Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению, рассказал «Бюджету» о наиболее важных для муниципалов документах, принятых в последнее время.
— Алексей Николаевич, какие из принятых в прошлом году законопроектов вы могли бы отметить в числе наиболее важных?
— Комитет Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению работает одновременно в нескольких направлениях. Но основная наша задача, конечно, это работа над законопроектами.
В период весенней и осенней сессий 2023 года комитет являлся ответственным в работе над 38 законопроектами. Кроме того, на окончание 2023 года по 28 законопроектам мы были соисполнителями. К концу прошлого года была завершена работа над 17 законопроектами, по которым комитет являлся ответственным, при этом было принято восемь федеральных законов. Отмечу наиболее важные из них:
1. Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 228‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Документ направлен на обеспечение реализации положений Федерального закона от 1 мая 2019 года № 87‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“», которым введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. До 1 января 2025 года установлен переходный период, в течение которого действующее законодательство должно быть приведено в соответствие с положениями ФЗ.
2. Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 420‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ“».
Направлен на совершенствование правового регулирования осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.
Правомочия органов МСУ по участию в межмуниципальном сотрудничестве закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Но большая часть соответствующих положений посвящена вопросам межмуниципального сотрудничества в пределах России, а также муниципалитетов приграничных субъектов РФ. Вместе с тем согласно пункту 8 части 1 статьи 17 Закона № 131‑ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы МСУ обладают таким полномочием, как осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. Но до принятия Федерального закона от 26 июля 2017 года № 179‑ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» данные нормы Закона № 131‑ФЗ являлись декларативными, поскольку отсутствовал требуемый федеральный закон, существующей правовой базы было недостаточно. Действовали лишь отдельные нормы отсылочного характера, касающиеся внешних связей муниципальных образований и содержащиеся в нескольких нормативных правовых актах. Федеральным законом № 179‑ФЗ был установлен порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей, но не для всех муниципальных образований, а только для расположенных на территориях приграничных субъектов РФ.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти