Несколько лет назад тема обеспечения жильем детей-сирот вышла на первый план общественной повестки. У регионов накопились значительные очереди, и проблема требовала незамедлительного решения. Государство начало наращивать вложения в эту сферу, что дало свои результаты.
Сергей Иванович Штогрин, аудитор Счетной палаты РФ
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на обеспечение жильем детей-сирот выросли в 2023 году по сравнению с 2021 годом в два раза. Естественно, это отразилось и на показателях выделения жилья. Если в 2020 году им было обеспечено 22 тысячи детей-сирот, то в 2022 году — уже 34 тысячи, а в прошлом году — более 37 тысяч сирот. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), задолженность по обеспечению жильем детей-сирот за 2023 год снизилась на две тысячи человек и, по информации на февраль 2024 года, составила 188,5 тысячи человек.
В 2022 году главным распорядителем федеральных бюджетных средств в сфере обеспечения детей-сирот жильем стало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Благодаря его усилиям за
Четвертого августа 2023 года в России был принят Федеральный закон № 461‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“». Он предусматривает предоставление социальной выплаты (сертификата) на приобретение жилого помещения. Счетная палата РФ была одним из идеологов введения этой законодательной нормы. Ранее подобный механизм работал только в части субъектов РФ по их инициативе. В 2023 году способ обеспечения жильем детей-сирот посредством выдачи жилищного сертификата использовался в 40 субъектах РФ на основе региональных нормативных актов. В 2024 году началось распространение данного инструмента и в остальных субъектах РФ. Введение механизма обеспечения жильем детей-сирот посредством сертификата дает получателю гораздо более широкие возможности. Сирота может выбрать регион и район проживания, сертификат позволяет суммировать средства материнского капитала, собственные сбережения и ипотечный кредит для приобретения жилья большей площади. Одновременно сокращаются административные издержки при проведении аукционов по покупке квартир.
Введение сертификата по всей стране — это большое подспорье. Однако я считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя. Счетная палата РФ сделала вывод, что значительная численность детей-сирот, включаемых ежегодно в список на обеспечение жилыми помещениями, обусловлена в первую очередь высоким уровнем сиротства в регионах. Поэтому одной из приоритетных задач государства должно стать снижение численности детей-сирот в регионах, в том числе посредством уменьшения социальных предпосылок для оставления детей родителями. Работа в этом направлении, естественно, положительно скажется и на динамике задолженности по обеспечению жильем детей-сирот.