Версия для печати 271 Материалы по теме
Изобильненский МО: рискориентированный подход в муниципальном финансовом контроле

Финансовое управление администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края одержало победу в конкурсе журнала «Финконтроль». Подразделение было признано лучшим в номинации «Эффективный контроль» в том числе благодаря внедрению рискориентированного подхода. Организацию работы финуправления, а также развитие муниципалитета мы обсудили с главой администрации Владимиром Васильевичем Форостяновым.

Финансовое управление администрации Изобильненского муниципального округа (Ставропольский край) — победитель VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Эффективный контроль»

— Владимир Васильевич, расскажите, как отражается на работе администрации эффективная работа подразделения, отвечающего за внутренний финансовый контроль?

— Внутренний муниципальный финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами. Без него невозможно обеспечить надежное функционирование финансовой системы, результативно проводить свою экономическую политику. Качественный внутренний муниципальный контроль помогает обеспечить финансовую безопасность и устойчивость муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений.

Приведу пример из сферы образования. Здесь в прошлом году мы выявили нарушения по оплате принятых работ в соответствии с условиями контрактов на сумму 238,8 тысячи рублей. К тому же при нарушении условий контрактов поставщиками и подрядчиками заказчики в сферах образования и культуры, а также территориальные управления несвоевременно начисляли пени и штрафы. Все это создает риски для нашего бюджета. Однако проведение муниципального финансового контроля препятствует нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, позволяет обнаружить и раскрыть противоправные деяния, выявлять и устранять причины и условия, способствующие такого рода действиям.

— Как организован у вас внутренний контроль? Сколько человек за него отвечают?

— Все соответствующие полномочия у нас переданы финансовому управлению администрации. За внутренний финансовый контроль в нем отвечают два человека. В среднем они проводят 15–16 проверок в год. В течение 2023 года было проведено 19 проверок, в результате которых ревизоры выявили и урегулировали в рамках действующего законодательства нарушения на сумму 87,7 миллиона рублей.

Важным направлением в их деятельности является профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и в управлении муниципальным имуществом. В этих целях проводится комплекс контрольных мероприятий, направленных на противодействие коррупции совместно с правоохранительными органами.

Финуправление анализирует нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, изучается финансовый масштаб деятельности объекта контроля, в том числе объем лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию муниципальных программ, объем полученного финансового обеспечения выполнения муниципального задания. Также ревизоры оценивают планирование объектом контроля крупных закупок, согласно плану-графику закупок, анализируют длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия.

Для эффективного планирования контрольных мероприятий на очередной финансовый год специалисты финансового управления внедрили рискориентированный подход[1], который высоко оценила конкурсная комиссия. Мы опирались на опыт Министерства финансов Ставропольского края, однако все показатели определения рисков являются муниципальными наработками. Особенностью рискориентированного подхода стал анализ показателей учреждений за 10 месяцев текущего финансового года. Сегодня планирование контрольных мероприятий мы проводим с учетом рискориентированного подхода. Их периодичность определяется исходя из присвоенной муниципальному заказчику категории риска. Такая организация работы позволяет нам оптимально использовать ресурсы органа контроля, а также повышать результативность деятельности.

— При такой высокой нагрузке получается ли у сотрудников Финансового управления повышать свою квалификацию?

— Без этого в современном мире не обойтись. Поэтому сотрудникам приходится выделять на обучение время, а администрации — деньги. Повышение квалификации муниципальных служащих Изобильненского муниципального округа осуществляется за счет средств бюджета округа в рамках муниципальной программы «Развитие муниципальной службы».

Ежегодно на мероприятия по повышению квалификации выделяются 300 тысяч рублей. Обучение проходят более 50 наших сотрудников. В частности, в прошлом году специалисты Финансового управления для повышения эффективности свой работы участвовали в ряде онлайн-семинаров, а также прошли обучение по программам: «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок», «Вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе в Ставропольском крае» и «КонсультантПлюс Технология ТОП».

— Победа в конкурсе журнала «Финконтроль» далеко не единственное достижение Изобильненского муниципального округа. Расскажите, как удалось получить финансирование на благоустройство?

