Версия для печати 936 Материалы по теме
Международный экспортный форум «Сделано в России», организованный Российским экспортным центром (входит в ВЭБ.РФ), проходит в этом году в 11 раз
«Индия – одна большая стройка»: как заработать на новом рынке

Индия – страна практически безграничных возможностей для бизнеса. По итогам прошлого года объем ее ВВП превысил 3,3 трлн долларов и растет в среднем на 7% в год. Страна в пятерке самых крупных экономик мира. В 2023 г. Россия впервые вошла в тройку крупнейших торговых партнеров Индии, и это далеко не предел. В ближайшее время ожидается увеличение товарооборота между Россией и Индией более чем в 3 раза. 

Все говорит о том, что индийское направление выглядит достаточно перспективным, отметил модератор сессии старший вице-президент Сбера Владимир Ситнов: «Капитал Сбера в Индии на сегодняшний день больше 16 млрд рупий. Число клиентов измеряется тысячами, ежедневно мы проводим сотни платежей наших клиентов как с индийской, так и с российской стороны». 

По паритету покупательной способности Индия вышла на третье место в мире. Она также стала самой густонаселенной страной с 1,4 млрд жителей, средний возраст населения около 29 лет.  К 2025 году в каждом из 69 крупных городов Индии будет проживать более миллиона человек. Демография – одновременно и дивиденд, и вызов: свободным рукам нужны рабочие места.

«Любой сегмент, который компания находит на индийском рынке, даже если это очень узкий сегмент, 1 миллион численности населения точно будет обеспечен. В Индии так бурно развивается предпринимательство, что бизнес-экосистема вышла на третье место по целому ряду показателей. Например, по количеству так называемых компаний-единорогов, их сейчас в стране 110. Количество стартапов растет опережающими темпами – их уже около ста тысяч. Это и новые рабочие места, и престиж», – рассказала руководитель направления по исследованиям Индии МШУ СКОЛКОВО Лидия Кулик. – «Очень многое в сегодняшней индийской политике и в самосознании жителей страны связано с возвращением былого статуса сверхдержавы. Индийцы справедливо считают, что до прихода колонизаторов они были жемчужиной средневекового мира. Индия обогнала свою бывшую метрополию по размерам ВВП, и это предмет гордости для индийцев». 

Индия на первом месте по потреблению мобильных данных и на втором – по числу интернет-пользователей (более 800 млн человек). Это второй производитель смартфонов в мире. И третий по объемам потребитель энергии. Одна из задач, которая стоит перед Индией – изменить структуру экономики в сторону обрабатывающей промышленности. Своим абсолютным приоритетом правительство сделало лозунг “Make in India, Make for India, Make for the World” (“Делай в Индии, делай для Индии, делай для мира”). Приходящие в страну иностранные компании должны показать, как они могут улучшить ее развитие и сколько новых рабочих мест создать. 

«Первый миллион для нас был как выполнение первого взрослого разряда, когда ты показываешь, что можешь расти дальше. И его мы заработали на второй год существования индийского офиса. Сейчас мы идем на уровень “мастера спорта”, а финальная цель – “Олимпийские игры”. Мы планируем войти в топ-8 строительных компаний. Наш штат укомплектован местными сотрудниками. Они из разных штатов, в силу местных особенностей трудно из Дели коммуницировать, например, с Мумбаи. Это стоит учитывать, как и языковые различия в регионах страны. Кроме того, индийцы – жесткие переговорщики. Но бояться рисковать не нужно – все это вытащит вас на более высокий уровень», – подчеркнул руководитель компании «Технониколь Азия» Антон Беляков. 

По словам экспертов, любая российская компания, которая выходит на индийский рынок, должна понимать, что он очень чувствителен к цене, и что придется столкнуться с двойной конкуренцией – там выросли и локальные игроки, и присутствуют все глобальные. Необходимо усиливать конкурентные преимущества. В 2022-2023 году объемы двусторонней торговли выросли кратно, превысив  $49 млрд. Но усугубляется дисбаланс – индийский импорт в Россию проваливается. Одна из самых больших развивающихся отраслей в Индии – фарма. Объем иностранных инвестиций в отрасль превышает $7 млрд. 

«Для наглядности сравним с индийским кинематографом, который хорошо знают в России. Оборот Болливуда составляет $2 млрд в год. При этом 10 лет назад экспорт фармацевтической продукции из Индии – $12 млрд в год. То есть, по сути, шесть Болливудов. В 2022-2023 году Индия достигла отметки в $25 млрд, план на следующие 10 лет – достичь $130 млрд. Такие результаты были достигнуты в первую очередь за счет производства дженериков. Как фармацевтическая компания полного цикла мы закупаем в Индии и готовые лекарства, и сырье. В последние два года кооперация усилилась, поскольку несмотря на то, что де-юре проблем с европейскими медикаментами быть не должно, де-факто работать все сложнее и сложнее», – рассказал руководитель международной логистики ООО «Биннофарм Групп» Максим Андреев. 

Фарма очень чувствительна к логистике. Впрочем, это важный аспект в работе всех экспортеров. Эти вопросы решает российский перевозчик Fesco, разработавший оптимальные маршруты, рассказал вице-президент по линейно-логистическому дивизиону компании Герман Маслов: «Мы пришли надолго. На рынок перевозок Индии и России мы принесли технологии, которые отработали на крупных рынках Китая, Кореи, Японии и Вьетнама». 

Участники выделили следующие перспективные направления сотрудничества: строительство, участие в развитии транспортной инфраструктуры, образование, энергоэффективность, производство аккумуляторов и поставки редких цветных и металлов, необходимых для перехода на более чистые технологии, цифровизация, развитие газотранспортной инфраструктуры, сельское хозяйство, потребительские товары, переработка отходов, системы очистки воды  и сотрудничество в Арктике. 

Подробности – в трансляции на сайте главного экспортного форума страны.



Поделиться