Механизм инициативного бюджетирования закрепился в понятийном аппарате российского законодательства всего десятилетие назад. Но технологии вовлечения граждан в решение местных вопросов развиваются в мировой практике на протяжении последних 100 лет. Исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований Артем Владимирович Юдкин является автором ряда аналитических работ в области развития местного самоуправления, а также участником внедрения проектов открытого правительства на региональном и федеральном уровнях. Журналу «Бюджет» он рассказал о международном опыте вовлечения граждан в управленческие процессы.
— Артем Владимирович, расскажите об истории партисипаторного бюджетирования. Когда и при каких условиях оно появилось? Какие наиболее удачные международные практики можно упомянуть?
— Начну с того, что понимание партисипаторного бюджетирования в мире сводится к необходимости поддерживать участие граждан в делах местных сообществ, развивать гражданское общество. А в отношении публичных финансов — к тесной увязке гражданских инициатив и управленческих (или политических) решений.
Механизм вовлечения граждан в решение местных вопросов, в развитие территорий и реализацию проектов имеет более чем столетнюю историю. Есть множество примеров в странах с самым разным политическим устройством, среди которых — США, Аргентина, Южная Корея, Испания, Индия, ЮАР, Финляндия и другие государства. Но все же общепризнанным, наиболее близким к пониманию партисипаторного бюджетирования является опыт бразильского города Порту-Алегри, где когда-то существовал гигантский разрыв между элитными районами и трущобами. В 1989 году в городе стартовал эксперимент развития партисипаторного бюджета, который помог создать условия равного доступа граждан к социальным благам. Его суть состояла в том, что городские власти выделяли бюджетные средства, которые тратились исключительно по решению горожан. Этот исторический пример был направлен на вовлечение бедных слоев населения в управление.
Важным примером международного опыта инициативного бюджетирования выступает США, где оно активно развивается именно в контексте вовлечения граждан в бюджетный процесс. В настоящее время в США реализуется около 20 практик партисипаторного бюджета. Большинство из них — небольшие проекты, реализуемые на небольшой территории муниципальных образований. Но некоторые инициативы, например запущенный командой мэра в 2014 году в Бостоне проект «Молодежь возглавляет изменения», уже получили широкое распространение.
Это была первая в США практика партисипаторного бюджетирования, которая опиралась исключительно на молодежь. Молодых бостонцев спросили, на какой общественный проект они бы хотели потратить миллион долларов из городского бюджета. Для этого по всему городу установили специальные кабины, в которых можно было отдать свои голоса за один из нескольких проектов: установку камер безопасности в парках, приобретение компьютеров для студентов, сооружение паблик-артов (специальных стен для граффити). Проголосовало около 1,5 тысячи молодых жителей, которые предпочли паблик-арт другим проектам.
Среди успешных проектов в американских мегаполисах можно отметить практику Нью-Йорка. Здесь была создана Комиссия по гражданскому вовлечению общественности (во взаимодействие с публичной властью), которая координирует партисипаторное бюджетирование. Комиссия запустила два больших механизма, в том числе в сложный пандемийный период. Так, в 2023 году были объявлены итоги голосования «Народные деньги» — первого в истории Нью-Йорка общегородского голосования по составлению бюджета. В нем приняли участие более 100 тысяч жителей мегаполиса. По результатам народного отбора были профинансированы 46 проектов, которые касались проблем молодежи, а также были направлены на психологическую помощь населению.
В Республике Корея еще в 2011 году на государственном уровне были внесены изменения в Закон о местных финансах и все муниципальные власти обязали внедрить партисипаторное бюджетирование.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти