№ 10 октябрь 2023 — 13 октября 2023

Парламентский контроль требует новых решений

Версия для печати 452 Материалы по теме
Парламентский контроль требует новых решений

В опубликованной в сентябрьском номере журнала «Бюджет» статье «Парламентский контроль: последствия и условия реализации» мы проанализировали проблемы, связанные с контролем соблюдения сроков принятия нормативных правовых актов, разрабатываемых во исполнение федеральных законов Государственной думой. Сегодня попытаемся определить способы решения поставленных вопросов.

Олег Викторович Морозов, председатель Комитета Государственной думы по контролю, кандидат философских наук, доцент, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

Алексей Геннадьевич Бирюков, кандидат экономических наук

Определить, как именно несвоевременное принятие отдельных подзаконных актов влияет на вопросы социально-экономического и иного характера, объективно сложно. Почти каждый из таких случаев имеет целый ряд индивидуальных причин и последствий. К тому же в отношении федеральных законов применяется специальный механизм их вступления в силу. Нередко в самом законе обозначены особые условия, сроки и иные параметры, определяющие начало действия принимаемых решений[1].

Пять причин

Учитывая данные, приведенные в первой части нашей статьи (см. «Парламентский контроль: последствия и условия реализации»), можно говорить о том, что расхождения между сроками вступления в силу норм закона возникают по следующим причинам:

1 Недостаточная определенность целей и задач принимаемого законодателем решения. В идеале закон[2], начиная от концепции (предмета первого чтения) и заканчивая поставленными целями, принимается при наличии отчетливого понимания сроков, условий и последствий его реализации. Иначе говоря, с момента принятия законопроекта результаты его действия должны определяться с достаточной точностью. На деле системной практики оценки последствий реализации соответствующих законов (за исключением, пожалуй, закона о федеральном бюджете) не наблюдается. Работа законодательного органа заканчивается принятием соответствующего законопроекта в третьем чтении. Это не подразумевает обязательность, технологически обеспеченную возможность сравнения достигнутого результата относительно идеи соответствующего законодательного решения.

Поделиться