Версия для печати 3669 Материалы по теме
Юрий Коростелев
Одобренные 26 августа 2008 г. правительством Москвы показатели проекта бюджета столицы на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг. подтверждают, что социальная направленность городской экономической и бюджетной политики сохраняется. Сейчас проект закона находится на рассмотрении в Московской городской Думе.
Юрий КОРОСТЕЛЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов

Формирование параметров трех­летнего бюджета на основе среднесрочного прог­ноза со­ци­ально-экономического развития для такого огромного мегаполиса, как Москва, является чрезвычайно сложной и многофакторной задачей, решение которой требует от всех участников бюджетного процесса качественного изменения отношения к планированию, реальной оценки необходимых и возможных новых расходных обязательств, ясной формулировки стратегических целей и результатов, высокой ответственности за принимаемые решения.
Очевидно, что трехлетний бюджетный период позволяет обеспечить стабильность, преемственность и предсказуемость бюджетной политики, создать четкую систему учета всех обязательств государства и стопроцентного исполнения решений в отношении среднесрочных программ социального и экономического развития города. В условиях «скользящей трехлетки» определяются стабильные объемы бюджетов главных распорядителей бюджетных средств, что, в свою очередь, дает ориентиры получателям бюджетных средств, которые ясно видят собственное будущее и могут более уверенно проводить свою хозяйственную политику.
В силу этих причин принятое правительством Москвы в мае 2008 г. решение о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является вполне обдуманным и обоснованным. Власти определили основные приоритеты на предстоящий трехлетний период, реализация которых будет подкреплена необходимыми средствами в виде сформированных бюджетных показателей на 2009–2011 гг. в разрезе главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств города Москвы.
Первая и главная макроэкономическая задача – необходимость обеспечения высоких темпов экономического роста и нового качества экономического развития на основе повышения производительности труда при помощи
инновационного развития, модернизации существующих производств во всех отраслях. Вторая – опережающий рост заработной платы работников бюджетных учреждений с тем, чтобы ее уровень был не ниже общегородского. Третья – дальнейшая реализация сформированной в городе системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, в том числе увеличение доплат к пенсиям из городского бюджета до уровня не менее двух прожиточных минимумов. Четвертая – действенная поддержка семьи, в первую очередь малообеспеченных и многодетных горожан.
В городском хозяйстве необходимо сконцентрировать усилия на реализации городских программ жилищного строительства, капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, развития городской транспортной инфраструктуры, ликвидации дефицита в электро- и газоснабжении столицы.
Стабильно высокие на протяжении ряда лет показатели темпов роста городской экономики обеспечивают не только планируемое наполнение доходной части бюджета, но и значительные сверхплановые суммы. С учетом этого доходная часть бюджета Москвы на предстоящие три года прогнозируется с ежегодным ростом на 18–20%. В абсолютных цифрах доходы бюджета на 2009 г. запланированы в объеме 1,4 трлн руб., на 2010 г. – 1,7 трлн, а в 2011 г. превысят 2 трлн. Таким образом, в целом за три года увеличение составит более 60%. Определяющую роль в формировании доходного потенциала столицы традиционно играют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Несмотря на высокую зависимость доходной части бюджета города от деятельности налогоплательщиков нефтегазового комплекса, в предстоящие три года прогнозируется рост поступлений по налогу на прибыль от предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность непосредственно на территории Москвы, доля которых с 63% в 2008 г. увеличится к 2011 г. до 74%.
Сложившаяся практика утверждения показателей бюджета с превышением расходов над собственными доходами сохранена и в 2009–2011 гг. и будет обеспечиваться привлечением источников финансирования дефицита бюджета в виде заемных средств. В 2009 г. дефицит планируется в размере 9%, а в последующие два года – 4 и 7% соответственно.
Расходная часть проекта бюджета сформирована на основе реестра расходных обязательств города Москвы. Все принятые столицей обязательства, включенные в реестр, обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами. Расходы бюджета города на 2009, 2010 и 2011 гг. запланированы в сумме 1,5, 1,7 и более 2 трлн руб. соответственно. Так, на обеспечение деятельности отраслей социальной сферы из бюджета за три года предполагается выделить почти 1,8 трлн руб. Все основные социальные расходы предусмотрены с ростом по отношению к параметрам текущего года в среднем на 30%.
За счет указанных средств будет профинансирован ряд ключевых направлений. Планируется последовательное повышение среднемесячной заработной платы бюджетникам. К концу 2011 г. ставка первого разряда единой тарифной сетки увеличится на 75% и составит 8 790 руб. В 2009–2011 гг. будут выполняться обязательства города по поэтапному увеличению доплат к пенсиям неработающих пенсионеров, и к 1 января 2010 г. пенсия достигнет двукратного прожиточного минимума пенсионера в городе. Сейчас он равен 4 586 руб. и ежеквартально повышается.
Кроме того, в предстоящем периоде будут сохранены и проиндексированы все денежные выплаты, предусмотренные программами «Год ребенка» и «Год семьи», расширен контингент получателей за счет повышения планки среднедушевого дохода, при котором семья приобретает право на получение пособий.
С 1 января 2009 г. начинается реализация программы «Год равных возможностей», предусматривающей проведение комплекса мероприятий по реабилитации и социальной адаптации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, приспособлению городской среды к проживанию инвалидов. В бюджете на 2009 г. на эти цели выделено более 8 млрд руб.
Все действующие социально ориентированные городские целевые
программы: «Столичное образование», «Столичное здравоохранение», «Культура», «Молодежь Москвы» – также обеспечены бюджетным финансированием.
Социальный характер имеют и расходы, направляемые на обеспечение деятельности системы городского хозяйства: предоставление за счет бюджетных средств мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, при пользовании городским общественным транспортом, пригородным железнодорожным сообщением. Только на оплату субсидий транспортным организациям в течение трех лет будет направлено более 125 млрд руб.
Особо следует выделить программу по капитальному ремонту жилищного фонда, первый этап реализации которой начат в текущем году. На эти цели в среднесрочном бюджете столицы предусмотрено 240 млрд руб. Предстоит отремонтировать миллионы квадратных метров жилья, чтобы в дальнейшем передать их в управление собственникам.
В числе важнейших направлений бюд­жетного обеспечения на 2009–2011 гг. названа реализация программных мероприятий по поддержке промышленности, на финансирование которых в течение трех лет будет выделено 10 млрд руб. Особое внимание будет уделяться развитию научно-технического потенциала города и созданию инновационной системы, а это еще более 15 млрд руб. бюджетных расходов.
Ежегодно утверждаемая адресная инвестиционная программа города Москвы является одной из основных частей бюджета столицы. Она имеет ярко выраженную социальную направленность, а средства на ее реализацию превышают 30% от общего объема ежегодных бюджетных ассигнований. Основная задача программы – жилищное строительство. В 2009–2011 гг. на строительство жилья из городского бюджета предполагается направить почти вдвое больше средств, чем за три предыдущих года. Для решения городских социальных программ планируется построить более 8 млн кв. м жилья.
В запланированный период времени будет завершена программа ликвидации дефицита в электросетевом хозяйстве города, а финансирование расходов по строительству дорог и метрополитена увеличится в 1,5 раза.
В социальной сфере адресная программа предусматривает возведение более 130 зданий школ и колледжей. Объемы строительства детских дошкольных учреждений сохранятся на прежнем уровне – 100 детских садов в год. Появятся новые объекты культуры: детские музыкальные школы, школы искусств, дома культуры – и более 140 физкультурно-оздоровительных комплексов, планируется реконструировать корпуса и обновить оборудование на объектах системы здравоохранения.
Таким образом, спроектирован­ные бюджетные показатели на предстоящий трехлетний период подтверждают преемственность бюджетной политики правительства Москвы, основными приоритетами которой являются:
—безусловное финансовое обеспечение реализуемых городом социальных программ;
—повышение качественного уровня предоставляемых городом государственных услуг;
—активное участие в реализации приоритетных национальных проектов;
—обеспечение стабильной работы и развития городской инфраструктуры;
—поддержка реального сектора экономики города Москвы, развитие инновационной деятельности, среднего и малого предпринимательства;
—осуществление инвестиционной деятельности, в первую очередь вложений в объекты социальной и инженерной инфраструктуры столицы.
Поделиться