— В 2022 году Изобильненский городской округ победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды с проектом «Благоустройство пешеходной зоны улицы Ленина до переулка Ленина в г. Изобильном». Благодаря конкурсу мы получили на благоустройство центра города более 135 миллионов рублей. К настоящему времени практически все работы уже завершены. Также в рамках реализации губернаторской программы поддержки местных инициатив мы ведем активную работу по участию в конкурсном отборе проектов развития территорий муниципальных образований Ставропольского края. Благодаря этому в 2023 году мы смогли реализовать 17 проектов на общую сумму почти 54 миллиона рублей. Субсидия из краевого бюджета составила 31,6 миллиона рублей, из местного бюджета мы выделили 16,5 миллиона, а инициативные платежи от населения и бизнеса составили 5,6 миллиона рублей. Средства пошли на ремонт дороги и обустройство тротуаров в девяти населенных пунктах, благоустройство парковой зоны, скейт-городок, детский игровой комплекс, стадион, две спортивные площадки и спортивно-оздоровительный комплекс, а также на реставрацию сельского Дома культуры.

На 2024 год прошли конкурсный отбор 15 наших проектов на общую сумму более 74 миллионов рублей. Краевой бюджет выделяет муниципальному округу 43,6 миллиона рублей, средства местного бюджета составляют 25,3 миллиона рублей, а инициативные платежи — 5,5 миллиона рублей. На эти деньги мы планируем отремонтировать автомобильные дороги в восьми населенных пунктах, обустроить спортивную и детскую площадки, а также парковую зону, продолжить работы над детским игровым комплексом, озеленить сквер мемориала «Слава», благоустроить места захоронений в двух населенных пунктах.

В настоящее время инициативные группы наших населенных групп выбирают проекты для участия в конкурсном отборе на 2025 год. Также в будущем году мы рассчитываем получить финансирование в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». 15 марта запущено рейтинговое голосование по выбору объектов, подлежащих благоустройству в 2025 году в первоочередном порядке. В минувшем году благодаря реализации этого федерального проекта в Изобильненском округе была благоустроена территория вокруг здания Дома культуры станицы Баклановской на сумму более 22 миллионов рублей. Торжественное открытие состоялось летом 2023 года. На площади, где проходят все праздники и мероприятия для местных жителей и гостей, появилась зона отдыха с навесом, спортивная площадка, мемориал «Труженикам тыла и детям войны», а также скамейки, клумбы, арт-объекты, огромный экран и многое другое. За облагораживание этой территории в 2022 году проголосовало больше половины опрошенных — почти 10 тысяч человек из 17,5 тысячи.

regnum_picture_16479934286214918_normal.jpg

— Судя по вашим словам, бизнес активно принимает участие в благоустройстве территории. Расскажите о его структуре.

— Бизнес в округе представлен рядом сельскохозяйственных производителей, предприятиями газовой и энергетической промышленности. Несколько лет назад на территории округа был реализован крупный инвестиционный проект по строительству тепличного комплекса по выращиванию овощей защищенного грунта. Он позволил обеспечить как рост числа рабочих мест, так и увеличение поступлений бюджетообразующего налога округа — налога на доходы физических лиц.

Также у нас работают небольшие компании, занятые в основном в области растениеводства, выращивания зерновых культур, торговли, общественного питания и обслуживания населения. В 2023 году на территории городского округа действовали 2342 субъекта малого и среднего предпринимательства, что составляет 103,40 процента к аналогичному периоду 2022 года.

Основную долю поступления налоговых доходов в бюджет округа обеспечивают налогоплательщики, работающие в отрасли сельского хозяйства, — более 22 процентов налоговых доходов, транспортировки и хранения газа — порядка 10 процентов, торговли и обрабатывающих производств — примерно по девять процентов, складирования и сухопутных перевозок — более пяти процентов.

— Какую поддержку оказываете МСП муниципалитета?

— Специалисты администрации на постоянной основе оказывают консультационную поддержку предпринимателям. На своем официальном сайте мы размещаем всю актуальную информацию. По данным Фонда микрофинансирования, за девять месяцев 2023 года поддержка была оказана семи субъектам МСП муниципального округа. На развитие бизнеса они получили 22,6 миллиона рублей. ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» за тот же срок предоставил поручительства 12 субъектам МСП на общую сумму 158 миллионов рублей.

В округе сформирован и постоянно дополняется перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. В будущем мы планируем провести его актуализацию и расширение. Кроме того, мы рассматриваем возможности предоставления муниципального имущества субъектам МСП, занятым в отдельных отраслях экономики на льготных условиях. Мы устанавливаем стимулирующие налоговые льготы по местным налогам малому бизнесу в наименее развитых в округе сферах деятельности, в отдельных случаях мы даже оказываем прямую поддержку за счет средств местного бюджета в форме субсидий или бюджетных инвестиций.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1] В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2020 года № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля „Планирование проверок, ревизий и обследований“».

Поделиться