Версия для печати 523 Материалы по теме
Инициативы школьников Медногорска

Инициативное бюджетирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, а также одним из наиболее активно развивающихся способов вовлечения населения в решение задач местного самоуправления. Особую актуальность и значимость сегодня приобрели идеи и практики школьного инициативного бюджетирования.

Ирина Валерьевна Никитина, заместитель главы города Медногорска Оренбургской области по финансово-экономической политике — начальник финансового отдела администрации города

У города Медногорска имеется свой интересный опыт развития школьного инициативного бюджетирования. Это прежде всего проект «Школьный бюджет», который мы реализуем с 2020 года.

Механизм проведения конкурсного отбора ежегодно совершенствуется, учитывая обратную связь школьного сообщества. В 2023 году, например, изменения коснулись возрастной категории участников, а также финансового обеспечения проекта. Если раньше в конкурсе могли участвовать ученики 9–11-х классов, а сумма призового гранта составляла 500 тысяч рублей, то теперь к участию привлечены учащиеся 3–11-х классов по возрастным параллелям, а призовой грант увеличен до 800 тысяч рублей. Введена новая номинация «Приз зрительских симпатий» по каждой возрастной параллели.

Благодаря проекту «Школьный бюджет» в образовательных учреждениях Медногорска реализовано девять идей учащихся. Общий бюджет проектов составил 2,4 миллиона рублей.

У участников «Школьного бюджета» востребованы проекты, направленные на создание более комфортной среды обучения, где ребята стремятся создать многофункциональные рабочие и коворкинговые пространства, рекреационные зоны. Также в числе реализованных проектов — оборудование спортивного зала, создание школьной видеостудии, приобретение инвентаря для школьной театральной деятельности.

Конкурсы

Полученный опыт и результаты позволяют муниципалитету ежегодно принимать активное участие во Всероссийском конкурсе проектов инициативного бюджетирования и входить в число лучших. Так, в 2021 году в номинации «Проект школьного и молодежного инициативного бюджетирования» школьники Медногорска стали победителями и получили 100 тысяч рублей на реализацию проектов.

В 2022 году проект медногорских школьников был признан лучшим в рамках фестиваля «ФинЗож» — всероссийского онлайн-марафона по финансовой грамотности для школьников. Его организатором является Минфин России, а оператором — Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России.

«Эко-ШкИБ»

Ярким событием 2023 года в области школьного инициативного бюджетирования стало участие в конкурсе школьных и молодежных экологических проектов инициативного бюджетирования «Эко-ШкИБ». Конкурс проходил при поддержке НИФИ Минфина России в рамках реализации проекта «Уютный и красивый дом в команде единомышленников-финансистов» на средства гранта, предоставленного общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых». Этот проект не просто дал нам возможность заявить и реализовать свои идеи, но прежде всего позволил увидеть школьное инициативное бюджетирование в новом для нас тематическом векторе.

Особенно приятной стала инициативность образовательных учреждений города. Медногорск стал одним из наиболее активных участников конкурса среди муниципальных образований Оренбургской области. Для участия в конкурсе образовательные учреждения города направили шесть проектных заявок: «Экологическая инициатива „Вместе мы —сила!“», «Школьный двор — цветочный дом!», «Живой уголок в школе», «Живая планета школы», «Покормите птиц зимой!», «Цветик-семицветик для друзей».

Экологическое инициативное бюджетирование позволило открыть новые горизонты для работы. Наши школьники подняли вопросы повышения экологической грамотности, введения экологической повестки в образовательный процесс, создания просветительских площадок и школьных экопространств. Таким образом, затронули поистине масштабные проблемы, ориентированные на более широкую аудиторию.

Работа началась с информационной кампании. Затем на основе проектных идей были сформированы школьные проектные команды (инициативные группы). Они охотно взялись за разработку инициативных проектов. Все проекты прошли экспертизу и доработку школьными проектными командами. Важным этапом стало продвижение проектов: монтаж видеовизиток, их презентация, публикация информации о проектах в социальных сетях и голосование.

