Говоря о контроллинге как о концепции управления, следует начать с определения его сущности и места в системе управления. В этом вопросе важно обратиться к идеологии механизма и заострить внимание на том, что контроллинг отвечает не за то, что сделать, а за то, как это сделать эффективнее. Соответственно, контроллинг характеризуется таким функционалом, как методическое обеспечение, информационная поддержка, формирование требований и др. Понимание этого позволяет разграничить функционал контроллинга и иных зон управления (планирование, учет, контроль, управление рисками и др.), выстроив эффективную и отвечающую потребностям сегодняшнего дня систему управления.
Дарья Викторовна Горохова, директор Центра непрерывного финансового образования финансового факультета, доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н.
В России до
Появление контроллинга в государственной сфере обусловлено в первую очередь масштабной цифровизацией государственного управления. Это привело к наличию большого количества информации о деятельности органов власти, которая, конечно же, является базой для принятия управленческих решений, но, как правило, не может использоваться без должной обработки и анализа. Соответственно, появилась необходимость в информационно-аналитическом обеспечении управленческих решений, то есть в функции, которую несет контроллинг.
Кроме того, роль контроллинга в государственном секторе возрастает в связи с усилением неопределенности внутренней и внешней среды, глобальных экономических изменений, изменением роли государства и государственных учреждений в экономике. Возрастает роль оперативной ответной реакции на происходящие изменения, что также достигается посредством контроллинга.
Модель контроллинга
Наиболее полно сущность контроллинга можно раскрыть, представив его как систему, которая состоит из ряда подсистем (рисунок 1). Как и любая другая система, контроллинг состоит из объекта и субъекта управления. Не будем подробно останавливаться на субъекте управления, тут лишь следует заметить, что им может быть как отдельное структурное подразделение, так и отдельный сотрудник. Выбор, на наш взгляд, определяет организационная структура, масштабы и цели деятельности организации. Объектом управления выступают реализуемые в организации процессы и операции. В зависимости от масштаба организации число управляемых процессов может разниться. Именно поэтому сегодня можно встретить более узкоспециализированные направления контроллинга, такие как финансовый контроллинг, контроллинг персонала и др.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти