урегулирован ряд вопросов по обеспечению электронного хранения документов, по регистрам налогового учета, схемам электронного документооборота по вопросам работы в системе материально-ответственных лиц.

ГИС ЕЦИС в здравоохранении

Значительная работа по развитию ГИС ЕЦИС была проделана в одной из самых сложных сфер — здравоохранении. Благодаря доработкам информационной системы учета удалось настроить качественную работу по ведению учета и унифицировать ведомственные документы. Организован ежедневный табельный учет. При этом исключен двойной ввод табелей; табель отражает все дополнительные часы работы (ночные, сверхурочные), работы по совместительству, что позволило работнику кадровой службы не делать дополнительные проекты приказов.

В ГИС ЕЦИС разработаны типовые печатные формы кадровых документов, отражающие специфику медицинских учреждений и соответствующие требованиям трудового законодательства. Решен вопрос аптечного учета в лечебных учреждениях и учета движения медикаментов. Разработан порядок перемещения лекарственных препаратов в личном кабинете системы «Честный знак» между лечебными учреждениями.

Достигнутые результаты позволили убедить руководителей медицинских учреждений в эффективности централизации бухгалтерского учета в сфере здравоохранения.

Интеграция

В 2021 году проведена большая работа по интеграции информационных систем департамента финансов с внешними информационными системами (рисунок 5). Сегодня информация из ЕИС в сфере закупок автоматически поступает в систему учета и отчетности для принятия к бухгалтерскому учету извещений и контрактов и в систему исполнения бюджета для постановки на учет бюджетных обязательств по 44‑ФЗ.

В результате в финансовые системы осуществляется загрузка структурированной информации и документов из внешних информационных систем, которые обеспечивают хранение подлинных, юридически значимых электронных документов в неизменном виде с сохранением реквизитов на соответствие загружаемых документов первоисточнику. Использование электронных юридически значимых документов, осуществление электронного взаимодействия с использованием государственных информационных систем позволяют своевременно решать вопросы соблюдения требований, установленных нормативными документами по закупкам.

Администрирование доходов

Совершенствуется и процесс администрирования доходов. Главные администраторы и администраторы доходов организуют начисление доходов различными способами. Это могут быть ведомственные информационные системы, ручной способ посредством Excel-таблиц и единая централизованная информационная система учета и отчетности. Такая организация работы не дает возможности оценить полноту отражения первичных учетных документов по начислению доходов и наличие достоверной информации по дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам.

Поэтому проведена работа по доработке ГИС ЕЦИС, которая позволила бы администратору доходов привести в соответствие с требованиями статьи 160.1 Бюджетного кодекса администрирование доходов и устранить имеющиеся недостатки. Последняя задача решается за счет единой точки входа в информационную программу, единства справочников организаций, адаптации рабочего места администраторов доходов, автозаполнения полей электронного первичного документа для снижения трудозатрат, т. е. исключения ручного ввода, осуществления автоквитирования платежей и электронного взаимодействия с ГИС ГМП.

С помощью информационных технологий на качественно новый уровень выходит и внутренний финансовый контроль. Большинство процедур и операций будет проходить через автоматический контроль, исключающий человеческий фактор.

Несомненно, нам есть что совершенствовать. На этот год ставим задачи по вопросам наращивания функционала ГИС ЕЦИС:

  • интеграция с федеральными информационными системами;
  • реализация аналитических отчетов для принятия управленческих решений субъектами учета;
  • электронный архив документов;
  • внедрение унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказами Минфина России.
Поделиться