Чрезвычайно полезными стали разнообразные образовательные интенсивы и вебинары, проведенные кураторами и экспертами проектов. Важной особенностью мероприятий стало одновременное участие детей и педагогов-наставников. Наличие обратной связи позволило участникам разных возрастов и разного опыта обмениваться своими взглядами, мнениями и идеями. Экспертам удалось передать ребятам навыки проектной деятельности по экологической тематике.

Конкурсные работы медногорских школьников были представлены на высоком уровне, учащиеся и их школьные кураторы очень ответственно подошли к выбору актуальности и качеству подготовки будущих проектов. Все они были разработаны в строгом соответствии с процедурами инициативного бюджетирования.

«Эко-ШкИБ» позволил увидеть школьное инициативное бюджетирование в новом ключе, дал возможность заявить и реализовать проекты экологической повестки, затронув масштабные проблемы, ориентированные на широкую аудиторию

Весомую роль в процессе подготовки проектов для ребят сыграл опыт участия в проекте «Школьный бюджет». Несомненно, им помогли имеющиеся знания и практические навыки в сфере школьного инициативного бюджетирования.

Победа в конкурсе

Результатом напряженной и в то же время интересной работы стала победа в конкурсе команды школы № 7 города Медногорска. В номинации «Лучший инфраструктурный проект» проектная заявка ребят «Живая планета школы» стала лучшей и заняла первое место. На реализацию своих идей школа получила денежную премию в размере 150 тысячрублей.

Стоит отметить, конкуренция была серьезная, всего на конкурс было заявлено 249 экологических проектов из 26 регионов России. Столь огромный отклик удивил даже организаторов конкурса.

Основная идея проекта-победителя заключалась в создании на территории школы ЭкоЦентра с живым уголком. ЭкоЦентр— это центр экологического воспитания и взаимодействия детей с природой, а также способ развития и поддержания эковолонтерского движения. Примечательно то, что ухаживают за животными в живом уголке эковолонтеры, а корм приобретается за счет денежных средств, полученных от сбора в школе макулатуры. Школьникам удалось привлечь к проекту внимание и поддержку родительского сообщества и спонсоров.

Также приятной новостью стало то, что учащиеся школы № 7 вошли в пятерку участников, которые первыми подали проектные заявки для участия в конкурсе. Ребята стали победителями розыгрыша уникального фирменного мерча[1] «Эко-ШкИБ».

Торжественное чествование победителей конкурса прошло в Москве на Форуме победителей конкурса «Эко-ШкИБ 2023». В ходе мероприятия команда медногорских школьников представила свой проект и получила заслуженную награду. Учащимся были вручены памятные призы и денежный сертификат.

Всего форум собрал 11 команд-победителей из разных регионов нашей страны. С теплыми словами и напутствием к юным участникам конкурса обратились заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, директор НИФИ Минфина России В. С. Назаров, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России В. В. Вагин. Также в рамках форума учащиеся получили опыт живого общения с экспертами и единомышленниками. В целом ребята получили массу положительных эмоций.

В настоящее время проект «Живая планета школы» успешно реализован. В школе создан специализированный ЭкоЦентр. Появилось новое пространство, работа в котором направлена на решение задач экологического воспитания, поддержания и развития экологического движения. Таким образом, «Эко-ШкИБ» позволил еще раз на практике понять, что такое инициативное бюджетирование. Ребята прошли весь путь — от идеи, расстановки приоритетов до практической реализации проектных инициатив.

Но наши школьники не останавливаются на достигнутом, они полны креативных идей и задумок. В самом разгаре очередная реализация проекта «Школьный бюджет»: ребята готовят заявки для участия в проекте. Мы видим, что суть школьного инициативного бюджетирования молодому поколению понятна и близка, именно поэтому они так активно включаются в работу и находят порой неожиданные решения волнующих их проблем.



[1] Мерч — это одежда, аксессуары и другая продукция с символикой бренда, которая призвана объединять людей вокруг главной идеи, ценности, философии самого бренда.

Поделиться