25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 256 Материалы по теме
Мурманская область: проблемы ЕНП и развитие межбюджетных отношений

Мурманская область — ключевая территория опережающего развития в Арктической зоне РФ. Богатство и разнообразие природно-ресурсной базы всегда выступали основой для развития региональной экономики и социальной сферы. Но в то же время область несет повышенные бюджетные издержки, обусловленные природно-географическими факторами, трудовым законодательством и особенностями инфраструктуры.

Михаил Александрович Селезнев, министр финансов Мурманской области

Исполнение бюджета-2023

Мурманская область имеет высокий уровень самостоятельности бюджета — более 80% расходных обязательств мы обеспечиваем за счет собственных доходов. Эффективная региональная политика, направленная на рост экономики и инвестиционного потенциала области, а также исключительность продукции, в производстве которой заняты экспортно ориентированные предприятия региона, позволяют нам избегать чрезмерных колебаний налоговых поступлений. В свою очередь, это оказывает положительное влияние на повышение доходной базы регионального бюджета и поддержание ее стабильности.

Ежегодно Мурманская область показывает высокие темпы роста доходов, которые преимущественно покрывают расходные обязательства. Повышаются объемы поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России. Так, несмотря на сохранение внешнего санкционного давления, за 2023 год доходы превысили утвержденные назначения на 7,2 миллиарда рублей и составили 127,7 миллиарда рублей (рисунок 1). Объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета — 110,3 миллиарда рублей — вырос на 28% к 2022 году. При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета снизились более чем на 10% и составили 17,4 миллиарда рублей. С 2021 года Мурманская область не является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из-за высокого налогового потенциала региона.

С 2021 года Мурманская область не является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из-за высокого налогового потенциала региона

Поступление доходов складывалось в основном за счет налоговых и неналоговых доходов. Они составляют 86% от всех поступлений (рисунок 2). Традиционно в их структуре основная доля приходится на налог на прибыль организаций (51,3%) и налог на доходы физических лиц (32,3%). Их поступление в основном обеспечивают предприятия металлургического и энергетического комплексов, горнодобывающая и рыбодобывающая отрасли.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно